программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования


Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования составлена на основании следующих нормативных документов: Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Концепция УМК «Школа России» и опыт реализации Программа развития школы.

Понятие «универсальные учебные действия»

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

‒ обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

‒ создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

‒ определение ценностных ориентиров начального образования;

‒ определение состава и характеристик универсальных учебных действий;

‒ выявление в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определение условий формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

1. Описание ценностных ориентиров.

2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

4. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России».

5. Преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

6. Планируемые результаты сформированности УУД.

1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

‒ чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

‒ осознание ответственности человека за благосостояние общества;

‒ восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

‒ уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества

‒ доброжелательность, доверие и внимание к людям,

‒ готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

‒ уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

‒ принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

‒ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;

‒ формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

‒ развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

‒ формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

‒ формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

‒ готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

‒ критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

‒ готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

‒ целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

‒ готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

‒ умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

Виды УУД

Содержание

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

‒ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

‒ смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. (ученик должен уметь ответить на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?);

‒ нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности

‒ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

‒ планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

‒ прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

‒ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

‒ коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

‒ оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

‒ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия

‒ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

‒ поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

‒ структурирование знаний;

‒ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

‒ выбор наиболее эффективных способов решения задач в

‒ зависимости от конкретных условий;

‒ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

‒ смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

‒ определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

‒ научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

‒ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

‒ моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)

‒ преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Логические универсальные действия

‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

‒ синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

‒ выбор оснований и критериев для сравнения, сертификации, классификации объектов;

‒ подведение под понятие, выведение следствий;

‒ установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

‒ построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

‒ доказательство;

‒ выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблемы

‒ формулирование проблемы;

‒ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность

‒ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

‒ постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

‒ разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

‒ управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

‒ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

‒ владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.

4. Способы учета уровня их сформированности — в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения

Смысловые акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

познавательные общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

4. Типовые задачи формирования универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»

Для достижения личностных результатов с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».

В курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения.

В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами.

В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности и др.).

В курсе «Музыка» произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры, широко используется принцип диалога культур.

В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры».

В курсе иностранного языка предлагаются тексты и диалоги о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемой страны. Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран.

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для реализации указанных личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается.

На достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:

Формирование регулятивных УУД.

В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя».

Формирование познавательных УУД.

В учебниках приведены системы заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся и творческих способностей.

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера (например: продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу; провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку; провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера).

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

5. Преемственность формирования универсальных учебных действий.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Готовность детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовности.

Физическая готовность определятся состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

‒ ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

‒ четкого представления о планируемых результатах обучения на ступени обучения;

‒ целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.

Преемственность результатов формирования универсальных учебных действий

Сформированность УУД у детей при поступлении в школу

Планируемые результаты на конец 1 класса

Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы

Личностные:

Развитие личности

Понимает смысл понятия «семья»

Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»

Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм

Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению.

Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,

Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение

Коммуникативные:

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.

Имеет первоначальные навыки работы в группе

Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия;

Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)

Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений

Умеет задавать учебные вопросы;

Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим

Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою

Владеет способами разрешения конфликтов:

‒ выявляет, идентифицирует проблему,

‒ находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,

‒ принимает решение и реализует его;

Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила

Умеет договариваться

Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;

Поддержать разговор на интересную для него тему

Строит простое речевое высказывание

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные:

Общеучебные

Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя;

Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика