программа гражданско-патриотического воспитания Мрй родной край


МО «Чурапчинский улус (район)» Республика Саха(Якутия)

МБОУ Соловьевская СОШ имени П.М.Васильева

Согласовано зам.дир.по УВР Утверждено директор ОУ

________/Федоров Е.В. __________/Собакин С.И.

ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Мой родной край»

Авторы учителя начальных классов Попова Г.Д., Брызгаева Т.Т., Батарина А.А.

Мырыла 2013г.

Пояснительная записка.

Сегодня одной из актуальных задач, которые стоят перед нами – учителями, родителями, обществом – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. А решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует программа воспитания младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. В то же время это программа воспитания младших школьников является одной из сложных задач воспитания в условиях современного образовательного процесса. Мы живем в период, когда дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением. Именно поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, верой в истинность всего, чему его учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в младшем школьном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательно нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка с приходом в школу, мы пытаемся формировать чувства патриотизма.

Цель: воспитание качеств человека, которые составляют основы его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям, культуре своей семьи, малой Родины, Отечеству в целом.

Задачи:

формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, Родины, жизни земляков;

— развитие творческой активности учащихся;

— приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;

— формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;

— воспитание чувства гордости к малой родине.

Принципы реализации проекта:

1. Личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;

2. Деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности:

3. Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.

Правовая база проекта:

— конвенция ООН о правах ребёнка;

— Закон об образовании РФ;

— государственная программа патриотического воспитания на 2006-2010гг. ;

— послание президента РФ В.В.Путина 2012г.

Сроки реализации проекта 4 года.

Участники проекта: обучающиеся в 1-4 классах, классные руководители 1- 4 классов, учителя физической культуры ,родители

Что же понимают под понятием «патриотизм»? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что истинный патриотизм включает в себя следующие составляющие:

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за свое отечество, за социальные и культурные достижения своей страны за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Работая по новым стандартам, мы разработали свою программу гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Она состоит из 4 разделов:

— историко-краеведческое направление;

— научно-исследовательское направление;

— гражданское-патриотическое направление;

-спортивно-оздоровительное направление.

Формы реализации программы:

-тематические классные часы, познавательные игры;

— беседы, викторины;

— конкурсы сочинений, рисунков, чтецов, стихотворений;

— спортивные соревнования;

— праздники;

— уроки Мужества, уроки Памяти, уроки Доброты;

— встречи с ветеранами, тимуровская работа;

— просмотры видеофильмов, конкурсы презентаций, фото-конкурсы;

— утренники;

-экскурсии и походы;

— школьная НПК «Васильевские чтения»;

Ожидаемый результат.

Модель выпускника начальной школы.

Выпускник должен иметь способность к установлению межличностных отношений с педагогами, сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Достаточный уровень самоконтроля в межличностном взаимодействии, продуктивность в общении.

 Познавательный потенциал. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Навыки логических операций; выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другие действия. Беглость, гибкость, оригинальность и чувствительность к проблемам, как основа креативности и конкурентноспособности.

 Нравственный потенциал. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Усвоение духовных ценностей, чувство любви к Родине, становление истинного патриота своей Родины.

 Культурный потенциал. Желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребность в культурном досуге, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

 Физический потенциал. Стремление к физическому здоровью. Желание активного досуга.

Содержание программы.

Природа нашего села. Река Амга, наши озера и аласы. Наши горы. Название гор, реки, аласов. Легенды и былины о нашем крае в рассказах наших предков, в произведениях писателей.

Прошлое и настоящее села. Первые жители нашего края – наши предки. Легенды о жителей родного села, как и где они жили. Быт наших односельчан в прошлом и настоящем.

Родословная моей семьи. Родственные связи односельчан, одноклассников

Исторические и интересные места нашего села.

С какими событиями связано то или иное место села. Значение этого события в жизни села и жителей. Исторические памятники села. История их создания, современное состояние. Сбор фотоматериала, описание  и оформление альбома. Уход за памятниками.

Жизнь и работа людей нашего села в годы Великой Отечественной войны и после.

Ветераны войны, тыла. Встреча с ветеранами тыла и труда. Сбор воспоминаний, фотоматериалов, подготовка рефератов и докладов о детях войны, об их труде и жизни.

Жизнь известных и талантливых людей нашего села.

1). Легенды и былины о народных певцах, борцах, охотниках, кузнецах, мастерах традиционных ремесел, живших до наших времен. Сбор легенд и былин, чтение книг о жизни талантливых людей. Подготовка рефератов и докладов по этой теме, выступления.

2). Знаменитые и талантливые люди из нашего села. Ученые, врачи, учителя, певцы, спортсмены, народные мастера из нашего села. Встреча с замечательными людьми, чтение литературы.

СлужбаОтечеству.

1). Наши отцы и братья – защитники Отечества. Сбор фотоматериалов для стенгазеты. Встреча с отцами и братьями класса.

2). Наши земляки в «горячих точках». Поиск и сбор информации об односельчанах, служивших в «горячих точках»: Афганистане, Таджикистане, Чечне.

8. Культура нашего села.

Очаги культуры на селе. Посещение сельской библиотеки, школьного музея, клуба.

Семейные династии.

Известные династии нашего села. Династия в моей семье. Викторина на лучшее знание профессий своей семьи.

Сельские обряды и праздники.

Семейные. Официальные. Происхождение обрядов и праздников. Особенности внутрисемейного быта. Практические занятия: составление сценария праздника, классные часы на тему «Час общения» (каждая семья приходит и рассказывает о семейных традициях на классном часу).

История родной школы. История возникновения. Педагогические династии. Наши выпускники. Известные, знаменитые выпускники нашей школы.

Трудовые традиции наших земляков. Наши земляки – передовики сельского хозяйства. Выдающиеся растениеводы и животноводы, механизаторы.

Красота нашего края. Изучение редких и лекарственных растений родного края. Сбор лекарственных растений, составление гербариев в летнее время. Посещение летнего экологического лагеря «Саьар5а». Работа в летнем лагере отдыха и труда «Быйан», уход за овощными культурами. Походы и экскурсии на природу. Подготовка докладов по этой теме. Проведение традиционного праздника «Урожай», Экскурсии , походы на гору «Тэйэр».

Животный мир родного края. Редкие животные и птицы нашего края. Наблюдение за жизнью животных.

О красоте нашей природы. Сбор стихов и песен наших односельчан о природе, любви к родной земле, о любимых и.т.д.

ДФСОК (детский спортивный оздоровительный клуб) «Тэйэр»: общешкольные традиционные спортивные соревнования смотр песни и строя ко Дню защитников Отечества, военно-спортивная игра, конкурс для мальчиков «Кыра Боотурдар оонньуулара», семейные спортивные соревнования «Уол а5атынаан», военно-спортивная игра «Зарница».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.БасоваЕ.Д. Воспитательная работа классного руководителя. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 8/ 2009.

2.Воронов В.В. .Технология воспитания —  М., «Школьная пресса», 2000.

3.Григорьев В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -М.: Просвещение, 2010.

4.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя /  – М.: Просвещение, 1987. – 159с.

5.Нечаева М. О моделировании системы целей воспитания в классном коллективе. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 4/ 2009

6.Справочник классного руководителя./МЦФЭР ,№2,3,8 2010.

7.Тыртышская М.А.50 идей для классного руководителя: Практическая копилка педагога.-Ростов н\Д,2007.






See also:
Яндекс.Метрика