рабочая программа по географии 6 класс_4465


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы для общеобразовательных учреждений по географии для 6 -7 классов и авторской программы под редакцией О.А. Климановой и В.В. Климанова «Землеведение», 6 класс, 70 часов, 2 часа в неделю, опубликована в сборнике под редакцией Е.В.Овсянниковой, «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: «Дрофа», 2008., с 53.

Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» — 7 класс и «География России» — 8-9 классы. Курс «Землеведение» предполагает ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе, ее основных закономерностях и взаимовлияния природы и человека. В программу курса включены некоторые вопросы основных природных закономерностей, объем упрощен с учетом возраста и нецелесообразностью изучения многих глобальных процессов в рамках базового школьного курса.

В 6 классе изучается:

Раздел 1 — «Земля во Вселенной»,

Раздел 2 — «Развитие географических знаний о земной поверхности»,

Раздел 3 — «Природа Земли»,

Раздел 4 – « «Географическая оболочка – среда жизни».

Содержание курса направлено на формирование у учащихся целостных знаний о каждом из компонентов природной среды и их влияния на человека. В основе изучения — принцип системного подхода, т.к. изучаются основные закономерности, которые являются логическим следствием существования географической оболочки. Исключены из содержания вопросы иерархии и организации природных комплексов. Географическая оболочка рассматривается как место проживания человека.

По проекту Федерального Базисного учебного плана на основной курс «География. Землеведение» 6 класс планируется 35 часа (1 час в неделю). Еще 35 часа из школьного компонента рекомендуется отводить «на изучение содержания образования краеведческой направленности» (Федеральный базисный учебный план, МОиН РФ, Москва, 2004). Так как курс сокращен до 35 часов сокращается объем содержания темы « Путешествия и их географическое отражение». Основной акцент направлен на тему о плане местности и географической карте.

В 6 Г классе планирование к рабочей программе составлено с учетом базисного плана для данного типа класса – 2 часа в неделю (т.е. 70 часов). Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться поэтапно. Из-за сокращения часов, предполагаемые авторской программой практические работы, направленные на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой, по моему мнению, не дадут должного эффекта. Выполнение задачи по составлению несложной географической характеристики будет затруднен. Региональный компонент — просматривается при выполнении практических работ: «Наблюдение за погодой», «Определение основных элементов речной системы…», «Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности», «Воздействие человека на природу с их последствиями в своей местности, видами стихийных бедствий». Но и при изучении компонентов природы, с целью обеспечения принципа связь с жизнью (прием «здесь и сейчас») и формирования ключевых компетенций планируется акцентировать внимание учащихся на особенности природы округа и города.

Программа является типовой (стандарт).

Задачи курса тесно переплетаются с целью МОУ «СОШ №9»: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения образовательных стандартов; адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни.

Цели и задачи курса «Землеведение» предполагают:

— освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

— овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту; применять географические знания для описания и объяснения разнообразных явлений и процессов;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

— воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

— формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

В результате изучения географии ученик должен:

знать/ понимать:

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт; результаты выдающихся геооткрытий и путешествий.

географических следствий движения Земли, географических явлений и процессов в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность в пределах России;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

приводить примеры: использования и охраны природы;

определять на карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и специальных географических умений, но и комплекс общеучебных умений.

Учебно-организационные умения и навыки: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Учебно-логические умения и навыки: выделять главное, существенные признаки понятий; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям, высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию  по заданным признакам. 

Учебно-информационные умения и навыки Поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий; составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам; качественно и количественно описывать объект.

Учебно-коммуникативные умения и навыки: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации; участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге .

Используемые технологии: традиционного, дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного обучения; элементы информационной, проектно-исследовательской, тестовой технологии;

На этапе внедрения:

использование электронного учебника на различных этапах уроков (по ситуации), как при изложении содержания курса, так и предлагаемые тесты и практикумы;

— компьютерные презентации учителя и учащихся – на различных этапах урока (изучение нового материала, сообщения учащихся, представление проектов-презентаций.

Проектные работы (информационные или проекты-презентации): по теме «История открытия и освоения Земли», «Природа и человек».

Заслушивание данных работ планируется в рамках декады методобъединения «геобиохим»: научной школы-семинар «Академия юных». Планируется апробировать элементы исследования (уроки № 12, 16, 17, 35).

 Основные методы:

 1. Репродуктивный (Р) — воспроизведение знаний, умений и навыков (через различные приемы работы с картами ,понятиями и терминами) ;

2. Объяснительно – иллюстративный (ОИ), сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

3.  Методы проблемного обучения:

частично – поисковый (ЧП) (основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся). Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей;

проблемного изложения (???) (вовлечение учащихся в познавательную деятельность);

исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы при работе с различными источниками географического содержания;

5. Практический.

6. Метод самостоятельной познавательной деятельности (формирование навыков учебного труда). 

7. Метод контроля и самоконтроля (письменный и устный, индивидуальный, заочные диагностические работы и другие формы).

Формы организации работы учащихся:

Индивидуальная, коллективная: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная работа.

Формы учебных занятий:

мини-лекции, эврестическая беседы, практические работы, мини- исследования, информационные монопроекы и другие.






See also:
Яндекс.Метрика