программа работы кружка Юный краевед


Программа кружка «Юный краевед«

для 8–9-х классов

“Любовь к родному краю,знания его истории – основа, на которой только и может осуществляться ростдуховной культуры всего общества.”

Д.С.Лихачёв

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества ,гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Представленная программа рассчитана на учащихся 8- 9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.

Тема “Мой дом, мой город, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и городу как к малой родине

Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа

В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории родного города , беседы с интересными людьми, встречи.

В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

Цели и задачи:

Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего города, школы;

развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.

Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.

Приобщить школьников к поисково — исследовательской работе.

Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.

Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).

Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций.

Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).

Принцип интеграции и дифференциации обучения.

Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Основные методы обучения:

Практические

Рассказ педагога и рассказы детей

Беседы

Дискуссии

Встречи с интересными людьми

Мини сочинения

Походы, экскурсии

Конкурсы, викторины

Составление презентаций Power Point

Что должны знать и уметь воспитанники:

Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания

Составлять доклады, рефераты

Оформлять дневник похода

Применять полученные знания на практике

Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний

Практиковаться в умении проводить экскурсии

Почасовая разбивка учебного курса

 

Разделы программы

1 год обучения

2 год обучения

1

Водная беседа

1

1

2

Посёлок, в котором мы живём

7

3

Мой Морозовский район

6

4

Изучение Ростовской области

 

6

5

Мой дом, семья

6

6

Туристские навыки

6

7

Охрана природы

6

8

Поиск

6

9

Экология

4

10

Школьный музей

5

11

Загадки Тихого Дона

 

5

12

Истоки Донского казачества

6

13

Итоговые практические занятия

2

1

 

Итого

34

34

Программа 1 год обучения

Земля Донская – край родной

1. Вводная беседа:

Задачи, содержание программы на новый учебный год.

2. Изучение Ростовской области

2.1 География Ростовской области

Географическое положение, границы, территория

Полезные ископаемые

Реки, озёра

Каналы, водохранилища.

Практические задания:

Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Ростовской области

Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей

Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.

2.2 Города и районы области

Большие и малые города области

Ростов – на- Дону – областной центр

Таганрог – город великого прошлого и большого будущего

Азов – город казачьей доблести

Малые города

Районные центры

Практические занятия:

Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты Землю Донскую?”

Оформление альбомов о городах Ростовской области

Выпуск презентаций Power Point о Ростове – на Дону и других городах области

3. История Донского казачества:

3.1. Краткое описание Земли Донской

3.2. Наш край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов)

Практические занятия:

экскурсия в Танаис.

3.3. Зарождение Донского казачества:

Славная битва на Куликовом поле

Покорение Сибири Ермаком

Михаил Романов и казаки

Азовское сидение

Практические занятия:

Экскурсия в Азов, НовочеркасскВыпуск презентаций вPower Point об истории Донского казачества.

3.4. Дон в XVII -XVIII веке, казаки Дона в войне 1812 года.

Матвей Иванович Платов

Бородинское сражение

Ратная служба

Крымская война

Практические занятия:

экскурсия в краеведческий музей г Ростова – на -Дону, конкурс “Что? Где? Когда?”

3.5. Культурные традиции Донского казачества

Православие в жизни казаков

Одежда, быт, нравы казаков

Дон литературный

Наши земляки — художники

Старинный и современный фольклор

Практические занятия:

экскурсия по Чеховским местам г. Таганрога,сбор фольклорного материала в городе и прилегающих хуторах.Выпуск презентаций о культурных традициях казачества

4. Экология

Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе

Охрана рек, родников, водоёмов

Охрана птиц и животных

Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся

Красная книга

Практические занятия:

Поход выходного дня .Участие в экспедиции по очистке малых рекУчебно-познавательная игра –  “Учись , играя”

5. Школьный музей.

Результаты поисковых работ обработать и пополнить школьный музей.

Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества

Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись поискового движения

Положение о школьном музее, фонды музея, их значение

Практические занятия:

Разработка текстов экскурсий – обзорной и тематической,  организация поиска по направлению “Летопись моей школы”

6. Загадки Тихого Дона.

Сбор материала о необычных объектах, явлениях природы, обработка данных археологических раскопок.

Практические занятия:

Посещение археологических раскопок в г. Аксай.Выпуск краеведческих газет и презентации в Power Point.

7. Октябрьский (с) район.

География Морозовского района, природные достопримечательности.

Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.

Практические занятия:

Работа в школьном музее.Составление презентации об истории района.Встречи с ветеранами ВОВ.

8. Итоговые практические занятия – участие в экологических и краеведческих мероприятиях.

2 год обучения

1. Вводная беседа — 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

2. Город, в котором мы живём

2.1 Г. Морозовск в довоенное время.

У истоков основания города

Зарождение добывающей промышленности

Территория города в период революции и Гражданской войны

Исторические памятники Морозовска.

Практические занятия:

1. экскурсия в районный музей



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика