рабочая программа 5 класса по ДДДанилову реализация ФГОС


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина

Рабочая программа по ИСТОРИИ

предмет

5

класс

БАЗОВЫЙ

уровень

Учитель: Духанина Анна Викторовна, высшая.

Ф.И.О., категория

Поселок совхоза им. Ленина

2012

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета история для 5 класса, средней общеобразовательной школы совхоза имени Ленина, составлена на основе:

Проект «Стандарты второго поколения» История 5-9 классы, М. «Просвещение», 2010;

Примерной программы основного общего образования по истории и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М. : Баласс, 2010).

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Цели и задачи обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История»

1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.

Состав участников образовательного процесса — одновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.

Способ развёртывания учебного материала:

Используется последовательный линейный принцип, при котором материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Методическая система достижения целей направлена на:

формирование исторических знаний;

формирование знаний способа усвоения информации;

организацию усвоения опыта творческой деятельности и благодаря этому творческое применение и усвоение знаний;

формирование умений решению исследовательской задачи;

формирование цепи рассуждений, изложение материала для раскрытия проблемы;

формирование представления об истории как научной дисциплине.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Программа является систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о далеком прошлом человечества, , знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.

В соответствии с формой Государственного образовательного стандарта и принципом минимакса «Школы 2100» уровень предъявления в программе больше, чем уровень требований, иными словами: даем возможность ученикам взять материал по максимуму, а спрашиваем и контролируем по необходимому минимуму.

Кроме того, в тексте программы указаны наиболее важные научные и учебные проблемы, обсуждение и поиск решения которых предлагается ученикам на каждом уроке изучения нового материала в соответствии с принятой в Образовательной системе «Школа 2100» технологией проблемно-диалогического обучения.

Обоснование выбора авторской программы.

В Образовательной системе «Школа 2100» по истории содержится грамотный подбор учебного материала, в него включены дополнительные развивающие материалы, что позволяет наиболее полно активизировать познавательную активность учащихся. Это помогает стимулировать мотивацию учащихся и повышает успеваемостью в целом.

Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

Материал курса содержит единство исторического пространства и хронологии. В курсе расширена понятийная основа. Достоинством данной программы является подход к изучению древней истории на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Данная программа построена с учетом межпредметных связей и полностью соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОУ.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

Место предмета «ИСТОРИЯ» в учебном плане МБОУ СОШ совхоза им. Ленина определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение истории в 5 классе – 68 часов , 2 часа в неделю.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методической литературы:

Данилов, Д. Д. Всеобщая история. История Древнего мира : учеб. для 5 кл. основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2010.

Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2010.

Данилов, Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов, С. В. Паршина. – М. : Баласс, 2010.

Повторительно-обобщающий урок – 5

Контрольная работа — 5

Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования.

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу по истории.

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по истории, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Курс должен:

Сформировать историческое мышление.

Дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

Показать отличия Древнего мира от мира современного.

В соответствии с этим поставлены следующие цели изучения Истории в 5 классе:

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.Предметные результаты изучения истории учащимися 5 классов включают:· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:1. Знание хронологии, работа с хронологией:· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.2. Знание исторических фактов, работа с фактами:· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.3. Работа с историческими источниками:· читать историческую карту с опорой на легенду;· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.4. Описание (реконструкция):· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.5. Анализ, объяснение:· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.6. Работа с версиями, оценками:· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

Линии развития

личности средствами предмета

«История» в ОС «Школа 2100»

Требования к предметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС

1-2-я. Овладение

исторической картиной

мира: умение объяснять

современный мир, связывая

исторические факты и

понятия в целостную

картину

3-я. Формирование

открытого исторического

мышления: умение видеть

развитие общественных

процессов (определять

причины и прогнозировать

следствия)

4-я. Нравственное

самоопределение

личности: умение

оценивать свои и чужие

поступки, опираясь на

выращенную человечеством

систему нравственных

ценностей

5-я. Гражданско-

патриотическое

самоопределение

личности: умение, опираясь

на опыт предков,

определить свою

мировоззренческую,

гражданскую позицию,

толерантно

взаимодействовать с теми,

кто сделал такой же или

другой выбор.

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Содержание курса истории представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, монологической, языковой и культуроведческой компетенций.

Содержание курса

Содержательные разделы

Количество часов

1

Введение в историю

3 ч.

2

Предыстория человечества

8 ч.

3

Цивилизации Востока

Цивилизация Древнего Египта

Древние цивилизации Азии

ч.

4

Цивилизация древних греков

ч.

5

Цивилизация древних римлян

ч.

6

Цивилизации Востока

ч.

В окончательном варианте такое содержание

5-й класс

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (70 ч)

Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Содержание.

Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.

Модуль 1. Первая историческая эпоха

Вводная тема (8 ч.)

Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (7ч.)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и

VI. Календарно-Тематическое планирование.

Раздел

Тема урока

Проблемные вопросы учеников

Планируемые результаты ученика

Дата проведения

Понятия

Предметные

УУД

Личностные

Научится:

План

Факт

I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ (3ч.)

Что и как изучает история.

Зачем нужно изучать историю?

история, исторический источник, археология, хроника. Летопись.

Ученик научиться определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников; рассказать об истории родного края; работать с картой;

Научится:

Р.: принимать решение в проблемной ситуации

П.: составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

К.: продуктивно взаимодействовать со сверстниками

объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика