рабочая программа Окружающий мир_52614


Окружающий мир

Пояснительная записка

ОСНОВА:программа «Окружающий мир» (УМК «Гармония»).

Автор – кандидат педагогических наук О.Т. Поглазова.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2010

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

— продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;

— последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;

— воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

— «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

— «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;

— «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».

С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки – путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки – конференции и др. учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

В результате усвоения курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать:

— правила безопасного поведения в природе и быту, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье;

— способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения многообразия живых организмов, чистоты окружающей среды;

— название своего государства, его столицы, государственных символов;

— смысл понятий: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, вулкан, пропасть; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, права, обязанности; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии, зеркально-симметричное расположение предметов;

— признаки живых организмов (растений, животных);

— 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов понимать:

— значение Солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и её необходимо экономно расходовать;

— человек не должен загрязнять землю промышленными и бытовыми отходами;

— человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;

— он является членом семьи, коллектива одноклассников;

— горожанином (селянином), гражданином своего государства;

— все профессии важны и нужны, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;

— Россия – многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

— Край, где они живут – их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.

Уметь:

— различать природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы;

— описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида;

— сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;

— определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

— объяснять сходство человека с животным и отличие от них; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое Родина и родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

— осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы;

— представлять результаты учебно-познавательной деятельности аргументированными ответами на вопросы, рисунками, аппликациями, условными знаками, простыми моделями, описаниями изучаемого предмета по предложенному плану, в схеме, в таблице, в дидактической и ролевой играх;

— создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения);

— оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— решения познавательных и практических задач;

— определения наиболее распространённых в своей местности природных и социальных объектов, опасных природных явлений;

— проведения наблюдений за объектами неживой природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах, оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;

— выполнение правил охраны природы, режима дня и укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе;

— осознания себя членом семьи, классного коллектива, горожанином, гражданином России;

— создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений).

Учебно-методическое обеспечение

— Поглазова О.Т. «Окружающий мир» — учебник и тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях);

— Поглазова О.Т. «Окружающий мир» — тестовые задания

— Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику-тетради для 2 класса

п/п

дата

Тема урока

Формируемые

Стр уч-ка

Рабочая тетр

понятия

УУД

Человек и природа – 9 часов

1

Что нас окружает. Тест №1, с.6-7 работа №1.

Закрепляем полученные в 1 классе

предметные знания

и умения.

Проверяем умение объединять предметы в группы по существенным

признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания

С. 3 — 5

2

Свойства живых существ. Наблюдения природных явлений

Учебный, научно-

популярный, худо-

жественный тексты,

схема, иллюстра-

ция, собственные

наблюдения, опыт,

модель, условный знак

Умение принимать и решать познавательные

и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации и схемы.

5 — 7

С.3-6

№ 1-6

3

Человек – часть живой природы.

Человек – часть

живой природы,

разумное существо.

Умение читать схемы и работать с ними;

давать аргументированный

ответ на поставленный вопрос.

8 -11

7-8

№ 7, 8,9

4

Человек – разумное существо. Практическая работа «Оказание первой помощи»

Изобретение, изо-

бретатель, средство

передвижения, бы-

товая техника, ин-

струменты, научные

приборы.

Умение собирать ин-

формацию из иллюстраций,

собственных наблю-

дений, учебного текста, рассуждать и

проверять свои выводы.

12 -19

10 -11

№ 10,11, 12

5

Профессии людей. Эколог – одна из самых важных профессий. Тест 2

Профессия эколог,

экологическая проблема

Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций

20-23

12 -13

№13 — 16

6

Здоровье человека. Значение природы для здоровья. Практическая работа: «Проверка остроты зрения и слуха. Гимнастика для глаз».

Здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная

физкультура, режим дня

Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из

иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы.

24 — 27

14 – 15

№ 17 — 22

7

Органы чувств и сохранение их здоровья. Практическая работа «Определение свойств тел осязанием».

Чем важны органы чувств, что опасно для их здоровья.

Как сохранять остроту зрения и слуха.

Функции органов

чувств, их гигиена,

правила безопасного поведения, первая помощь при небольших травмах

28 – 35

16 – 17

№ 23 — 26

8

Чистота- залог здоровья

Микробы, правила

ухода за кожей.

Умение трансформировать иллюстративную

информацию в вербальную; давать аргументированный ответ.

36-39

17

№ 27, 28

9

Азбука безопасности. Правила безопасного поведения. Работа 2. Творческая работа «Разыгрывание сценок безопасного поведения».

Правила безопасно-

го поведения в при-

роде, дома, на улице

Умение моделировать

различные ситуации,

опасные для детей.

40 — 46

18 – 19

№ 29 — 32

Красота и разнообразие неживой природы – 31 час

10

Кто и как изучает природу. Тест 3. Работа 3.

Наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы,

законы природы.

Регулятивные умения, оценивание своих успехов

47 — 51

20

№1

11

Природные тела и явления. Тест 4.

Явление, тело, метод

наблюдения – основной метод познания

природы.

Умение читать и составлять простые схемы

52 -55

20

№ 2,3

12

Разнообразие облаков. Наблюдение разных форм облаков.

Водяной пар, облако,

туман, кучевые, пери-

стые, слоистые облака.

Умение моделировать,

умение высказывать и

аргументировать свои

предположения.

56- 59

21

№ 4, 5

13

Гроза. Безопасное поведение во время грозы. Моделирование разных форм облаков. Работа 4.

Молния, гром, гроза,

молниеотвод, град, кислотный дождь, правила безопасного поведения во время грозы

Умение декодировать

условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации.

60 — 63

22 – 23

№ 6, 7, 8

14



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика