рабочая программа 7 класс_38858


Рабочая программа

учебного курса «Немецкий язык» в 7 классе

Составитель:

учитель немецкого языка

МОУ «СОШ № 32» г.о. Саранск

Супонина Анна Александровна

2011-2012 учебный год

Паспорт программы

Тип программы – программа основного общего образования/среднего (полного) общего образования.

Статус программы – рабочая программа учебного курса.

Назначение программы – для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

— для педагогических работников МОУ «СОШ №32» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

— для администрации МОУ «СОШ №32» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования/среднего (полного) общего образования.

Категория обучающихся – учащиеся 7-х классов МОУ «СОШ № 32» города Саранск.

Сроки освоения программы – 1 год.

Объем учебного времени – 102 часа.

Форма обучения – очная.

Режим занятий – 3 часа в неделю.

Формы контроля – входной, промежуточный, итоговый контроль; тест, защита проекта, самостоятельная работа.

Пояснительная записка

1. Статус программы

Рабочая программа к учебному курсу по немецкому языку для 7 класса к учебнику «Deutsch. Schritte 3 — Немецкий язык. Шаги 3» И. Л. Бим, Л. М. Санниковой, Л. В. Садомовой для общеобразовательной школы составлена на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам 2005 года и авторской программы для общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И. Л. Бим (М.: Просвещение, 2005) и с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и показывает последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 7 класса, межпредметных и внутрипредметных связей.

Основные функции программы:

1.Раскрыть цели, требования к обучению основным видам речевой деятельности и в целом планируемые результаты обучения, чтобы сделать обучение немецкому языку целенаправленным, ориентированным на эти требования и планируемые результаты обучения.

2.Дать целостное представление о возможном содержании обучения немецкому языку в рамках базового курса.

3.Показать взаимосвязи между целевыми аспектами, содержанием и планируемыми результатами обучения и служить учителю руководством к действию при уточнении конкретных целей и задач, отборе дополнительного материала при планировании учебного процесса.

4.Облегчить организацию контроля.

Таким образом, программа выполняет информационную, планирующую, регулятивную и контролирующую функции.

2. Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык»

Основное назначение немецкого языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.Немецкий язык как учебный предмет характеризуется

межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);

полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, немецкий язык, способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Программа учебного курса для уч-ся 7 класса нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокуль-турного и деятельностного подходов к обучению немецкому языку.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Содержание учебного курса

1.Цели и задачи обучения немецкому языку уч-ся 7 класса

Обучения немецкому языку в 7 классе предполагает достижение учащимися минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие учащихся средствами немецкого языка.

Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегративное целое, включающее в себя следующие аспекты:

1.Коммуникативные умения, сформированные на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, навыков:

умение осуществлять устно-речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения;

умение воспринимать на слух и понимать краткие сообщения типа объявлений;

умение читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных жанров с разной глубиной и точностью понимания;

умение письменно оформлять и передавать элементарную информацию, в частности писать письмо.

2.Воспитание школьников, осуществляемое через систему личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой , что предполагает формирование у них системы моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке.

3.Образование средствами иностранного языка, которое предполагает понимание особенностей своего мышления, сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого; знание о культуре страницах истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка; представление о достижениях национальных культур в развитии общечеловеческой культуры.

4.Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия.

5.Общеучебные и специальные учебные умения: умение учиться (работать с книгой, учебником, справочной литературой.

6.Компенсаторные умения: умение выходить из трудного положения за счёт, например, перифраза, использования синонима.

Учащиеся 7 класса должны достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении, в аудировании и письме и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.

2.Особенности обучения немецкому языку уч-ся 7 класса

УМК для 7 класса органично связан с УМК 6 класса. В практические задачи входит обучение фонетическим, лексическим и грамматическим сторонам речи. Целевой доминантой данной рабочей программы является дальнейшее развитие коммуникативной компетенции в немецком языке. Данная цель обучения достигается путем увеличения лексического материала, развития диалогической и монологической речи.

Обучение строится поэтапно с учетом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности. Тем самым на уроках немецкого языка реализуется «ЗР-технология»: презентация материала, его повторение и производство, то есть применение в устных и письменных высказываниях. При планировании цепочки уроков предусматривается комбинирование материала блоков в рамках одного урока. 1-й урок: часть материала блоков 1 (словарного) и 2 (чтения), 2-й урок: часть материала блоков 1 (словарного), 2 (чтения) и 4 (говорения) или соответственно блок 1 (лексический) + блок 3 (грамматический) и т. д. При этом отбираемые порции материала соотносятся друг с другом. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, парная, групповая или форум-работа.

Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, выделение в группе подвижных подгрупп с разным уровнем обученности, учет индивидуальных интересов и склонностей при планировании учебных уроков и определении домашнего задания. Увеличивается удельный вес проектной работы и проектных заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся самостоятельно решают более сложные проблемы и координируют свои действия друг с другом в соответствии с поставленной задачей.

В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могу развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо), поэтому тип урока не указывается. В связи с тем что не для каждого урока возможно использовать элементы дополнительного лингвострановедческого содержания, этот раздел убран из общей сетки разделов программы и вынесен отдельно после каждой темы урока.

3.Принципы обучения, положенные в основу учебного курса

по немецкому языку в 7классе

Принципы обучения, которые положены в основу курса, можно разделить на 4 области.

1.Дидактическая. 2. Лингвистическая. 3. Психологическая. 4. Методическая.

В дидактической области уделяется большое внимание принципу сознательности: навыки и умения вырабатываются быстрее и закрепляются на длительный срок при условии, что процесс их образования подвергается осмыслению в процессе овладения языком.

Принцип активности предполагает вовлечение учащегося в коммуникативную ситуацию путем использования проблемной коммуникативной темы, ролевой игры. Предлагаются задания, учитывающие возраст интересы учащихся, которые стимулирует речемыслительную деятельность.

Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, которые непосредственно воспринимаются обучающимися. Осуществляется организованный показ языкового и экстралингвистического материала, облегчающий усвоение языкового материала за счет работы визуального канала.

Принцип прочности в обучении языку играет большую роль и достигается за счет доступности его изложения, созданием ассоциативных связей, проведения параллелей. Пройденный материал используется многократно в различных коммуникативных ситуациях.

Принцип доступности предполагает, что материал подается с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей обучаемого. В ходе урока идет постоянный контроль усвоения материала, вносятся коррективы в подачу материала.

Принцип межкультурного взаимодействия предполагает овладение учащимися так называемыми фоновыми знаниями, которые обеспечивают нормативность речевого общения в коммуникативных ситуациях.

Очень важным является принцип профессиональной компетенции преподавателя, который складывается из следующих умений

1) коммуникативные (владения языком на очень высоком уровне) 2) организаторские (умение спланировать собственную деятельность

Принципы, входящие в лингвистическую область, базируются на данных лингвистической науки.

Принцип системности рассматривает язык как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов разных языковых уровней.

Принцип концентризма предполагает такой отбор материала, который многократно повторяется в процессе занятий с постепенным его расширением, то есть усвоение материала происходит как «лепка снежного кома». Таким образом достигается коммуникативность и высокая мотивированность учащегося. Материал подается доступным образом, что обеспечивает реализацию выше названных принципов.

Принцип функциональности рассматривается с точки зрения содержания высказывания. На занятиях используется в основном функционально-смысловой подход, то есть подбор и подача грамматического материала определяется содержанием высказывания (интенциями), то есть смысл, цель высказывания первичны и под него подстараивается грамматика. Существует и другой подход — системно-структурный.

К принципам, попадающих в психологическую сферу, относятся следующие.

Принцип мотивации. Особенно это важно в занятиях с детьми, которые очень часто бывают мало мотивированы, а порой и демотивированы из-за плохой успеваемости или просто из-за нелюбви к языку. Поэтому очень важно организовать положительно-эмоциональное отношение к процессу занятий. Это может достигаться различными средствами: веселые интересные тексты, красочные учебные материалы, фильмы, мультфильмы и т.д.

Принцип учета индивидуально-психологических особенностей учащихся предполагает максимальную индивидуализацию учебного процесса.

К сфере методических принципов относятся следующие:

Коммуникативный принцип. Обучение организуется в моделировании естественных коммуникативных ситуаций, возникающих постоянно в нашей жизни.

Для успешного моделирования необходимо выполнение следующих условий: 1) Постановка проблемы — отбор материала должен быть проблемным. Это стимулирует логическое и творческое мышление учащихся и тем самым стимулирует их речевую деятельность. 2) Эвристичность — учащийся спонтанно реагирует на речевые стимулы. 3) Информативность и новизна — использование материала, который представляет интерес для обучаемого.

Аксиомы. Любое высказывание должно быть: 1) мотивированным, оно должно исходить из внутренней потребности

обучаемого высказать свое мнение. 2) Ситуативно обусловленным (подходить для конкретной ситуации) 3) Диалогичным, если того требует ситуация.

Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности — происходит одновременное формирование четырех видов речевой деятельности: -говорение -аудирование -чтение — письмо

Принцип профессиональной направленности обучения. При отборе материала учитывается род занятий и профессиональные интересы учащихся.

Принцип устного опережения

Общение между людьми существует преимущественно в устной форме, поэтому и целесообразно на первоначальном этапе обучения уделять внимание говорению и пониманию речи на слух, что обеспечит успешное овладевание навыками письма и чтения. Этот принцип находит свое применение в самых новейших учебно-методических комплектах (УМК), учебниках. Следование названному принципу обеспечивает умение общения на языке уже на самых ранних стадиях обучения, что подкрепляется овладеванием навыками письменной коммуникации.

Система принципов является открытой и не может существовать в абсолютизированном виде, так как все они взаимосвязаны. Каждый из принципов переосмысляется и преломляется в процессе работы с конкретным человеком.

Содержание образования в 7 классе

Базовый уровень для 7 класса предусматривает

целенаправленность обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата. Это определяет отбор материала для урока, форму его подачи, композиционную структуру урока, приёмы и виды работ;

обеспечение высокой мотивации к изучению и использованию языка в разнообразных формах общения;

коммуникативная напрвленность процесса обучения. Иностранный язык – средство общения, обмена информацией, а также средство, служащее получению значимой информации из области жизни сверстников в Германии.

формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях

Аудирование.

Владение умением воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале и включающие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться; воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших текстов, содержащих значительное число незнакомых слов.

Говорение.

Диалогическая речь. Учащиеся должны вести этикетный диалог/полилог в стандартных ситуациях общения, используя соответствующие формулы речевого этикета; давать совет, положительно (отрицательно) реагировать на него; вариативно использовать известные структурно-функциональные типы диалога, комбинировать их.

Монологическая речь. Учащиеся должны делать краткие сообщения (о своей школе и досуге, об увлечениях и проведённых каникулах, о достопримеча-тельностях отдельных городов Германии, Австрии, о своём родном городе или селе); кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст; выражать своё отношение к прочитанному: понравилось — не понравилось, что уже было известно — что ново.

Чтение.

Школьники учатся делить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты; понимать основное содержание текстов, включающих неизученные слова, о значении которых можно догадаться на основе контекста, а другую часть которых, несущественную для понимания основного содержания, просто пропустить (ознакомительное чтение); полностью понять текст, содержащий незнакомые слова, о значении части которых можно догадаться по контексту, а значение другой части с помощью анализа, выборочного перевода, используя словарь, сноски, комментарии (изучающее чтение). Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Письмо.

Овладение письменной речью предусматривает:

письменное фиксирование ключевых слов, фраз в качестве опоры для устного сообщения;

выписывание из текста нужной информации; заполнение анкеты, составление вопросника для проведения интервью, анкетирования;

написание письма по аналогии с образцом, поздравительной открытки.

Языковой материал.

Слабые и сильные глаголы с вспомогательным глаголом haben в Perfekt. Сильные глаголы с вспомогательным глаголом sein в Perfekt.

Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов.

Futurum/

Cтепени сравнения прилагательных и наречий.

Возвратные глаголы в основных временных формах: Präsens, Perfekt, Präteritum.

Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum.

Предлоги, требующие Dativ.

Предлоги, требующие Akkusativ.

Тематическое планирование по дисциплине «немецкий язык»

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максим.нагрузка уч-ся, ч.

Из них

Теорет.

обучение, ч

Контрол.работа,ч.

Самост. работа, ч.

I

После летних каникул.

9

8

1

II

Что называем мы нашей Родиной?

18

17

1

III

Лицо города – визитная карточка страны.

17

15

1

1

IV

Транспорт в современном большом городе.

Как здесь ориентироваться?

16

15

1

 V

В деревне есть много интересного.

18

16

1

1

VI

Мы заботимся о нашей планете Земля.

12

12

VII

В здоровом теле – здоровый дух.

12

11

1

Итого

102

94

5

3



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика