программы ПНШ


Содержание разделов рабочей программы

Пояснительная записка 2-5

Планируемые результаты освоения учебного предмета 5-8

Виды учебной деятельности 8- 9

Учебно – тематический план.9

Календарно — тематическое планирование 10-17

Критерии и нормы оценки ЗУН 18

Материально- техническое и учебно-методическое обеспечение 18-19

Лист внесения изменений 20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

— Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373;

Типового положения об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001г №196с изменениями от 10.03.2009г№216ст.41;

федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312 в редакции от 30.08.2010 №889;

Санитарных правил и норм (СанПин2.42.-2821 10);

Учебного плана МБОУ «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа» на 2013/2014учебный год;

Авторской программы начального общего образования Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Кудровой Л.Г. «Окружающий мир», издательство М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Обоснование выбора УМК:

Соответствие содержания комплекта требованиям ФГОС начального образования.

Взаимосвязь целей и задач учебно- методического комплекта с его концептуальными положениями.

Реализация универсальных учебных действий, указанных в основной образовательной программе начального общего образования.

Возможность выполнения программы духовно- нравственного воспитания и развития младших школьников.

Индивидуализация образования посредством системы разноуровневых заданий и других способов, позволяющих построить дифференцированное обучение.

Создание условий для развития мотиваций, самообразования и формирования у учащихся приёмов исследовательской деятельности.

Структурная целостность учебно- методического комплекта.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством: демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет; системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира; специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил; иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива.

Цели:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства научного познании и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;

формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико- ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий.

Задачи:

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта ;

формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

развитие умений работы с научно-популярной, справочной литературой; проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения;

формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание ценности , целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффектного и безопасного взаимодействия в социуме.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

-природа- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

-наука- ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

-человечество- мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

-труд и творчество- уважение к труду, творчество и соидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

-патриотизм- любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

-социальная солидарность- свобода личная и национальная, уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

— гражданственность- долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

-семья- любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;

-личность- саморазвитие и совершенствование , смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение , достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

-традиционные религии- представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Программа будет реализовываться через классно-урочную систему обучения.

Курс рассчитан на 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).

Формы обучениябеседа, работа в парах и группах, наблюдение и проведение опытов, экскурсии, выставки, презентации, работа по учебнику и словарям ,с источниками с дополнительной информацией, социальные и ролевые игры , практические работы, опыты, учебные диалоги; исследовательские работы, заседание школьного клуба , моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Формы контроля: практические и исследовательские работы, устные ответы учащихся, проверочные работы , наблюдения.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная,

парная.

         Рабочая программа соответствует авторской программе начального общего образования Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Кудровой Л.Г. «Окружающий мир», издательство М.: Академкнига/Учебник, 2012. Календарно – тематическое планирование составлено с опорой на методические рекомендации Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Кудровой Л.Г. к предмету «Окружающий мир».

В классе занимается обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению родителей обучение проходит совместно со всеми учащимися класса по УМК «Перспективная начальная школа»), поэтому в рабочую программу внесены коррекционно- развивающие задачи:

1.целенаправленное развитие социально-нравственных качеств учащегося, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях;

2.формирование устойчивой учебной мотивации;

3.развитие личностных компонентов познавательной деятельности, самостоятельности, познавательной активности;

4.развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе глаз-рука;

5.формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений, как общедеятельностных (умения выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности, выбирать адекватные средства деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку), так и интеллектуально-перцептивных (умения вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний);

6.обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего сознательно воспринимать учебный материал.

Обучение для учащегося по данному предмету организовано по требованиям:

Преподносить материал предельно развёрнуто.

Отводить значительное место практической деятельности.

Систематически повторять пройденный материал.

Основным методом обучения являются: беседа, игра, практическая работа.

Уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром.

Уделять должное внимание формированию культурного общения.

Находить любой повод , чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика.

Учитывать уровень подготовленности ученика, особенности личности, его работоспособность, внимание. Целенаправленность при выполнении заданий.

Требования к уровню подготовки учащихся

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:•характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света – на смену времен года, растительный и животный мир);• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;•называть признаки, отличающие домашних животных от диких;• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли;выделять их отличия;•характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;•выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска информации;• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы;День Конституции России; День города, села, поселка)• описывать достопримечательности Московского Кремля;• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримеча-тельностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.• понимать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);•соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Обучающиеся получат возможность научиться:• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питанияи личной гигиены;• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;• выполнять правила безопасного поведения в природе;•выполнять правила безопасного поведения на дороге и в транспорте.

Формирование УУД:

Личностные универсальные учебные действия:

-сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов;

-сюжет позволяет построить диалоги персонажей (героев) учебников, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми;

-сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев ,школьники учатся соотносить свои поступки, результаты своей учебной и внеурочной деятельности с поступками и результатами деятельности своих сверстников;

-герои интриги экспериментируют, делают доклады и презентации, оформляют дневники наблюдений, ведут заседания школьных клубов, отстаивают свою точку зрения, изучают природу и культуру своего края, обсуждают правила здорового образа жизни, и в то же время постоянно ведут диалог с учащимися, призывая их к аналогичным видам деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

— различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

— описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

— проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;

— использовать словарь учебника, словари комплекта (русского языка, литературного чтения, математики, технологии, музыки, определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете ;

— использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

— использование готовых моделей (условных знаков глобуса, плана, плана-карты, других географических карт) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;

— обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение);

— определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);

— укрепления здоровья, осознанного выполнения режима дня, оказания первой помощи при несложных несчастных случаях;

— научить школьника работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города Золотого кольца, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.

— различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать до-стопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов Золотого кольца, своего края.

— различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.

Использование Дополнительных Источников Информации (иллюстрации, словари комплекта, Интернет- адреса, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.)

— поиск фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков (Интернет- адреса);

— оценка характера взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество;

— соблюдение правил личной безопасности и безопасности окружающих, формирование понимания необходимости здорового образа жизни.

— воспитание пиетета к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей.

— проявление уважения и готовности выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Виды учебной деятельности

«Человек и природа»

Виды учебной деятельности:

— классификация объектов окружающего мира

-выделение отличительных признаков живой природы

-распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы)

-обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы

-изучение разнообразия растений и животных родного края

— осуществление посильных осенних работ на участке

-сбор природного материала-проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа

— работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах

-знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус

-выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля

-усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений

— расширение представлений о значении воды для жизни на Земле

-определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств

-обсуждение особенностей процесса питания растений

-высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп)

-выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих

-подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края

-обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду

-составление таблицы однолетних, двухлетних, многолетних растений своего края

-дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов

-обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности)

-классификация отличительных признаков животных разных групп

-повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей, приобретение новой информации

-углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме

-повторение и расширение знаний о диких животных

-знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной

-обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга

-проведение наблюдений, постановка опытов

«Человек и общество»

Виды учебной деятельности:

-участие в исследовательской деятельности

-проведение сравнений, выбор правильного ответа

— работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков

-обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе

-знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме

-знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники

-удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве

-ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой

-изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села)

-расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах

-изучение родословной

-рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи

— воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам

-моделирование (составление маршрута экскурсии)

«Правила безопасной жизни» изучается при изучении блоков «Человек и природа», «Человек и общество».

Виды учебной деятельности:

-знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий

-приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов

-понимание важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

-использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека

-обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье

-знакомство и применение основных правил личной гигиены

-классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения

-использование основных правил дорожного движения;

-моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»

-обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми

Учебно – тематический план.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными блоками:

«Человек и природа»- 42 часа.

«Человек и общество»- 26 часов

«Правила безопасной жизни» изучается при изучении блоков «Человек и природа», «Человек и общество».

Тема

Кол-во часов

Практических работ

экскурсий

Проверочные работы

Итоговая комплексная работа

1

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы

6

1

3

1

1

2

Планеты и звезды

4

3

Неживая и живая природа Земли

2

4

Свойства воздуха и воды



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика