рабочая программа 4 класс_38849


Рабочая программа

учебного курса Немецкий язык в 4классе

Составитель: Учитель немецкого языка

МОУ «СОШ №32»

Супонина Анна Александровна

2010 – 2011 учебный год

Паспорт программы

Тип программы – программа основного общего образования/среднего (полного) общего образования.

Статус программы – рабочая программа учебного курса.

Назначение программы – для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

— для педагогических работников МОУ «СОШ №32» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

— для администрации МОУ «СОШ №32» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования/среднего (полного) общего образования.

Категория обучающихся – учащиеся 4-х классов МОУ «СОШ № 32» города Саранск.

Сроки освоения программы – 1 год.

Объем учебного времени – 68 часов.

Форма обучения – очная.

Режим занятий – 2 часа в неделю.

Формы контроля – входной, промежуточный, итоговый контроль; тест, защита проекта, самостоятельная работа.

Пояснительная записка

1. Статус программы

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по немецкому языку 2004 года.

Учебно-методический комплект 2004 «Немецкий язык» под редакцией Гальсковой Н.Д. и Гез Н.И. реализует базовый уровень УМК, рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2009/10 учебный год.

Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и показывает последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 4класса, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа реализует следующие основные функции:

информационно-методическую;

организационно-планирующую;

контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

2. Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык»

Изучение иностранного языка в общеобразовательных учреждениях страны начинается со II класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.

Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.

Основное назначение немецкого языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Немецкий язык как учебный предмет характеризуется

межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);

полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, немецкий язык, способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Программа учебного курса для уч-ся 4 класса нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокуль-турного и деятельностного подходов к обучению немецкому языку.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Содержание учебного курса

1.Цели и задачи обучения немецкому языку уч-ся 4 класса

Основной целью обучения немецкому языку в 4 классе является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке. Основу данной способности образуют коммуникативная компетенция, ядро которой составляют коммуникативные умения, а также такие личностные качества, как коммуникабельность, раскованность, способность к социальному взаимодействию и др.

Изучение немецкого языка на начальной ступени направлено на достижение следующих целей:

Формирование умения общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников, элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме;

Развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младших школьников, мотивации к дальнейшему овладению немецким языком;

Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру и использования немецкого языка как средства общения;

Освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых младшим школьникам для овладения устной и письменной речью на немецком языке;

Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием немецкого языка, знакомство с миром сверстников, детским фольклором Германии, доступными образцами немецкой художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

2.Особенности обучения немецкому языку уч-ся 4 класса

4 класс является завершающим в обучении немецкому языку в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация ранее приобретённых знаний, совершенствование навыков и умений, и прежде всего совершенствование умений школьников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях непосредственного и опосредственного общения. Усложняются и эти ситуации. На данном этапе возрастает удельный вес чтения как средства приобщения к немецкой культуре. Кроме того, текст интенсивно используется в качестве основы для построения учащимися своих устных и письменных высказываний. При этом более последовательно должна проводиться работа по развитию умений школьников выражать своё личностное отношение к информации, получаемой в устной или в письменной форме.

В 4 классе, как и в предыдущие годы, общеобразовательный компонент целей (развитие детей, их воспитание, познание ими нового) является приоритетным. Это значит, что решение практических задач осуществляется в процессе развития у школьников способности к общению на новом для них языке. Данная способность предполагает овладение детьми языком как средством общения и соответствующей иноязычной техникой, усвоение различной внеязыковой информации (т.е. не связанной непосредственно с языком) и развитие таких качеств, которые необходимы для адекватного взаимопонимания с носителями изучаемого языка. Обучение в 4 классе, впрочем, как и в начальной школе в целом, должно быть направлено на то, чтобы:

сделать ребёнка открытым для восприятия иноязычной культуры и помочь ему сориентироваться в современном мире;

способствовать лучшему осознанию ими своей принадлежности к определённому социокультурному сообществу;

развивать его эмоциональные, креативные (творческие), социальные, когнитивные (умственные) и языковые способности;

пробудить в нём интерес к языкам вообще и к немецкому языку в частности (это создаёт надёжную основу для дальнейшего изучения языка);

развивать у ребёнка умения учиться, которые помогут ему в его дальнейшей самостоятельной работе над языком.

3.Принципы обучения, положенные в основу учебного курса

по немецкому языку в 4 классе

Эффективность процесса обучения немецкому языку в 4 классе определяется не только и не столько владением детьми языковым и речевым материалом, сколько их готовностью и желанием участвовать в общении на изучаемом языке. Реализации этого положения способствуют следующие

принципы обучения:

личностно-ориентированная направленность обучения немецкому языку;

сознательность и активность обучения;

учёт родного языка и родной культуры учащихся;

дифференцированный и интерактивный подходы к организации учебного процесса.

Основным принципом обучения является его личностно-ориентированная направленность, т.е. направленность на личность школьника, его реальные потребности и мотивы, а также развитие его способностей к межкультурному общению. Начальное обучение предмету призвано задачу развития основ коммуникативной и межкультурной компетенции, что предполагает наличие у детей не только определённых умений, но и качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, взаимодействовать в коллективе сверстников, быть терпимым к другому мнению и т.д. Следовательно, способ усвоения новых знаний должен быть специально направлен на развитие личности школьника. Поэтому последний должен стать главным действующим лицом на уроке, должен чувствовать себя свободно и комфортно, принимать активное участие в обсуждении задач и темы урока. Для этого учитель должен создавать на уроке условия, благоприятные для свободного проявления каждым учащимся мыслительных операций и действий, использования языковых средств для реализации личных потребностей. Этому

способствует и содержание учебника, предлагающего различные виды деятельности, типичные для детей младшего школьного возраста, творческие

задания, предполагающие взаимодействие учащихся друг с другом, в том числе с опорой на указанные выше виды деятельности.

Реализация принципа сознательности и активности обучения предполагает, как и в предыдущие учебные годы, наличие осмысленного и активного отношения уч-ся к восприятию и запоминанию языковых явлений, опоры на ранее усвоенное, исключение механической тренировки, постановку и решение посильных задач для данного возраста и речевого опыта задач.

Этот принцип означает, что традиционная фронтальная работа, сокращается в пользу самостоятельных, групповых и коллективных видов работы. В ходе их выполнения общение должно начинаться с мотива и цели, т.е. с того, почему и зачем говорится, воспринимается на слух, читается и пишется.

Важно строить учебный процесс таким образом, чтобы ученик, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и имел возможность реализовать собственные намерения, т.е. действовал от своего собственного лица. При этом он не просто овладевает ещё одним средством общения, у него формируется картина мира.

Учёт родного языка и родной культуры уч-ся – важный принцип обучения немецкому языку в 4 классе. Этот принцип не означает, что учитель использует в общении со школьниками исключительно немецкий язык. Родной язык, как и в предыдущие годы ( однако в меньшей степени) , выступает в качестве надёжного помощника на уроке:

в ходе объяснения новой лексики, грамматических явлений;

в процессе организации тренировки и применения иноязычного материала;

при оценке учителем действий уч-ся, если эта оценка не может быть выражена на изучаемом языке по причине недостаточного уровня их обученности.

Дифференцированный и интерактивный подход в обучении младших школьников немецкому языку связан с необходимостью ознакомления детей с различными формами общения, каждая из которых имеет свои особенности. Данный принцип реализуется при соблюдении следующих правил:

при обучении непосредственным (устным) формам общения, важно помнить, что от уровня сформированности умения понимать речь на слух зависит успех овладения языком в целом. В 4 классе уделяется достаточное внимание данным умениям;

учитель старается общаться с детьми на немецком языке, используя родную речь только тогда, когда она помогает организовать общение и способствует осознанию языковых средств и деятельности, с ними связанной;

при обучении опосредованной форме общения (через книгу -чтению) проводится дифференциация приемов работы по обучению двум видам чтения: вслух и про себя. Обучая чтению вслух, следует всё больше доверять детям самостоятельное чтение. Обучая чтению про себя, необходимо дифференцировать приёмы овладения чтением с общим пониманием, полным пониманием и поиском необходимой информации.

Процесс интеграции проявляется в следующем:

обучение языковым средствам общения, как и в предыдущие годы, происходит не раздельно, а взаимосвязано: дети овладевают новыми словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения;

в процессе общения на занятиях по немецкому языку необходимо широко использовать межпредметные связи. Поэтому необходимо использовать в учебном процессе все виды деятельности, типичные для возраста школьников, и чем больше видов деятельности будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего.

Содержание образования в 4 классе

Предметная сторона содержания обучения немецкому языку в 4 классе как и в 3 классе отражает типичные для младшего школьника сферы общения: бытовую, учебно – трудовую и социокультурную. В рамках каждой сферы общения выделяется ряд тем и ситуаций, которые рассматриваются применительно к нашей стране изучаемого языка. В то же время особо выделяется ряд вопросов, непосредственно связанных с первым приобщением уч-ся к социокультурным знаниям о стране, народе, язык которого изучается в школе. В 3классе предполагается не последовательное, а концентрическое изучение тем, что позволяет их расширить и углубить за счёт самых разнообразных ситуаций.

Усвоение языковых средств общения (фонетических, лексичкских, грамматических явлений ) не является самоцелью в обучении немецкому языку в 3 классе. С помощью языковых средств уч-ся «строят» собственные речевые высказывания и понимают устные и письменные иноязычные тексты.

Фонетическая, лексическая и грамматическая стороны устной и письменной речи выступают в процессе общения в неразрывном единстве, но в учебном процессе каждая из них требует к себе внимания.

Для целенаправленной работы над произношением используются стихи, песни, считалки, небольшие тексты. Используются такие приёмы работы, как проговаривание с разной скоростью, разной силой голоса, разной эмоциональной окраской голоса.

В 3 классе совершенствуются приобретённые учащимися ранее орфогра-фические навыки. При этом работа над орфографической стороной речи осуществляется в общем контексте коммуникативной деятельности, организуемой с помощью настоящего учебно-методического комплекта. Для совершенствования орфографических навыков уч-ся учитель может предложить такие упражнения, как списывание (из учебника, с доски), словарные диктанты, самодиктанты, диктанты в парной работе и др.)

Новая лексическая единица вводится, как правило, в связном контексте, т.е. в тексте. В 3 классе наиболее употребительными становятся невербальные способы семантизации (раскрытия значения) новых слов (например, изобразительная наглядность, жесты и мимика), увеличивается удельный вес используемых аутентичных текстов, в том числе стихов и песен, поэтому УМК предусмотрено развитие умения догадаться о значении незнакомых слов с опорой на наглядность.

Целенаправленная работа над грамматическим аспектом речи не проводится. Ученик усваивает то или иное грамматическое явление в речевом образце (фразе, контексте), который ему предлагает учебник или учитель. Новый грамматический материал содержится в текстах, предъявляемых в начале каждой подтемы. Всю работу над грамматическим явлением желательно строить на игровой основе.

Тематическое планирование по дисциплине «Немецкий язык»

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максим.нагрузка уч-ся, ч.

Из них

Теорет.

обучение, ч

Самост. работа, ч.

I

Моё хобби.

6

6

II

Коллекции.

6

5

1

III

Мои книги.

6

5

1

IV

Который час?

5

5

 V

Мой рабочий день.

4

4

VI

В субботний вечер.

5

5

VII

Почта из Мюнхена.

5

5

VIII

У карты Германии.

7

6

1

IX

Я путешествую .

8

8

X

Школьная жизнь.

6

6

XI

Дети играют в театр.

5

4

1

XII

Мы выезжаем на природу.

5

4

1

Итого

68

63

5

Учебно – методический комплект и дополнительная литература

1.Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез, Немецкий язык, 4класс. — М.: Дрофа, 2004.

2. Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез, Немецкий язык.

рабочая тетрадь для 4 класса.- М.: Дрофа, 2004.

3. .Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез, Немецкий язык, 4 класс. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2004.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика