программа курса Национальные спортивные игры


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МКОУ Коченевская СОШ №13

Богданова О.П. / __________/

«____»___________2012г.

«Согласовано»

Руководитель МКОУ Коченевская СОШ №13

Скидан С.В. / _________/

Приказ № ___от «___»_____2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Наумовой Натальи Дмитриевны

учителя физической культуры высшей категории

курс «Национальные спортивные игры»

ФГОС 2-е классы

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___ от

«___»_______2012г.

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а национальные игры с многообразными моментами весёлой неожиданности особенно благотворно влияют на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая сила воспитательного свойства. В национальных играх ярко отражены культурные традиции образа жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости, желание обладать ловкостью, красотой и быстротой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе. По содержанию все народные игры выразительны и доступны детскому пониманию. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, познанию элементов различных культур, стимулируют развитие организма.

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело передать в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации, играющий должен проявить сложную, т.е. правильную и мгновенную реакцию, поскольку быстрота действий приводит к достижению результата и цели игры.

Заложено и большое воспитательное значение и в правилах игр. Они определяют ход игры, регулируют поведение и действие детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, тем самым обеспечивают условия, в рамках которых проявляются воспитательные качества.

В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками. Так называемые зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего, точное и безоговорочное выполнение правил. Всему этому способствует ритмичность, напевность и скандирование считалок. Существую и жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.

Национальные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активно личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Анализируя работу в начальной школе по физической культуре, я пришла к выводу, что дети не умеют сами организовать и провести игру, ищут помощи у взрослых, хотя уже много раз играли на уроках физической культуре в спортивные и подвижные игры. Поэтому была создана данная программа по курсу «Национальные спортивные игры».

Предлагаемая программа знакомит обучающихся с играми наров мира, игровыми ситуациями, в которых отражается национальный аспект и направлена на духовное совершенствование личности, расширение его историко-культурного кругозора.

Для реализации программы требуется несложное нестандартное оборудование, которое можно изготовить в условиях школы и без больших материальных затрат. Таким образом, программа не требует особых условий для выполнения.

Целью курса является:

научить детей самостоятельно и активно играть.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

Обучающие:

— приобретение знаний о народных играх, истории и культуре этносов России;

— обучение жизненно важным умениям и навыкам, применению их в различных по сложности условиях и экстремальных ситуациях.

Развивающие:

— развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости;

— гармоничное развитие функциональных систем организма обучающихся, повышение жизненного тонуса;

— создание предпосылок для успешного усвоения спортивных игр;

— повышение физической и умственной работоспособности.

Воспитывающие:

— воспитать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями;

— привить обучающимся интерес и любовь к занятиям различными видами спортивной и игровой деятельности;

— воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

— содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психофизиологических процессов и свойств личности.

Содержание программы

Особенности программы: предполагаемая программа знакомит обучающихся с национальными спортивными играми, игровыми ситуациями, в которых отражается национальный аспект, истоки самобытности культуры народов проживающих в России.

Основная функция этой программы — воспитание национального самосознания. Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на разделы, по характеристикам игр. Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.

С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся : «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Данная программа предполагает одно занятие в неделю по 40 минут каждое, всего 34 занятия в год.

Основу учебного материала составляют игры, сходные по определенным признакам:

— по интенсивности используемых в игре движений (малой, средней и высокой интенсивности);

— по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);

— по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, ролевые, сюжетные);

— по физическим качествам, преимущественно проявляем в игре (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);

— по отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительных частей занятий)

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре при трехразовых занятиях в неделю

п/п

Вид программного материала

Количество часов

1

Национальные игры

1.1

Основы знаний по физической культуре

В процессе урока

1.2

Игры без предметов

10

1.3

Игры с предметами

18

1.4

Игры с единоборством

4

1.5

Праздник игр

2

ИТОГО

34

В теоретический материал включено изучение истории возникновения русских народных игр, традиций, обычаев и развлечений, знакомство с физическими упражнениями, применяемыми во время народных праздников. Теоретический материал дается непосредственно во время прохождения запланированного учебного материала по разделам программы. Практический материал предлагается в виде разделов программы с видовой дифференциацией применяемых русских народных игр, а также в виде блоков. Структура блока включает: национальные игры, применяемые в течение четверти; игры, которые соответствуют русским народным праздникам в данный временной период; игры, которые применимы на предстоящих каникулах.

Требования к обучающимся:

знать историческое наследие русского народа и русских народных игр;

знать, что любая игра требует от участников соблюдения определенных правил;

владеть культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

формировать устойчивые знания и навыки выполнения игровых ситуаций.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать:

историю возникновения русских народных игр;

правила проведения игр и эстафет;

основные факторы, влияющие на здоровье человека;

правила поведения во время игры.

должны уметь:

выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);

проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Прогнозируемые результаты

В первом классе дети должны уметь играть, соблюдать правила, знать названия и правила разученных игр.

Во втором классе – уметь играть, соблюдая правила, эффективно выполнять игровые приемы и взаимодействовать в игре, объяснить разученные на занятиях игры.

В третьем и четвертых классах – уметь судить и провести игру.

ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ факультативного курса «Национальные игры»

МКОУ КСОШ № 13 2012-2013уч.г.

2 классы

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

1

2

3

4

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кол-во

часов

в месяц

Сентябрь

4 часа

Октябрь ноябрь

5 часов

Ноябрь

3 часа

Декабрь

4 часа

Январь

3 часа

Февраль

3 часа

Март

3 часа

Апрель

4 часов

Май

5 часов

Кол-во

часов

в четверти

Всего – 9 часов

Всего – 7 часов

Всего –9 часов

Всего – 9 часов

игры

«Лошадка», «Перегонка», «Пень»,

«Шнур», «Веревочка», «Бросай, беги», «Цепи кованы»

«Волк и гуси», «Удочка», «Воробушки и кот», «Ручеёк», «Капканчики»

Городки, игры с единоборством (перетягивание каната, «Вытолкни за круг», «Достань камешек (предмет)»), «Снежные изображения», «Орешек»

Русская лапта

Содержание программы

Спортивные игры

К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности.

Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.

Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А.И. Куприна находим:

«Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру…»

Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование.

Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.

Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.

В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», принятое в 1987 г.

К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.

В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России.

В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.

В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей’, другая – «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Городки (рюхи, чушки).История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика