программа факультатива


   

«Русский детский фольклор»

                     Пояснительная записка.

                         

                          «Едва ли можно найти материал более близкий,

                                   затрагивающий интересы и  потребности детского     

                                    возраста и потому самый занимательный, чем тот,

                                    который связан с детским бытом, с повседневной

                                    жизнью, который возник, вырос и развился из

                                    исканий высокой радости детской народной массы.

                                    Это – детский фольклор.»

                                                                                                          Г.С.Виноградов.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

 В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

 Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

  К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.

   В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

 Цель курса: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского    детского фольклора.

Задачи курса:

                             образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

                         

                            развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.

                         воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

 

 

 

Продолжительность курса – 1 год.

                 1 четверть —  9 занятий

                 2 четверть – 8 занятий

                 3 четверть – 10 занятий

                 4 четверть – 8 занятий

 

Возраст обучающихся –9 -10 лет 

 

  Календарно-тематический план  курса.

    Дата проведения

                 Тема занятия

  1.

 

Введение. Русский детский фольклор.

  2.

 

 Поэзия пестования. Колыбельные песни.

  3.

 

Колыбельные песни.

  4.

 

Пестушки.

 5.

 

Потешки.

 6.

 

Прибаутки.

  7.

 

Докучные сказки.

 8.

 

Бытовой фольклор. Детские народные песни.

  9.

 

Заклички и приговорки.

10.

 

Детская обрядовая поэзия.

11.

 

Прозвища и дразнилки.

12.

 

Детские сказки.

13.

 

Страшилки.

14.

 

Потешный фольклор. Словесные игры.

15.

 

Молчанки и голосянки.

16.

 

Поддёвки.

 17.

 

Сечки.

18.

 

Скороговорки.

19.

 

Небылицы – перевёртыши.

20.

 

Загадки.

21.

 

Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 6-х классов)

22.

 

/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-

23.

 

/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-

24.

 

/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-

25.

 

/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-

26.

 

/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-

27.

 

Игровой фольклор. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

28.

 

Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

29.

 

Формальные ролевые игры с приговорками.

30.

 

Игры – импровизации.

31.

 

Жеребьёвые сговорки.

32.

 

Считалки.

33.

 

Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке.

34.

 

Заключительное занятие.

                            Литература:

 1. Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная асвета, 1971г.

 

 2.Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1987г.

 

  3.Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» — М: Просвещение, 1992г.

 

 4.Ушаков Н.Н. «Кружковая работа по русскому языку»: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г.

 

Предполагаемые результаты освоения программы

   Должны знать:

 —специфику детского  фольклора;

— историю собирания и изучения детского фольклора;

— классификацию детского фольклора;

-жанры народной поэзии, их особенности.

  Должны уметь:

определять жанры народной поэзии;

-классифицировать жанры детского фольклора;

-использовать детский фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.

 

 Учебно-тематический план

 

     разделы

       Темы    занятий

Всего

часов

Беседы

Практич.

Введение.

Русский детский фольклор.

   1

   1

 

Поэзия пестования

Колыбельные песни

Пестушки

Потешки

Прибаутки

Докучные сказки

   6

  3

   3

Бытовой фольклор

Детские народные песни

Заклички и приговорки

Детская обрядовая песня

Прозвища и дразнилки

Детские сказки

Страшилки

   6

   3

     3

Потешный фольклор

Словесные игры

Молчанки и голосянки

Поддёвки

Сечки



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика