программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по БМ


Негосударственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Кристалл»

Рассмотрено и принято на заседании кафедры «Естественно — научных и развивающих дисциплин»

__________________

Протокол №

от «___»_______20___г.

Рекомендовано к утверждению

Зам. директора по УВР

_________________

О.П. Титова

Утверждаю

к использованию

в учебном процессе

Директор НОУ СОШ

«Кристалл»

________________

Н.В. Кирюхина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2011 – 2012 учебный год

Предмет Изобразительное искусство и художественный труд Класс 1

Количество часов 68

Учитель Микоян А.С.

Программа:

Примерные программы по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса

«Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы / Под ред. Б. М. Неменский. – М.: Издательство «Просвещение», 2010.

Учебник:

Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1 кл. нач. шк../Л.А. Неменская; Под ред. Б.М. Неменского 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательной школы.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе

4. Цель программы

Изучение курса изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

5.Задачи программы

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

6. Целевая установка

Уникальность и значимость курса определяют нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно творческой деятельности помогут школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

7. Специфика программы

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Поэтому главный смысловой стержень программы – это связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. В первом классе начинают осваиваться учащимися средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса.

Три способа художественного освоения деятельности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

8. Основные содержательные линии курса

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство и технология» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира»

9. Структура программы

Учимся у природы

Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение деревьев, птиц, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, рыбок, переплетение ветвей деревьев, паутин, морозные узоры на стекле и т.д. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания, ритм. Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черной и белой красками. Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта. Пропорции фигуры человека и животных.

Художественно-творческая деятельность. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Освоение основ рисунка, живописи.

Фантастические образы в изобразительном искусстве

Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусства на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно прикладном искусстве. Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта, домов. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.

Основы художественного языка. Особенности композиции при передаче сказочных образов, при создании фантастических композиций. Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма. Форма предмета, стилизация природных форм в декоративном творчестве. Пропорции: соотношение целого и частей.

Художественно-творческая деятельность. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Учимся на традициях своего народа

Значение изобразительного искусства в национальной культуре. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (взаимосвязь украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыки, песен; былин, сказаний, сказок). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагивающими тему родной природы, русских сказок, истории Отечества.

Основы художественного языка. Возможности композиции (в вертикальном и горизонтальном формате); равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.

Опыт художественно-творческая деятельность (внутри тем). Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

10. Требования к уровню подготовки учащихся

к концу первого класса.

Обучающиеся должны знать

основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их значение в жизни человека и обществе;

выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия.

Обучающиеся должны уметь

работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно прикладных и народных формах искусства;

наблюдать и эмоционально отзываться на эстетические явления в природе и деятельности человека;

проявлять фантазию, воображение в конкретных формах творческой художественной деятельности;

художественно воспринимать различные виды и жанры искусства;

самостоятельно выполнять творческую деятельность и взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности при коллективном творчестве;

изображать предметный мир, растения и животных.

11. Формы организации учебного процесса

Используется индивидуальная и коллективная (по группам, индивидуально-коллективная) работы;

В основе программы лежат интегрированные уроки – уроки изобразительного искусства и урок технологии, темы их логически взаимосвязаны;

Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, практических занятий и обобщающих уроков, а так же уроков — экскурсий и уроков — игр.

12. Итоговый контроль

В течение четверти для оценки знаний и умений учащихся подготавливаются работы на выставки различного уровня.

Текущий контроль в форме беседы.

13. Объем и сроки изучения

Изучается в течение года, 2 часа в неделю, итого 66 часов в год.

14. Методическое сопровождение программы

1.

Алехин А.Д.

Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. — М.: «Просвещение», 2000.

2.

Алексеева В.В.

Что такое искусство?  — М.: «Просвещение», 2001.

3.

Гудилина С.И.

Игровая азбука / Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. — М.: Аквариум, 2006.

4.

Неменская Л.А.

Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 класса. — М.: «Просвещение», 2006.

5.

Под редакцией Неменского Б.М.

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы// Под ред. Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение», 2007.

6.

Составитель

Нечаева Н. В.

Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2005.

7.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

Календарно-тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство и художественный труд» в 1 классе в рамках учебно-методического комплекта

п\п

1.

Тема урока

2

Тип урока

Кол. Часов

3

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты ( личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата

Содержание урока

(Ученик должен знать)

4.

Личностные УУД

5

Познавательные УУД

6

Коммуникативные УУД

7

Регулятивные УУД

8

9

Раздел 1 Учимся у природы

1.

Изображе-ние всюду вокруг нас

Экскурсия. (1 ч)

Знакомство с Мастером Изображения и Украшения. Роль деятельности изображения в жизни людей. Развитие умения наблюдать за природой, окружающим миром

Знать:

— что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума;

— о роли родителей и учителей в ознакомлении детей с окружающим миром;

Уметь:

— видеть различные изображения, которые сделали художники..

— изображать раннее увиденное по памяти

Способность к эстетической оценке явлений окружающей жизни. Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям).

Способность к художественному познанию мира. Сравнивать предметы по цвету, форме,

размеру;

-выделять свойства предметов;

— объединять предметы по цвету, форме, размеру;

-ориентироваться в пространстве.

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание об искусстве

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

2.

Ты изобража-ешь. (свободная тема рисунка)

Практичес-кий (1 ч.)

3.

Мастер Изображения учит видеть. Деревья и Листья.

Комбинированный. (1 ч.)

Знакомство с понятием «Форма». Формирование поэтического видения мира.

Знать:

— разновидности листьев и деревьев.

Уметь:

— сравнивать по форме разные листья и находить схожесть в них с деревьями.

— изображать сказочный лес в форме листьев из цветной бумаги

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков Умение:

— рассматривать, сравнивать

Слушать и понимать речь других. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков.

Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию)

4.

Мастер Изображения учит видеть. Животные

Комбинированный урок.

(2ч.)

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Изображение животных с помощью геометрических фигур.

Знать:

— виды животных и их характер

Уметь:

-находить отличия и сходства разных животных;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика