программа по литературному чтению Н А Чураковой Литературное чтение по системе систем


Пояснительная записка

по литературному чтению по системе Л.В. Занкова

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» (2003), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по литературному чтению.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Тематическое планирование по литературному чтению рассчитано на 136 часов (34 недели).

Тематическое планирование разработано в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом, поэтому коррекция программы не проводилась.

Принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». На основании этого курс литературного чтения усилен на один час за счёт школьного компонента (4 часа + 1 час = 5 часов). Это стало возможным в связи с тем, что предмет ОЗОЖ интегрирован с курсом окружающий мир и литературное чтение.

В программе курса «Литературное чтение» на первый план выдвинута цель развития и воспитания личности, поэтому подход к созданию учебника определяется пониманием специфики задач начального обучения, с одной стороны, и пониманием своеобразия литературы как учебного предмета, с другой.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л. В. Занкова, решаются следующие задачи:

расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;

обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;

создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

Литературное чтение — интегрированный курс. Во 2-4 классе на уроках дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства, слушают классическую музыку. Это помогает ребенку обнаружить общее начало у разных видов искусства — их образность, с другой стороны, дать почувствовать специфику языка каждого вида искусства.

На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Во 2 классе программа предусматривает:

– дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки;

– углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого;

– расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма;

– на основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное себе.

Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Примерное тематическое планированиепо литературному чтению

I полугодие (68 ч)

Номерурока

Тема урока

Кол – во

часов

Дата

1

2

3

4

Глава I «Вступление, или Детективное начало…» (8 ч)

1

Идея любви как воплощение интереса к окружающему миру. В. Драгунский «Что я люблю»

1

2

Характер лирического героя И. Токмакова «Мне грустно…»

1

3

Характер лирического героя. В. Драгунский «Что любит Мишка»

1

4

Контраст как художественный прием в поэзии. Б. Заходер «О границах поэтического творчества»

1

5

Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето…»

1

6–7

Общее начало разных видов искусства: литературы, живописи и музыки. А. Пушкин «Тиха украинская ночь…», А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Л. Бетховен «Лунная соната», Ф. Шопен «Ноктюрн»

2

8

Сравнительный анализ научного и художественного текстов. Энциклопедическая статья.М. Пришвин «Осеннее утро», В. Друк «Роман»

1

Глава II «Завязка, тайны искусства…» (15 ч)

9

Художественный образ в поэзии и живописи. И. Пивоварова «Картина», В. Поленов «Московский дворик»

1

10–11

Художественный образ в поэзии. Д. Кедрин «Осенняя песня». Первые опыты письменных сочинений. Сочинение на тему «Осенний пара-шютист»

2

12

Олицетворение как поэтический прием. М. Лермонтов «Утес»

1

13

Урок-концерт «Родная природа»

1

14

Олицетворение как поэтический и живописный прием. Н. Мушкудиани «Что его беспокоит»

1

15

Как смотрят на мир поэт и исследователь. Произведения устного народного творчества. И. Пивоварова «Как я считал»

1

16

Нравственная идея произведения. Г. П. Корнилова «Про бабочку»

1

17–18

Различение текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. Г. П. Корнилова «Вертолет»; Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь»

2

19

Осенняя страница. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

20

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (музыки, поэзии, живописи). М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов», И. Пивоварова «Песня зарянки»,М. Чюрлёнис «Соната звезд»

1

21

Секреты загадок

1

22

Поэтический взгляд на мир в текстах разных жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке. С. Козлов «Ёжик в тумане»

1

23

Поэтический взгляд на мир в текстах разных жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке. С. Козлов «Красота», М. Цветаева «Одна половинка окна»

1

Глава III «Погоня за секретами литературы…» (34 ч)

24

Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия Басё и Тиё

1

25

Художественный образ в поэтическом тексте. Эллен Нийт «Сказка о каменном короле» («Каменный замок на камне чернел…»)

1

26

Литературный праздник. Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка»

1

27

Ироническое отношение автора к герою. С. Михалков «Про мимозу»

1

28–29

Нравственная коллизия в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок»

2

30

Эмоциональная окраска текста С. Михалкова «Бараны»

1

31

Аллитерация (звукопись). Д. Биссет «Приключения дядюшки Тик-Так»

1

32

Как смотрят на мир поэт и художник. И. Суриков «В ночном» (отрывок), М. Врубель «К ночи»

1

33

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1

34

Авторская сказка. Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

35

Русские сказки о животных: сравнительный анализ

1

36

Русская и европейская сказки: сравнительный анализ

1

37–38

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

39

Урок читательской самостоятельности. Братья Гримм «Сказка о рыбаке и его жене»

1

40

Красота и выразительность пушкинского стиха. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»

1

41

Годовой круг

1

42–43

Сравнительный анализ авторской сказки и научно-популярных текстов о животных. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

2

44

Научно-популярные тексты о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»

1

45–46

Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

2

47

Шуточный или юмористический художественный образ в стихотворениях Тима Собакина и Юнны Мориц

1

48

Разная природа вымысла. Б. Заходер «Моя Вообразилия»

1

49–50

Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н. Носов «Фантазеры»

2

51

Природа необычного, фантастического в лите-ратурном тексте. Ф. Галас «Мир наоборот», В. Шленский «Другу»

1

52

Природа необычного, фантастического в лите-ратурном тексте. П. Ершов «Конёк-горбунок»

1

53

Природа необычного, фантастического в лите-ратурном тексте. К. Бальмонт «У чудищ»

1

54–55

Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2

56

Три типа сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»

1

57

Конференция «Новый год шагает по планете». И. Пивоварова «Вкусные ботинки»

1

Глава IV «Новые загадки следствия…» (11 ч)

58

Происхождение сказки из мифа. В. Даль «Старик-годовик»

1

59

Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»

1

60

Устный журнал «Цветы из мифов и легенд». Т. Белозеров «Подснежники»

1

61

От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко», В. Одоевский «Мороз Иванович»

1

62

Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. И. Суриков «Детство»

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика