программа кружка Моя малая родина для 3 4 класса


ПРОГРАММА

Кружка по краеведению

для 4 класса

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Автор:

Кузниченкова Светлана Васильевна

учитель начальных классов

МКОУ Горнобалыклейской СОШ

Дубовского района

Волгоградской области

Актуальность

Перед современными педагогами в настоящее время строят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле на которой родился.

Данный курс решает следующие проблемы:

знакомство с естественно – историческим направлением;

экономическим направлением;

культуроведческое направление;

экологическое направление.

Введение

Очень часто можно встретить молодых людей хорошо знающих особенности зарубежных стран. Этому обучают на уроках окружающего мира, географии; много уделяют внимания в средствах массовой информации. Если спросить современных школьников о родном крае, то их знания очень малы и они не систематизированы. Ребенку нужно показать мир родной природы, научить осознавать её уникальность и невосполнимость, тогда он не будет лишь её потребителем.

Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родине, уважения к её истории и культуре невозможно воспитать патриота.

Пояснительная записка

Предлагаемый факультативный курс «Моя мала родина» позволит решить данные проблемы, так как ставит перед собой такие цели:

создать условия для духовно – ценностной и практической ориентации школьника в окружающем мире;

воспитывать патриотизм, через знание истории края, его этнокультуру; чувство гордости за людей, прославляющих родной край.

Задачи:

— уточнить знания о достопримечательностях родного края;

— обогатить природоведческие знания, знакомство с «Красной книгой Волгоградской области»;

— учиться пользоваться контурными картами, планами – схемами района, села;

— побуждать школьников к экологической работе: охране и преумножению природных богатств;

— встречи с интересными людьми и знакомство с их трудом, творчеством;

— отрабатывать умения читать физическую и политическую карты Волгоградской области;

— знакомить с традициями, обычаями, бытом земляков.

В основе реализации данной программы лежат следующие методы: наблюдение, экскурсии, рассказ, беседы, используются формы работы: КТД, фотосессия, лекция, практическая работа, устный журнал, вернисаж, творческая лаборатория, круглый стол.

Факультативный курс «Моя малая родина» предназначен для 3-4 классов начальной школы, но будет интересен воспитателям группы продленного дня, учителям географии. Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю), продолжительность занятия 35 -40 минут.

Программа естественно – исторического направления -9 ч.

— Введение. Что такое краеведение, основные направления изучения данного курса. Уточнить понятия: край, Отчизна, отечества, родимая сторона.

— Знакомство с физической и административной картами. правилами работы с контурными картами, планами. Уточнение географического положения изучаемой местности на карте.

— Практическая работа: нанесение городов, сел, рек на контурную карту.

— Водные богатства моего края, знакомство с рекой, притоком какого водоема является, устье, исток, её составные части, направление течения.

— Знакомство с растительным и животным миром. Красная книга. Заказники и заповедники. Встреча с работниками лесного хозяйства.

Экономическое направление – 3 ч.

— Какие крупные промышленные или сельскохозяйственные предприятия расположены. Их основные виды деятельности.

— Встреча с людьми, работающими на предприятиях.

Практическая работа:

— написать мини — сочинения «Кем быть? Чем заниматься?»

Культуроведческое направление — 9 ч.

— Что такое фольклор? Знакомство с местными традициями, обычаями, песнями. Традициями семьи учащихся. Какие народы проживают на территории. Их отличительные признаки (речь, внешние признаки, обычаи фольклор).

— Заочное знакомство и встречи с творческими людьми (художниками, поэтами, бардами, народными умельцами).

— Достопримечательности. Архитектурное наследие.

Практическая работа.

— придумывание узоров, эскизов, элементов к костюмам данного народа;

— разучивание песен родного края, сочиненных бардами;

— составление рисованного диафильма «Мой край»;

— нанесение на контурную карту места положения: памятников, музеев.

Я и люди окружающие меня – 5 ч

— уточнить роль ребенка в семье, его обязанности. Чем занимается каждый член семьи (профессия, мир увлечений).

— встреча со старшим поколением семьи, с целью выяснения как истории страны, повлияла на жизнь, быт, обычай семьи.

— знакомство с уставом, традициями, достижениями школы.

Практическая работа:

— мини – исследовательская работа

Цель: выявить и рассказать о людях прославивших школу своим трудом.

— рисование дружеского портрета своего одноклассника. Составление рисованного альбома (или заменить Полезные дела моего класса).

Экологическое направление

— Дать общее представление об экологии. Какие экологические связи отслеживает данная наука. Познакомить с экологическими службами области их задачами.

Практическая работа

— нанесите на контурную карту места «Экологической тревоги»

— озеленение и уборка территорий.

Формы проведения: беседа, экскурсия, лаборатория, конференция, встреча с интересными людьми, круглый стол, фото-сессия, устный журнал, КТД, творческая лаборатория.

Виды деятельности:

— познавательная (получение информации от учителя; наблюдения; чтение литературы);

— природоохранная уборка территории, посадка растений, бережное отношение к окружающей среде;

— коммуникативный (коллективное выполнение дел);

— творческий (составление обращения, придумывание знаков, узоров костюма).

Знать/ понимать:

— свободно оперировать понятиями: край, родимая сторона, окрестность, окраина, околица.

— называть крупные географические объекты, области (города, реки).

— растительный и животный мир, нуждающийся в охране.

— экологическую обстановку района.

— традиции народов, проживающих на данной территории.

— творчество (архитектура, музыка, поэзия, художники).

Уметь

— ориентироваться в справочной литературе по краеведению;

— пользоваться физической картой области;

— ориентироваться в плане микрорайона (поселения);

— составлять экологические обращения, воззвания, знаки.

Учебно – тематическое планирование

п/п

Содержание материала

Кол-во часов

Форма проведения

Контроль

Естественно — историческое направление – 9 ч.

1.

Введение

1

беседа

2.

Знакомство с малой родиной

1

экскурсия

3.

Экскурсия в краеведческий музей

1

экскурсия

4.

Физическая карта области

1

лекция

5.

План поселения

1

Практич. работа

тренинг

6.

Водные богатства области

1

Беседа, практич. работа

7.

Река на которой я живу

1

экскурсия

8.

Флора и фауна края. Красная книга.

1

беседа, встреча с лесничим

9.

Конференция «Совет существ»

1

Конференция

Мини рефераты

Экономическое направление — 3 ч.

10.

Отрасли производства

беседа

11.

Люди разных профессий

встреча

12.

«Кем работать? Чем заниматься?»

круглый стол

творческая работа

Культуроведческое направление — 9 ч.

13.

14.

Люди разных народов

Посещение школьного музея (местного музея)

1

беседа

Сообщение «Традиции семьи»

15.

16.

Заочное знакомство (встреча) с творческими людьми.

2

Просмотр видеофильмов, выставка работ

17.

Творчество моими руками (придумывание костюма, элементов узоров для данного народа).

1

Творческая лаборатория (рисунок, лепка)

Самостоятельная работа

18.

19.

Музыкальная мозаика (разучивание песни о родном крае)

2

20.

Архитектура, достопримечательности

1

21.

Составление рисованного диафильма «Мой край»

1

КТД

Я и люди окружающие меня – 5 ч.

22.

23.

Я и моя семья

История семьи – история страны

1

Фото-сессия. Встреча со старшим поколением учащихся

Мини- сочинения

24.

Моя школа. Её устав, традиции. Достижения.

1

Мини — исследовательская работа

25.

«Люди прославившие мою школу трудом»

1

Устный журнал

26.

«Мои одноклассники» КТД. Составление рисованного альбома.

1

Вернисаж, КТД

Экологическое направление – 8 ч.

27.

Что изучает экология?

1

беседа

28.

Экологические проблемы нашей местности

1

экскурсии



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика