рабочая программа 10 класс_38846


Рабочая программа

учебного курса «Немецкий язык» в 10 классе

Составитель:

учитель немецкого языка

МОУ «СОШ № 32» г.о. Саранск

Супонина Анна Александровна

2011-2012 учебный год

Паспорт программы

Тип программы – программа основного общего образования/среднего (полного) общего образования.

Статус программы – рабочая программа учебного курса.

Назначение программы – для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

— для педагогических работников МОУ «СОШ №32» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

— для администрации МОУ «СОШ №32» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования/среднего (полного) общего образования.

Категория обучающихся – учащиеся 10-х классов МОУ «СОШ № 32» города Саранск.

Сроки освоения программы – 1 год.

Объем учебного времени – 102 часа.

Форма обучения – очная.

Режим занятий – 3 часа в неделю.

Формы контроля – входной, промежуточный, итоговый контроль; тест, защита проекта, самостоятельная работа.

Пояснительная записка

1. Статус программы

Рабочая программа по немецкому языку для 10класса к учебнику «Deutsch, Kontakte. Немецкий язык, контакты» Г.И. Ворониной для общеобразовательной школы составлена на основе новых государственных стандартов по иностранному языку: 2 – 11 классы, 2004 г., авторской программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык. 10-11 классы » под редакцией Г.И.Ворониной, 2005 год и с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа является средством управления процессом обучения немецкому языку как первому иностранному языку в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и показывает последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 10класса, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа реализует следующие основные функции:

информационно-методическую;

организационно-планирующую;

контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Предвосхищая разносторонность образовательных интересов, методико-дидактическое пространство учебника структуируется с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся старших классов и побуждает к творческой коммуникативной и познавательно-поисковой деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык»

Основное назначение немецкого языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Немецкий язык как учебный предмет характеризуется

межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);

полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, немецкий язык, способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Программа учебного курса для уч-ся 10 класса нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокуль-турного и деятельностного подходов к обучению немецкому языку.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Содержание учебного курса

1.Цели и задачи обучения немецкому языку уч-ся 10 класса

УМК для уч-ся 10 класса представляет собой учебную базу, на основе которой осуществляется:

овладение речевыми навыками в опосредованной и неопосредованной формах;

обогащение новыми страноведческими, культуроведческими и социокультурными знаниями о странах изучаемого языка (и в первую очередь о Германии);

воспитание и развитие коммуникативно-ориентированной личности, способной участвовать в межкультурной коммуникации.

Основные цели обучения:

Воспитательная:

формирование уважения к языку и культуре носителей языка;

воспитание коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми;

воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;

приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой, зарубежными источниками информации.

Образовательная:

ознакомление со стилем и образом жизни зарубежных сверстников;

формирование готовности к осмыслению социокультурных особенностей страны изучаемого языка;

культуроведческое обогащение за счёт сведений о культурных ценностях и культурной жизни народов стран изучаемого языка;

приобщение к активному участию в диалоге культур.

Развивающая:

развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению немецкого языка;

развитие потребности в самообразовании;

развитие интеллектуальных способностей;

развитие общеучебных умений

Практическая:

формирование коммуникативных умений и речевых навыков, обеспечивающих познавательно-коммуникативные потребности учащихся старших классов;

обучение иноязычному общению в контексте диалога культур;

обучение этике дискуссионного общения и этике межличностного общения;

формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.

В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции.

2.Особенности обучения немецкому языку уч-ся 10класса

Обучение немецкому языку на старшем этапе направлено на дальнейшее развитие социальных, творческих, познавательных и языковых способностей уч-ся, ответственного поведения в собственном лингвосоциуме и вне его, т.е. в странах изучаемого языка. На этапе, как и на предыдущих, важно целенаправленно формировать способности к интеллектуально – эмоциональному восприятию немецкого языка и культуры и, следовательно, развивать правильное понимание культурных традиций, обычаев, особенностей поведения носителей немецкого языка.

Предлагаемые на старшем этапе обучения задания отличаются своей сложностью не только в языковом, но и в содержательном плане. Они требуют от уч-ся аргументированно выражать своё мнение, находить для этого необходимые доказательства, связывать изолированную информацию в единое целое, анализировать и выявлять противоречия, обосновывать свою точку зрения и т.д. При этом устные и письменные высказывания уч-ся характеризуются большей степенью свободы, связанностью и логичностью, большим объёмом, разнообразием речевых средств, используемых адекватно целям и ситуации общения.

Особое внимание уделяется работе с текстами, в рамках которой ставится задача развивать у уч-ся умение анализировать как современные, так и классические тексты различных типов, стилей и жанров. В 10 – 11 классах значительно увеличивается объём текстов как для чтения, так и для аудирования. Текст является источником лингвистической, социокультурной информации. Он обогащает знания уч-ся о культуре стран изучаемого языка, вооружает их информацией и опытом, которые могут быть использованы в реальном непосредственном и опосредственном общении.

Используемые в учебном процессе тексты и задания призваны не только совершенствовать речевые и языковые способности уч-ся, но и развивать у них способность к рефлексии собственного поведения ( речевого и неречевого), их мыслей и чувств.

На старшем этапе обучения выдвигаются также и профессионально-ориентировочные задачи, для успешного решения которых необходимо последовательно показывать уч-ся практическую значимость немецкого языка для их будущей профессии, знакомить их с основной терминологией той или иной профессиональной сферы.

3.Принципы обучения, положенные в основу учебного курса

по немецкому языку в 10классе

В контексте коммуникативно-деятельстного подхода наиболее существенными принципами обучения являются следующие:

Коммуникативно-когнитивный принцип, который предполагает развитие способности уч-ся к самостоятельной познавательно-поисковой деятельности, стимулирующей осознанное овладение коммуникативно-прогматическими умениями применять приобретённые знания в практике межличностного общения в ситуациях делового партнёрства;

Принцип ориентированности на личность ученика связан с учётом познавательных интересов и жизненных потребностей уч-ся. В соответствии с этим принципом на занятиях развиваются субъектно-объектные отношения, учитель и ученик становятся равноправными участниками образовательного процесса.

Принцип межкультурнго общения предполагает формирование социокультурного кругозора уч-ся, позволяющего воспитывать и развивать способности толерантно и уважительно относиться к чужому образу и стилю жизни, сравнивать и сопоставлять исторические и культурные явления и факты, находить сходства и различия в языковой и культурной картинах мира собственной страны и страны изучаемого языка.

Принцип функциональной направленности образовательного процесса выражается в том, что обучение всем видам речевой деятельности осуществляется на основе аутентичного и достоверного текстового материала в ситуациях, адекватных реальной практике повседневного общения носителей языка в разных сферах общественной деятельности.

Принцип обучения в социальном контексте ориентирован на формирова-ние социолингвистических знаний и коммуникативно-прагматических умений, необходимых для использования немецкого языка в социальном контексте, а именно: умений выбирать и использовать формулы приветствия, общения, условностей при ведении диалога; знаний народной мудрости.

Принцип интегративности проявляется в межпредметной обусловленности обучения. Немецкий язык, интегрируясь в предметные области отечественной и зарубежной художественной литературы, искусства, обществознания, способствует формированию целостной картины мировидения.

Принцип конструктивности и ситуативности, т.е. такой организации обучения, когда учитель не руководит учениками, а оказывает им помощь, поддержку, даёт советы. От уч-ся требуется большая инициативность, самостоятельность и ответственность при овладении знаниями, практическими навыками работы с информацией, извлекаемой из текста, коммуникативно-речевыми умениями межличностной коммуникации в ситуациях делового партнёрства.

Принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности находит отражение в системе заданий и упражнений, ориентированных на обучение восприятию, пониманию, осмыслению, переработке и воспроизведению информации в определённом контексте ситуации общения.

Содержание образования в 10 классе

Базовый уровень для 10 класса предусматривает

целенаправленность обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата;

обеспечение высокой мотивации к изучению и использованию языка в разнообразных формах общения;

коммуникативная направленность процесса обучения. Иностранный язык – средство общения, обмена информацией, а также средство, служащее получению значимой информации из области жизни сверстников в Германии.

формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях:

В области аудирования старшие школьники учатся:

понимать полно и точно в аудиозаписи высказывания учителя, речь одноклассников, зарубежных сверстников в форме кратких сообщений, обмена мнениями, короткого телефонного разговора, а также прагматические тексты;

понимать основное содержание аутентичных текстов таких жанров, как описание, повествование, сообщение, актуальная информация, содержащих незначительное количество незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту, по сходству с родным языком, по словам-интернационализмам;

понимать нужную или особо значимую информацию из аутентичного текста-рекламы, объявления, прогноза погоды, сообщения, письма, интервью.

В области говорения школьники старших классов овладевают умениями диалогической и монологической речи.

Диалогическая речь

вежливо представляться и представлять других;

выражать просьбу, пожелание, недоумение, радость, разочарование, надежду, согласие и несогласие, приносить и принимать извинения;

инсценировать диалог, интервью, разговор, беседу по прочитанному тексту;

обмениваться впечатлениями о будущей профессии или о дальнейшем обучении;

проводить опрос собеседников по разным жизненным проблемам.

Монологическая речь

высказываться по содержанию текста;

высказываться по содержанию иллюстративного, фотографического материала с опорой на ключевые пункты;

передавать содержание аудио — и визуального текста;

делать доклад или сообщение по заданной проблеме;

высказываться по содержанию текста или информации, полученной самостоятельно из газет, журналов, книг.

В области чтения формируются рецептивные, репродуктивные, и продуктивные умения.

Рецептивные умения:

понимать общее содержание прочитанного с выделением основного смысла, идеи, личностно – значимой информации;

извлекать из прочитанного нужный факт или событие;

прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, комментарий, иллюстративный и фотографический материал с последующим обсуждением в парах или группе.

Репродуктивные умения:

воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы;

делить текст на смысловые части, выделять в них главное;

сокращать, упрощать текст путём устранения второстепенной информации в целях последующей передачи его содержания в диалогической или монологической формах.

Продуктивные умения:

обсуждать проблемы, заключённые в тексте, в разнообразных ситуациях

общения, используя новые языковые и речевые средства;

передавать содержание услышанной или прочитанной информации;

писать текст личного и делового письма с соблюдением правил речевого этикета, заполнять формуляры и анкеты.

В области письменной речи учащиеся овладевают умениями:

писать текст личного и делового письма с соблюдением правил речевого этикета, заполнять формуляры и анкеты;

писать небольшие сочинения и творческие работы в процессе выполнения проекта или в ходе подготовки к уроку-конференции;

писать статьи и заметки для школьной (классной) стенгазеты.

Языковая компетенция формируется в различных видах речевой деятельности, которая осуществляется как в устной, так и в письменной форме.

Орфографический аспект речи предполагает знание знаков и правил пунктуации, общеизвестных символов, правил правописания, умение соотносить знаки пунктуации с членением и интонационным оформлением текста.

Фонетический аспект речи предполагает знание и умение воспринимать и воспроизводить фонетическую организацию слов, ударение, ритм, интонацию в различных типах предложений.

Лексический аспект речи требует знания словарного состава языка, вклю-чающего лексические и грамматические элементы.

Лексические элементы:

отдельные слова;

устойчивые сочетания.

Продуктивный словарный минимум составляет 250 лексических единиц. Однако продуктивный лексический запас обогащается за счёт индивидуаль-ного словаря уч-ся, в процессе выполнения творческих самостоятельных заданий, а также в ходе общения с носителями языка. Рецептивный словарный минимум включает 700-750 лексических единиц, он может пополняться за счёт самостоятельного приобретения новых знаний из области немецкой истории, культуры, литературы.

Грамматические элементы:

артикли;

личные местоимения;

указательные местоимения;

вопросительные местоимения;

относительные местоимения;

притяжательные местоимения;

предлоги, управляющие дательным падежом;

предлоги, управляющие винительным падежом;

вспомогательные глаголы;

модальные глаголы.

Грамматический аспект речи содержит элементы и структуры, обеспечивающие грамматическую правильность речи. Программой предусматривается систематизация грамматических явлений, которыми учащиеся овладели на предыдущих ступенях обучения, и закрепление структур, представляющих определённые трудности в коммуникативной практике.

Грамматический материал:

классификация имён прилагательных;

склонение имён прилагательных;

модальные глаголы;

сослагательное наклонение модальных глаголов и вспомогательного глагола sein;

образование сложных существительных;

местоимённые наречия;

порядок слов в придаточном предложении;

спряжение модальных глаголов;

употребление инфинитива без частицы zu после модальных глаголов;

порядок слов в сложном предложении с союзами wenn, dass, weil, den, als;

степени сравнения имён прилагательных;

употребление инфинитива с частицей zu;

инфинитивный оборот с ohne … zu;

формы прошедшего времени Präteritum и Perfekt;

кондиционалис I;

придаточные определительные;

конструкция haben/sein + zu + Infinitiv.

Социокультурная компетенция формируется в процессе приобретения актуальной страноведческой и культуроведческой информации о странах изучаемого языка. Такая информация в учебно-методическом комплекте «Deutsch, Kontakte» для уч-ся 10 класса охватывает следующие области:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика