рабочая программа Первые шаги в мире информатики


Проверено Утверждено

Зам.директора по ВР Директор МБОУ «Красноярская СОШ»

_____________________ ____________________________________

Н.М.Никитина Т.Е.Денискина

«___»_________2013г. «___»______________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ

В МИРЕ ИНФОРМАТИКИ»

Учитель:

Мугинова Т.А.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2011 год;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;

Актуальность и практическая значимость для обучающихся:

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логически еструктуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1. освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

2. овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

3. развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

4. воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Задачи обучения информатике во 2-4 классах:

1. формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

2. Формирование умения представлять информацию различными пособами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ», «НАЙДЕТСЯ», «ДЛЯ ВСЕХ»;

3. формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм» и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

4. привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;

формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;

соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

Организация учебного процесса

Периодичность занятий – 2 раза в неделю (68 часов в год у 2-4 классов, 66 часов у 1 класса).

Формы обучения

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

Формы работы

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

фронтальной — подача учебного материала всему коллективу учеников

индивидуальной — самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

групповой — когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Примерная структура занятия:

Организационный момент ( 1-2 мин )

Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания

( 6-8 мин)

Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий ( 8-10 мин )

Физкультминутка (1-2 мин)

Работа за компьютером ( 10-15 мин )

Подведение итогов занятия ( 3 мин )

II. Общая характеристика учебного предмета (курса)

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;

формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;

соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

III. Место предмета в учебном плане

Изучение курса в 1 классе составляет 66 часов, 2 ч в неделю; во 2 – 4 классах – 204 часа (68 ч в год), 2 ч в неделю. Всего 270 часов.

IV. Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры связаны:

— с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

— с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

— с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.

V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса выпускником начальной школы

Личностные

внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

принятие образа «хорошего ученика»;

положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные

начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

сбор информации;

обработка информации (с помощью ИКТ);

анализ информации;

передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать общие приёмы решения задач;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

синтез;

сравнение;

классификация по заданным критериям;

установление аналогий;

построение рассуждения.

Регулятивные

начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

умение выполнять учебные действия в устной форме;

использовать речь для регуляции своего действия;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» выпускник начальной школы научиться:

называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);

называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);

приводить примеры количественной и качественной информации;

определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;

ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;

применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;

соблюдать правила поведения в компьютерном классе;

осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);

называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);

представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);

самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки.

VI. Содержание учебного предмета (курса)

1 класс (66 ч)

 

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер?  (2 ч)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка «Компьютерная школа». Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.

 Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (30 ч)

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.

 Введение в логику (34 ч)

Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.

2 класс (68 ч)

Повторение изученного материала (2 ч)

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Устройства компьютера. Возможности персональных компьютеров. Решение  задач на развитие внимания. Решение логических задач.

 Введение в логику (66 ч)

Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия «симметрия». Игра «Путешествие в Зазеркалье». Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Пропедевтика отрицания. Введение понятия отрицания. Логика и математика. Понятие «массив». Работа с массивами. Введение понятия присваивания.

3 класс (68 ч)

Повторение изученного материала (6 ч)

Техника безопасности. Краткая история развития вычислительной техники. Назначение основных устройств компьютера. Сферы применения компьютеров в жизни человека. Повторение темы «Введение в логику».

 Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (62 ч)

Что такое информация? Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение информации. Организация хранения информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации: с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке;  с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм. Решение задач с неполной информацией. Ведение в формальную логику.

4 класс (68 ч)

Повторение изученного материала (4 ч)

Техника безопасности. Понятие «информация», свойства информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации.

 Алгоритмы и исполнители (64 часа)

Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы  в математике. Алгоритмы и русский язык. Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам. Игра «Фокусы с числами». Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Пропедевтика понятия цикла, пропедевтика вложенных циклов. Исполнитель «Колобок» на линейке. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант ««Расположи предмет». Алгоритмы работы на координатной плоскости.

VII. Планируемые результаты изучения учебного курса

1 класс

В результате обучения учащиеся должны:

— знать правила поведения в компьютерном классе;

— знать основные сферы применения компьютеров;

— уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях «вверх», «вниз», «вправо», «влево»;

— уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;

— уметь проводить анализ при решении логических задач;

— иметь понятие о множестве;

— уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;

— уметь находить общий признак для группы предметов;

— знать понятие существенного признака предмета;

— уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;

— уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;

— уметь предлагать несколько вариантов «лишнего предмета» в группе однородных предметов;

— уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;

— уметь разделять фигуру на заданные части по представлению;

— уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;

— иметь представление о различных формах курсора;

— знать назначение клавиш Enter, BackSpace, пробел;

— использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;

— уметь управлять объектами на экране монитора.

2 класс

знать и уметь рассказывать правила поведения в компьютерном классе;

— знать основные сферы применения компьютеров;

— знать основные устройства компьютера;

— уметь решать задачи, связанные с анализом исходных данных;

— уметь выделять признак, по которому произведена классификация предметов;

— уметь находить закономерности в ряде предметов и продолжать этот ряд  с учетом выявленной закономерности;

— уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;

— иметь представление о понятии симметрии и видах осей симметрии;

— уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;

— уметь получать вариативные решения;

— уметь строить несложные паркеты;

— уметь делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы;

— уметь выявлять причинно-следственные связи;

— уметь решать задачи с неопределенным ответом;

— знать понятие отрицания и уметь использовать математическую запись отрицания;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика