программы по предметам для 3 класса обучающихся имеющих тяжёлые и множественные нарушен


государственное управление образования Псковской области

государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9 VIII вида»

г. Великие Луки

Принято УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете директор школы

Протокол № 1 от _________Т.В.Самарина

«29» августа 2012 года «____» _________20___ года

Программы

3 класс

для детей со сложным дефектом по предметам:

Устная речь

Чтение

Письмо

Счёт

Живой мир

Гигиена и самообслуживание

Музыка. Пение, танцы (комплексно)

Лепка, аппликация, ручное творчество

Игра, игрокоррекция

Составитель:

Коломейчук Елена Борисовна

Программы

3 класс

( для детей со сложным дефектом)

Пояснительная записка

Данные программы составлены с учётом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта работы с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития в дошкольных образовательных учреждениях, также с использованием программно-методических материалов И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», Г.В.Луговой «Формирование навыка коммуникации посредством письменной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями», Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание»,а также собственного многолетнего опыта работы с данной категорией детей.

Основная цель работы с детьми со сложными дефектами – улучшение качества их, формирование элементарных навыков, социализация.

Особенности психофизического развития обучающихся со сложными дефектами предполагается построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей.

Основные методы работы, применяемые на уроках: беседы, экскурсии, игры, практические задания, просмотр презентаций, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей. Все занятия должны проходить в игровой форме.

Обучение детей со сложными дефектами должно нести практическую направленность, быть связаны с жизнью. При изучении предметов широко используются межпредметные связи.

Краткая характеристика обучающихся

Контингент: дети с умеренной умственной отсталостью, имеющие сложный дефект развития (тяжёлые нарушения речевой, эмоциноально-волевой, сенсорной, двигательной сферы)

Возраст: 8 лет

Уровень готовности к усвоению программы:

IQ: 35-49, несформированность познавательных процессов

Ожидаемый результат

Социокультурное развитие каждого ребёнка

Сформированность социально-бытовых и трудовых умений

Сформированность практических знаний об окружающем природном и социальном мире, обеспечивающих жизнедеятельность и самостоятельное функционирование ребёнка в микро и макросреде.

УСТНАЯ РЕЧЬ

3 год обучения

3 часа в неделю

Пояснительная записка

В связи с тем, что коммуникативные функции устной речи имеют первостепенную роль в обучении детей, имеющих сложные и множественные нарушения развития, занятия по предмету «Устная речь», прежде всего, должны быть направлены на развитие коммуникативных навыков. Основное, чему должны научиться дети с ООП — адекватному эмоциональному и речевому общению, умению использовать речевые и неречевые конструкции в реальной жизни.

Целью занятий во втором классе является: пополнение активного и пассивного словаря детей, формирование умения по возможности словесно, а также используя способы альтернативной коммуникации, оформлять свои желания и действия, уметь высказываться о себе и об окружающих предметах и явлениях.

В процессе занятий формируется умение обращаться друг к другу по имени и использовать в речи доступные этические выражения (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания).

На занятиях следует применять различные методы и приёмы, использовать яркий наглядный материал, игры на развитие звукопроизношения, произвольного внимания, памяти.

Программный материал включает в себя:

повторение материала 2 класса. Логопедические занятия.

Понимание наименований предметов и явлений окружающей среды.

Накопление глагольного словаря и включение его в активную речь. Использование в речи слов (жестов) для выражения своих просьб.

Ответы на вопросы и самые простые самостоятельные высказывания в связи с наблюдениями, экскурсиями.

Составление по картинкам распространённого предложения из 3-х слов («Таня пьёт молоко»).

Умение строить предложения с предлогами В и ОКОЛО.

Умение внимательно слушать прозаический текст в устном изложении взрослого или аудиозаписи, выстраивать картинки по сюжету текста, отвечать на вопросы простой фразой.

Заучивание четверостиший для физкультминуток.

Примерное содержание программного материала

— фрукты, овощи (цвет, форма, вкус, запах). Обобщение понятий.

— животные (дикие и домашние, внешний вид-узнавание, называние), построение распространённого предложения.

— посуда (название, форма, назначение).

— мебель (наименование, назначение).

— одежда (наименование, назначение, для мальчика, для девочки, сезонная).

— обувь (наименование, назначение, для мальчика, для девочки, сезонная).

— сезоны (название, приметы, построение распространённого предложения, разучивание четверостиший).

— просмотр презентаций по теме.

Приблизительные результаты для учителя:

-обращение с просьбой (без вербальной подсказки);

-обобщать названия трёх различных видов для 20 предметов;

-дополнять фразы любого вида (до 10-ти);

-озвучивание фраз с ответствующей интонацией;

-умение правильно выбрать соответствующий объект из комплекта для 25 картинок (на столе по 4);

-правильное, последовательное выкладывание сюжетных картинок по тексту, озвученному учителем или прослушанной аудиозаписи.

ЧТЕНИЕ

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Обучение чтению в данном классе ведётся по индивидуальным программам как на основе аналитико — синтетического метода, так и с использованием метода глобального чтения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики. Программа по чтению поострена на основе программно – методических материалов под редакцией И. М. Бгажноковой. Обучение глобальному чтению ведётся по программе Г. В. Луговой.

Дети данного класса осваивают первую ступень.

Примерное содержание программного материала

— изучение звуков и букв ИМСХШР (соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове)

— формирование зрительных эталонов букв

— запоминание целостных образов слов

— печатание изученных букв

— соотнесение слов (найди такое же)

-соотнесение слов с картинкой

-подбор картинки к слову.

Приблизительные результаты для учителя:

обучающиеся

— узнают изучаемые буквы, находят их среди других знаков;

-обводят буквы по трафарету;

-находят изучаемые слова среди других слов (не более 4-х);

-подбирают слово к картинке;

-подбирают картинку к слову;

-выкладывают предложение по картинке;

-находят изучаемый слог;

-составляют слова из изученных слогов.

ПИСЬМО

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Овладение грамотой является одной из задач обучения детей со сложными и множественными нарушениями развития. Дети получают лишь элементарные основы грамоты.

Обучение носит практическую направленность, не требуя от учащихся соблюдения чётких правил. Конечная цель обучения грамоте данной категории детей заключается в том, чтобы научить их по возможности самостоятельно писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т.п.

Дети обучаются рукописному и/или печатному образам букв, что происходит не параллельно. Это позволяет исключить ряд трудностей, связанных с одновременным усвоением нескольких образов одной буквы. Некоторые дети остаются на уровне освоения только печатного образа.

Каждая тема повторяется несколько раз, с целью поэтапного усложнения и многократного повторения изучаемого материала. В зависимости от особенностей детей темп прохождения материала может увеличиваться или замедляться.

В ходе обучения письму осуществляются межпредметные связи (лепка, рисование, конструирование)

Обучение проводится в игровой форме, не зависимо от возраста детей.

Примерное содержание программного материала:

— упражнения на развитие мелкой моторики рук, на усиление нажима (выкалывание, использование коробочки с отверстием для проталкивания шариков, дырокола, перфораторов)

— обводка по файловому трафарету, простому трафарету и по шаблону (букв, слогов, слов)

— обводка по контуру, закрашивание внутри контура, рисование линий по образцу (с помощью учителя) на нелинованной бумаге и доске;

— печатание (письмо) изученных букв (слогов, слов), исходя из ИПО каждого ребёнка

-знакомство с клавиатурой компьютера.

Приблизительные результаты для учителя:

-самостоятельно удерживать ручку, маркер, мел, карандаш;

— при неполной поддержке руки обводить линии, буквы, слоги, слова;

-самостоятельное проведение линий по образцу на доске и нелинованной бумаге;

-нахождение изучаемой буквы на компьютерной клавиатуре;

-набор слогов на клавиатуре с помощью учителя.

СЧЁТ

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

У детей со сложными нарушениями развития крайне сложно формируются понятия числа, они с трудом овладевают конкретным сётом. Формирование представления о форме, величине, количестве, пространстве и времени происходит очень медленно. У детей с выраженным недоразвитием интеллекта не возникает подлинного понятия о числе и составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счёт.

Обучение счёту и конструированию проводится только на практической, наглядной основе.

Примерное содержание программного материала

— повторение материала 2 класса

— множества (много, мало, пусто)

— сопоставление множеств

— представления о форме (плоскостные фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник)

— число и цифры 2, 3

-последовательность чисел в числовом ряду

— величина (сравнение по величине)

— геометрический материал (прямая и кривая линии, )

— вес (легче, тяжелее)

— длина(длиннее, короче)

— ориентация в пространстве

— ориентация на плоскости

-временные представления (утро-вечер)

-подбор парами чисел 1-10 (н-р: 4 к 4-м, 2 к 2-м…)

-чередование цвета или величины предмета при выкладывании ряда 1/1 и 2/1

Приблизительные результаты для учителя:

-узнавание и нахождение изучаемых чисел среди других знаков;

-сопоставление цифры с количеством;

— счёт от 1 до 3 после вербальной подсказки «Считай: 1,2..», «Посчитай до трёх»;

-различение и показ 1, 2 и 3 объектов («Покажи, где две лодки» и т.д.);

-подбор парами числа от1 до 10 без называния;

-распознавание на слух числа 1 2 3в ряду цифр 1-10;

-различение количества между1-3-мя объектами («Та можешь найти три цветка?»);

-узнавать на слух количество предметов после вербальной подсказки: «Сколько?»;

-уметь выбрать из набора(5-7) заданное количество предметов от1до3 («Дай мне 2 карандаша, а теперь дай 3 машинки»);

-производить действие заданное количество раз без подсказки («Хлопни 3 раза», «Стукни 2 раза»);

-называние (показ) предметов разных по величине («Какая ленточка короче?», «Покажи, какой дом выше этого»);

-показ объектов, находящихся около…, впереди, сзади, справа, слева, под.., на…;

-умение находить верх, низ, середину листа;

-умение находить начало строки в тетради;

-называть(по возможности) свой возраст;

-правильно распознавать и называть (показывать) утреннее и вечернее время;

-называть следующее число (отвечать на задание «Какое число следующее?»).

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Целью обучения на данном курсе является систематизация и расширение знаний детей о предметах и явлениях окружающей среды.

На основе ознакомления с окружающим миром происходит разностороннее развитие обучающихся: обогащение их нравственного опыта, формирование навыков поведения в природе и социальной среде. Развивается речь, внимание, память, мышление, пространственная и временная ориентировка.

Изучение окружающего мира ведётся в двух направлениях:

1.Ознакомление с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения

2.Ознакомление с природой.

Темы подчинены принципу сезонности.

Основные методы и формы обучения включают в себя систематические наблюдения за природой и сезонными изменениями в природе и жизни людей, предметные уроки, экскурсии, практические работы и опыты, демонстрацию видеофильмов.

Примерное содержание программного материала:

— повторение материала 2 класса

— растения (деревья: ель, рябина. Овощи, фрукты. Грибы. Ягоды.)

— сезонные изменения(календарь погоды)

— птицы (домашние и дикие)

— дикие животные и их детёныши (лось, кабан, ёж, медведь, волк, лиса, заяц,)

— домашние животные и их детёныши (корова, коза, овца, свинья, лошадь, кошка, собака)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика