рабочая программа 1 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, с учётом программы по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Климановой Л.Ф. (Москва. «Просвещение» 2011), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с реализуемым базисным учебным планом Брянской области 2013-2014 учебного года, учебным планом МБОУ «Синезёрская СОШ» на 2013 – 2014учебный год.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

развитие интереса к чтению и книге: формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы: формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель) во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,

культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и

заучивания наизусть произведений художественной литературы;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

чувствам других людей;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо

относиться к людям иной национальной принадлежности;

овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного

смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

общения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и

находит выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литера турных произведений со своими собственными

поступками, осмысливать поступки героев;

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношен и к материальным и духовным ценностям, формирование установки н безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивая учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиям её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебно деятельности и способности конструктивно действовать даже

в ситуация неуспеха;

использование знаково-символических средств представления ин формации о книгах;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач:

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации ин

формации в соответствии с коммуникативными и познавательным задачами;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого

высказыванп в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устно и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтез, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

установлена причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё

мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведен и и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей

и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, куль

туре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в

систематическом чтении;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е.

овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных

текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и

оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, слушать и обосновывать нравственную

оценку поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и

получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять

главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, .оставлять простой план, находить средства

выразительности, перемазывать произведение:

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и

художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —

создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать

отзыв на прочитанное произведение;

развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного

произведения, репродукции -лртин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слшание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанно. произведения, определение последовательности событий, осознан; цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяют]: осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложена с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысл особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помошь интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовить: к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении пг себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в текс необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественно учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение цели создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственнс содержании художественных произведений, осознавать сущность г: ведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начато книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, .ловари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов : выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью жителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков ероев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текст авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробны выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определен];: главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробны; пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание нл основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характер} поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения ) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на лданную тему, отзыв о прочитанной книге

Учебно – методический комплект

1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение 2011

2.Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 /сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.: Просвещение 2011

3.Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 /сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.: Просвещение 2011

Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс

Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Вводный урок

1

2

Жили-были буквы

7

3

Сказки, загадки, небылицы

7

4

Апрель, апрель. Звенит капель

5

5

И в шутку и в серьёз

6

6

Я и мои друзья

7

О братьях наших меньших

7

Итого

40






See also:
Яндекс.Метрика