рабочая программа Литературное чтение


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе программы «Литературное чтение», автор О. В. Кубасова, утверждённой Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Для реализации программного содержания используется УМК:

– Кубасова, О. В. Литературное чтение. Любимые страницы: учебник для 2 класса: в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010г.

– Кубасова, О. В. Рабочая тетрадь к учебнику литературного чтения. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010г.

Цель курса:

* формирование «талантливого читателя», адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Задачи курса:

* формировать устойчивое желание читать доступную возрасту литературу;

* совершенствовать навык чтения: осмысленность, правильность, беглость, выразительность;

* формировать способность к полноценному восприятию литературного текста;

* усваивать различные способы творческой интерпретации художественного текста: выразительное чтение по книге и наизусть, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ, музыкальная иллюстрация, составление диафильма.

* обучать практическим умениям преобразования текста;

* обогащать читательский опыт посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, практически осваивать элементарные литературоведческие понятия;

* формировать умение пользоваться набором средств нетекстовой информации..

В целях курса учитываются цели и задачи школы и МО:

Создание условий для качественного образования, ориентированного на формирование компетентностей обучающихся.

Методы .

Творческое чтение — стремление сделать чтение актом сотворчества с создателем текста и развитии способностей к творческому самовыражению.

Объяснительное чтение — предполагает обеспечение максимального извлечения из текста полезной информации (познавательные тексты).

Контекстное чтение — формирование умения догадываться о значениях непонятного слова по общему смыслу словосочетания, фразы.

Читательские умения. Навык чтения. Осмысленность чтения.

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-выделять опорные слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей,

-уметь прогнозировать содержание текста;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками;

-определять основную мысль произведения путем подбора пословиц из ряда той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить основную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Правильность чтения:

-плавное воспроизведение текста без искажений слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Скорость чтения:

-к концу второго класса -50-60слов в минуту. Формирование способа чтения по «догадке».

Выразительность чтения:

Обучающиеся должны уметь:

-повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

-соблюдать паузы – длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;

-передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

-выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

-пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

Работа с текстом и книгой.

-выявлять авторское отношение к персонажам;

-определять от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

-характеризовать персонажи, определять собственное к их поступкам отношение;

-выделять эпизод из текста;

-озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

-восстанавливать деформированный картинный план;

-подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

-составлять картинный план;

-пересказывать с опорой на картинный план;

-последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

-составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

-заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

-правильно называть книгу (автор, заглавие);

-составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;

-ориентироваться в книге;

-работать с содержанием (оглавлением);

-ориентироваться в группе книг(5-6 книг)

Развитие творческих способностей.

Обучающиеся должны уметь:

-говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения и паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

-читать по ролям;

-инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

-составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

-готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

Проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст, особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или коллективного устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале

изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы — небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку».

Тематический контроль может проводиться после изучения определенной темы, как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Список литературы.

Литература для учащихся:

Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник «Любимые страницы» – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010г.

Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 г.

Кубасова О. В. Я хочу читать. Книга для чтения. 2 класс-Ассоциация ХХ/ век 2010 г.

Пособия для учителя:

Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник «Любимые страницы» – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 г.

Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 г..

Кубасова О. В. Я хочу читать. Книга для чтения. 2 класс-Ассоциация ХХ/ век 2010 г.

Кубасова О. В.Литературное чтение. Методические рекомендации. » – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 г.

Кубасова О. В.Литературное чтение. Тестовые задания – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 г.

п/п

дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Стр.

Уч-ка

Стр.

тетр

Учимся читать, читая, думаем – 27 часов

1

М. Бородицкая «Первое сентября». В. Берестов «Читалочка»

Произведения современной отечественной литературы. Умение различать типы книг (изданий), виды информации (научная, художественная) с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Знать структуру учебника; приемы ориентирования

в учебнике.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание

с опорой на авторский текст;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

3 – 6

2

К. Ушинский «Наше отечество». Тест1

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответы текст. Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Знать название, содержание изученных произведений,

их авторов.

Уметь:

читать осознанно текст художественного произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

7 – 8

3

В Орлов «Разное»*; Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; О. Дриз «Загадка». (работа с детской книгой)

Произведения (стихотворения)

о Родине, природе, приключениях. Иллюстрация в книге и ее роль

в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи и музыки.

Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов,

Знать: правила заучивания стихотворений.

Уметь:

– выполнять словесное рисование картин природы;

– читать осознанно текст художественного произведения,

стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

анализировать название произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

9 — 12

4

Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалка»*;

М. Юдалевич «Три плюс пять».

Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). Произведения для детей. Умение пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Знать: правила заучивания стихотворений.

Уметь:

– выполнять словесное рисование картин природы;

– читать осознанно текст художественного произведения,

стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

анализировать название произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

12 — 14

5

В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег…», «Зимой Ваня сделал кормушку…».

Произведения современной отечественной литературы о детях.

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ

о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях).

Знать: понятие «рифма».

Уметь:

находить рифму в произведении;

рифмовать слова, текст;

– читать осознанно текст художественного произведения.

15 — 17

6

А. Шибаев «Кто слово найдет?».

Умение выделить событие или события, составляющие основу художественного произведения как первоначальную ступень

в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы

нологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

– делить текст на смысловые части;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика