программа факультативного курса Проба пера


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ

ШКОЛА №18

Образовательная область «Филология» Учебная дисциплина «Литература» Общеобразовательная программа (дополнительная)

Литературный курс «Проба пера»

I ступень (начальное общее образование)

Автор

Бороденко Татьяна

Владимировна,

учитель начальных классов

высшей

квалификационной категории, Отличник народного просвещения

Нижневартовск

Программа литературного курса «Проба пера».

Автор Бороденко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МОСШ №18 высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения.

Пояснительная записка

Политика государства в области образования определила особую важность проблематики одарённости в федеральной целевой программе «Дети России».

Настоящая программа — результат теоретической и практической деятельности учителей начальных классов, несколько лет ведущих продуктивную работу с одарёнными детьми, что обуславливает практическую направленность программы.

Программа курса ориентирована на потребности и возможности одарённых детей в области литературы, что даёт возможность развития широких познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей детей на первой ступени обучения.

Курс «Проба пера» призван глубже ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, тем самым пробуждая интерес к чтению художественных произведений и словесному творчеству.

Данный литературный курс разработан для учителей школы 1 ступени (1-4 классы) В курсе каждого класса указаны разделы: Кухня литературы; Погоня за литературными секретами; Мастерская слова; Такой незнакомый знакомый мир; Смеясь , мы расстаемся со своими недостатками; Тайны искусства; Лаборатория искусства. В разделах выделены общие темы и расписаны задачи на каждое занятие. В конце программы обозначены формы контроля и ожидаемые результаты.

Назначение программы.

Обеспечение нестандартного подхода учителя к учащимся, реального учёта индивидуальных природных особенностей детей, компенсации стремления к «усреднению» количественной оценки результатов деятельности школьников, естественно стимулирующего развитие способностей детей.

Выполнение социального заказа общества на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Внедрение диалектики воспитания и самовоспитания творческих возможностей одарённых детей.

Совершенствование форм и методов педагогического мастерства учителей по осуществлению поиска и поддержки одарённых детей.

Задачи.

Главной целью литературного курса «Проба пера» является развитие всех граней творчества в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей в соответствии с их индивидуальными потребностями.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

Развитие продуктивного мышления высокого уровня (творческое, критическое, логическое);

Поощрение создания работ с использованием различных материалов, способов и форм;

Развитие самопознания и самопонимания учащихся;

Воспитание у детей уважения к индивидуальным особенностям каждого человека;

Обучение детей оцениванию результатов работы с помощью соответствующих критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.

Стратегия обучения и развития одаренности предполагает следующие подходы:

Индивидуализация обучения, т.е. создание условий для полноценного проявления и развития личностных особенностей детей.

Обучение мышлению, т.е. развитие творческого и рационального мышления, создание условий для психосоциального развития в течение образовательного процесса.

Исследовательское обучение. Главная особенность данного подхода — активизировать обучение, придав ему исследовательский характер. Тем самым мы стараемся передать инициативу организации познавательной деятельности. Важны не готовые задания, а организация их творческого поиска и методы усвоения.

Проблематиация. Содержание учебного материала предполагает ориентацию на постановку перед учащимися учебных проблем (главное, чтобы ребёнок смог увидеть проблему, найти пути её решения).

Содержание программы

1 класс (11 часов со 2-го полугодия)

Раздел 1. Кухня литературы.

Тема

Задачи

Тема 1. Детский игровой фольклор (4 часа)

-создание естественной ситуации игры со словесным материалом;

-выделение из игровой ситуации словесное высказывание и видеть его форму;

-высказывание как предмет для наблюдения, сравнения, классификации, обобщения и самостоятельных выводов ребёнка

Занятие I. Кричалки, Скороговорки. Считалки.

-ознакомление с образцами детского игрового фольклора; -разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации

Занятие 2. Дразнилки. Молчанки. Страшилки.

-опредмечивание содержания игровых стихотворений в другом изобразительном материале (иллюстрирование, лепка* инсценировка)

Занятие 3. Заклички. Перевертыши. Загадки.

-наблюдение за строением игровых стихотворных произведений путём сравнивания их друг с другом; -сравнение текстов игровых стихотворений и иллюстраций к ним

Занятие 4. Творческая работа.

— написание сочинения-подражания с ориентацией на жанр

Тема 2. Детская игровая литература <7 часов)

-на основе точного следования за графическим изображением текста научить ребёнка воспроизводить в . воображении событие, описанное с помощью слова; -использование материала авторской детской игровой поэзии 1

и прозы

Занятие 1. Из чего растут стихи

-выявление признаков, указывающих на необходимость изменения в силе голоса^ интонации, эмоции при прочтении стихотворения

Занятие 2. Из чего растут стихи.

-наблюдение за звуковым составом слов в связи с предметом изображения;

-узнавание моментов звукописи в тексте стихотворения; -попытка объяснения роли звуковых повторов для понимания смысла

Занятие 3. 4. Игра со словом.

-наблюдение за рифмами в строфе и в стихотворении; -первоначальное представление о тинах рифмы (парные, перекрёстные, кольцевые, сквозные), о соотнесении рифмы и ритма, рифмы и звукописи

Занятие 5. 6. Группировка произведений.

-рассмотрение события и его участников;

-определение лица, от имени которого рассказывается история: персонаж, рассказчик, автор;

-словесное описание персонажа;

-сравнение текстов авторской и народной игровой поэзии

Занятие 7. «Кто-то начал, ты продолжи». Итоговый урок.

— придумывание и продолжение рифмовок

2 класс (18 часов)

Раздел

. Погоня за литературными секретами.

Тема.

Задачи.

Тема 1. Сказочные лооожкн (5 часов)

-ознакомление с народными и авторскими сказками; -выявление связей между персонажем, местом действия и событием;

-первоначальное представление о сюжете художественного произведения

Занятие 1. Народная кумулятивная сказка.

-сохранение игрового отношения к словесному произведению: не только к тексту, но и к персонажу и событию;

-инсценирование сказок;

-определение сюжетной схемы произведения

Занятие 2. Литературные игровые сказки.

-определение роли автора в произведении: как он увидел и описал внешность персонажей, каких персонажей выбрал, как автор проявил своё мастерство;

-введение литературных понятий: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение

Занятие 3. Литературные игровые сказки.

-сравнение пересказов одного и того же кумулятивного 1 сюжета разными писателями;

-выяснение сходства и различия с фольклорным первоисточником;

-узнавание традиционной сюжетной схемы и её элементов в авторской сказке;

-выявление отличий авторской сказки от народной

Занятие 4. Народная волшебная и

-наблюдение за структурными и смысловыми особенностями фольклорных произведений;

бытовая сказка.

-сопоставление волшебных сказок 3-х типов: о трудных задачах, о злых жёнах и сестрах, о бое и победе; -определение сходств и различий в волшебной сказке в построении пространства (двоемирие), в типе персонажа (герой, даритель, помощник, хозяин другого мира), в характере основного события, в способе рассказывания (установка на вымысел)

Занятие 5. Сочинение сказки с использованием схем- цепочек.

-использование нескольких типов схем-цепочек; -выполнение творческой работы по выбору

Тема 2. Детективное начало (1 часов)

-выделение событий сказки и уяснение их последовательности, повторяющейся из сказки в сказку; -первоначальное представление о циклической схеме сюжета;

-определение главного смысла народной сказки

Занятие 1. Два царства волшебной сказки.

-накопление фактов, относящихся к тайным, чудесным, волшебным местам, предметам, существам, поступкам, словам, встречающимся по ходу действия в волшебных сказках;

-наблюдения над особенностями волшебных сказок

Занятие 2. Два царства волшебной сказки.

-наблюдение над тем. каким образом герои попадают в иной мир, кто (или что) им помогает;

-дать первоначальные представления о границе между обычным и иным миром;

-узнавание и называние границы и способов её преодоления;

-узнавание и называние обитателей иного мира: хозяина, его гостей, пленников, слуг, стражей

Занятие 3. Любимые персонажи сказок.

-узнавание главного героя сказки, определение его роли; -выявление и сравнение разных форм, в которых происходит испытание героя для получения волшебного средства или чудесного помощника;

-сравнение персонажей, решающих трудные задачи, а также способов и средств, с помощью которых это удаётся сделать

Занятие 4. Любимые персонажи сказок.

-определение типа главного героя в сказках о бое и победе; -узнавание и называние примет чудесного рождения или чудесного перерождения героя;

-разграничение ролей персонажей: главных героев, чудесных помощников, дарителей, хозяев иного мира

Занятие 5. Полка сказок.

-определение начала событий по текстам сказок разного типа;

-узнавание мотивов начальной беды или недостачи; -узнавание и выделение мотива перехода героем границы в иной мир в сказках разного типа;

-определение мотивов решения трудных задач (в разных вариантах);

-сравнение финальных событий в сказках разных типов; -представление об основных событиях сказки;

-изображение на картах-схемах пространства волшебной

сказки и её основных событий

Занятие 6. Творческая работа.

-сочинение фрагмента сказочной истории или сказки заданного типа;

-умение выбрать задание по своим возможностям

Занятие 7. «Что за прелесть эти сказки!»

-сочинение сказки на новый лад (совместная работа с родителями)

Раздел 2. Мастерская слова.

Тема 1. Секреты стихов (6 часов)

-формирование интереса к особенностям стихотворной речи;

-ознакомление со звукописью (аллитерацией) и инструментовкой стиха;

-обучение выражению своих мыслей в письменном виде

Занятие 1. «Грохочет слово, словно гром».

(Секрет первый).

-ознакомление с аллитерацией и инструментовкой стиха на примерах фольклора и стихотворений К.Чуковского, С.Маршака, А. Барто;

-игры со звукописью в стихах и прозе

Занятие 2. Вперйд, по дороге

открытий. (Секрет второй).

-игровое освоение стихотворного размера, развитие чувства ритма на примерах современных авторов, поэзии прошлого века и фольклора

Занятие 3. Похожие хвосты. (Секрет третий).

-развитие поэтического слуха;

-игровое освоение сложных и составных рифм;

-ознакомление с рифмами-шутками, с белым стихом

Занятие 4. « И подушка, как лягушка, ускакала от меня». (Совет четвёртый).

-развитие ассоциативного мышления с помошью игр через сравнение и ассоциации;

-понятие олицетворения

Занятие 5. Загадки.

-обучение разгадыванию и сочинению загадки:

уровень — составление небольшой текст-описание, содержащий вопрос;

уровень — составление и оформление загадку по подобию;

уровень — загадка в рифме собственного сочинения

Занятие 6. «Я начну, а ты продолжи».

— досочинить первые или последние строчки к стихам; -развитие фантазии (составление стихов про НЛО):

уровень — сочинение и оформление рассказа об инопланетянах;

уровень — сочинение и оформление небольшого стихотворения с рифмой к слову НЛО;

уровень — самостоятельное творчество по заданной теме в стихотворной форме.

3 класс (17 часов)

Раздел I. Такой незнакомый знакомый мир.

Тема Ь Копни есть не только V дерева. (8 часов )

— создание в определённой степени самостоятельной архаической картины мира;

-создание представления о древнем языке мифопоэтической образности через сравнение, сопоставление и обобщение;

-выявление элементов этого языка;

-расширение и обогащение представления и типе персонажей и характере событий

Занятие 1. Скандинавские мифы.

-первоначальное представление о сотворении мира (творящие силы);

-происхождение первых обитателей вселенной: чудовища, великаны, боги, дети богов;

-воспроизведение в словесном описании, иллюстрациях, картах-схемах устройства мира

Занятие 2.

Мифы Древнего Египта.

«запоминание и воспроизведение сюжетов о сотворении земли, неба, небесных светил, растений, животных и человека;

Занятие 3.

Мифы Древней Греции.

-ознакомление по текстам с двумя группами персонажей: носителями порядка и силами хаоса;

-запоминание сюжетов о борьбе богов с силами хаоса, о добыче сокровищ и чудесных предметов, происхождении священных животных;

-выявление и запоминание устойчивых и повторяющихся действий, событий

Занятие 4. Герои Эллады.

-ознакомление с разными вариантами чудесного происхождения героя;

-ознакомление с сюжетами о подвигах героев, сравнение их подвигов

Занятие 5. Герои Эллады.

•воспроизведение в словесном описании и рисунках обстоятельств и хода поединков, внешнего облика и названий чудовищ;

-первоначальное представление о мотиве

Занятие 6. Ветхий Завет.

-ознакомление с мотивами, характерными только для Ветхого Завета;

-идея Слова как творящей силы;

-понимание человека как образа и подобия Бога;

-древо познания Добра и Зла как источник смертности

человеческого рода

Занятие 7.

Ветхий Завет.

-выявление своеобразия представлений о мире и человеке в сюжетах о Каине и Авеле, о детях Ноя. о всемирном потопе, о Содоме и Гоморре;

-ознакомление с циклами сюжетов об истории рода, о судьбе народа и народного героя

Занятие 8. Творческий проект «Откуда он родом»

-свободное сочинительство с опорой на текст и его художественное оформление (титаны, боги, герои греческой мифологии, их судьбы и подвиги)

Тема 2. «В жизни всегда есть место подвигу» (5 часов)

-изучение героического эпоса как введение в изучение литературы;

-создание условий для того, чтобы ученик смог уловить отличие эпической поэмы от фольклорных произведений и от мифа;

-рассмотрение тематической композиции эпопеи; -рассмотрение проблемы героического поступка и героического характера

Занятие 1.

— выделение важнейших мотивов и специфической

Народный героический эпос.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика