программа дополнительного образования Юные музееведы


Минмистерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Самарской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №35 Г.О. ТОЛЬЯТТИ

Программа рассмотрена

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол № 3 от 12.09.2011г.

Руководитель МО____Цветкова И.Ю.

Согласовано « 12» сентября 2011 г.

Зам. директора по ВР______Жигалова З.Я.

Утверждаю

« 12» сентября 2011 г.

Директор __________Сураева Л.М.

Программа внеурочной деятельности

«Юные музееведы»

Направление: общеинтеллектуальное

Вид программы: модифицированная

Возраст обучающихся: 7 – 11лет

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год: 34/1 ч

Составитель программы: Макарова Н.И.,

учитель начальных классов

Год разработки: 2011

1) Пояснительная записка

К программе научно-познавательного направления

« Юные музееведы»

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Цель программы: помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы:

— знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим…);

— развитие способностей к поисково- исследовательской, творческой деятельности;

— развитие самостоятельности и инициативы.

Помочь молодому поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как МУЗЕЙ. Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец. К овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания. Литературы. Географии, биологии, экологии, и др…

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей , оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и учащихся.

Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект ( выставку, маршрут экскурсии. Научно- исследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь: общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Программа: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Автор: Горский В.А.

Издательство: «Просвещение» 2011.

2) Учебно- тематический план.

Тема.

Количество часов.

Всего

Теория

Практика

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

2

1

1

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

1

1

4-5

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 18 века).

2

1

1

6-7

История музейного дела в России. Коллекционирование.

2

1

1

8-11

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

4

2

2

12-14

Фонды музея. Работа с фондами.

3

2

1

15-18

Музейная экспозиция и её виды.

4

2

2

19

Экскурсия в городской Краеведческий музей.

1

1

20

Экскурсия в Технический музей ВАЗа.

1

1

21-24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

4

2

2

25-27

Выставочная деятельность музея.

2

1

1

28-29

Культурно-образовательная деятельность музея.

2

1

1

30-31

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

2

1

1

32

Организация краеведческой работы .

1

1

33-34

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

2

1

1

Итого:

34 часа

3) Содержание занятий.

Тема занятия.

Содержание занятия.

УУД.

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ — выделение признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника

Регулятивные УУД:

целеполагание; планирование;

прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Личностные УУД:

формирование основ грахданской идентичности личности:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

сформированность учебных мотивов;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея.

4-5

История музейного дела за рубежом. Коллекцианирова-ние ( от Античности до конца 18 века).

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в Атичную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения ( студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно-научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.

6-7

История музейного дела в России. Коллекционирова-ние.

Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге.Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России .

8-11

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

12-14

Фонды музея. Работа с фондами.

15-18

Музейная экспозиция и её виды.

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

19

Экскурсия в городской Краеведческий музей.

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

20

Экскурсия в Технический музей ВАЗа.

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

21-24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.

25-27

Выставочная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.

28-29



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика