программа факультатива История родного края


“Родная земля и в горсти мила”

Пояснительная записка

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «История родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Программа направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Программа курса «История родного края» разработана на основе:

1. федерального компонента государственного стандарта;

2. минимума содержания образования регионального компонента

3. регионального базисного учебного плана для учреждений НСО;

4. учебного плана Муниципального образовательного учреждения среднего общеобразовательной школы № 47

Данный курс рассчитан на один год обучения в 6 классе и предполагает изучение содержания в течение 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Барабинского района, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.

Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачи­тельного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.

На основе целевой установки программы сформулированы задачи курса:

— приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;

— формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее ценности уникальности и неповторимости;

— воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;

— развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности.

Тема занятия

Основное содержание

Демонстративный материал

1

Введение

Лекции учителя

2

“Мой край на карте Родины”

Рассказ учителя

Презентация

3

Посещение городского краеведческого музея

Экскурсия

4

«Родной край: страницы истории»

Практическое занятие

5

«Народы края: история, культура, традиции»

Рассказ учителя

6

Родная школа. Её история и традиции.

Лекции учителя

презентация

7

Школьные традиции.

8

Посещение школьного музея.

Лекция учителя +экскурсии в краеведческий музей

9

Барабинск – край мой родной.

10

Наш край в панораме веков.

Рассказ учителя + практическое занятие

Газеты прошлых лет издания

11

Кое – что о наших столицах.

Лекции учителя

презентация

12

Символика Барабинского района

Лекции учителя

презентация

13

Улицы моего города.

Рассказ учителя + практическое занятие

14

Их именами названы улицы города.

Сообщение учащихся

15

Достопримечательности нашего города

Лекция учителя +экскурсия

16

Храмы, церкви.

Рассказ учителя

презентация

17

Город в годы войны.

Рассказ учителя

18

Участники ВОВ

Рассказ учителя

19

Выстрелы в мирное время

Практическое занятие

Круглый стол

20

Посещение мемориального комплекса.

экскурсия

21

«Книга Памяти»

Лекция учителя + практическое занятие учащихся

22

«Книга Памяти»

23

Поэты родного края

Рассказ учителя

24

Конкурс стихов местных поэтов.

Практическое занятие

Конкурс

25

Красная книга нашего края

Лекция учителя + практическое занятие учащихся

26

Водоемы нашего края

Сообщения учащихся

презентации

27

На озере Чаны

Практическое занятие

Рассказ, сочинение.

28

Экологическая ситуация.

Лекция учителя

29

Мой дом. Родословная семьи

Практическое занятие.

30

Знаменитые люди города

31

Посещение музея Локомотивного депо

экскурсия

32

«Мое любимое место»

33

Викторина «Мой город»

Практическое занятие

Викторина

34

Турнир «Люби и знай, свой край» к 75 –летию НСО

Практическое занятие

35

Встреча с Л. Бойковым

36

Итоговое занятие

Литература:

История Сибири. Издательство «Наука» в 5 томах.

З.А. Тюрина. Наше место на земле. Г. Барабинск

Отчий мир. Издательский Дом «Сибирская горница»

Л. Бойков Лицом в родную сторону. г. Барабинск

А. Сухинин. Сиреневая нежность, малиновая звень. г. Барабинск

Барабинск.

История Новосибирской области. Западно – Сибирское книжное издательство

В.И. Гросс А мы – барабинцы. г. Барабинск.

Книга памяти. Новосибирск «Наука»






See also:
Яндекс.Метрика