программа для родителей


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «СОШ № 5»

_______________ В.А. Кошкарева

от _______ № ________________

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО _____Е.Б.Сунцова

«_____» ___________2012 г.

Заместитель директора________Н.И.Фролова

«____» ____________2012 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «СОШ № 5»

_______________ В.А. Кошкарева

от _______ № ________________

Программа

психолого-педагогического просвещения родителей

Педагог-психолог:

Е.А. Васильева

г. Нефтеюганск

2012г.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Цель, задачи. Ожидаемый результат.

Условия реализации программы.

Тематическое планирование.

Приложение.

Используемая литература.

Пояснительная записка

Актуальность

Период произошедших в обществе изменений в последние два десятилетия способствовал ослаблению воспитательного потенциала семьи. Это заметно отразилось на качестве ее социализирующего влияния, привело к деформациям в физическом, духовно-нравственном, эмоциональном развитии детей.

Исследования показывают, что две трети родителей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи.

Если ранее существовали общие ориентиры для воспитания детей, то теперь – другие родители, другие дети, другие взгляды на воспитание. Родителям необходима краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем.

Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Это ставит перед психологом непростую задачу интегративного свойства: помочь родителю успешно продвигаться по пути «любящего и знающего сердца».

Данная программа нацелена на активизацию родительских навыков и умений, а также повышению их компетентности в вопросах воспитания ребенка, обучения и взаимодействия со школой.

Программа является результатом обобщенного теоретического и методического материала, практического опыта, накопленного авторами, в процессе работы и с учетом социально-экономической ситуации современности.

1.2 Основная цель программы —   гармонизация детско-родительских отношений в семье и  профилактика семейного неблагополучия. Программа рассчитана на 9 занятий. На занятиях присутствуют родители детей возраста 6 – 7 лет.

    Психолого-педагогическое просвещение родителей связано с развитием практических умений и навыков в области воспитания детей и возрастной психологии. Каждое занятие родители получают теоретическую информацию по определенной теме, возможность практически отработать приобретенные знания, получить обратную связь как со стороны педагога – психолога, так и со стороны родителей, что дает возможность увидеть проблему с разных позиций. В конце занятий участники получают раздаточный материал с основными тезисами по теме и домашнее задание, которое они выполняют и на следующем занятии докладывают о выполнении.

 Задачи программы:

1. Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста.

2. Расширение знаний родителей о психологии семейных отношений.

3. Способствовать  установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с ребенком.

4. Развитие умений  эффективной коммуникации у родителей при разрешении проблем с ребенком.

5. Способствовать изменению внутрисемейных стереотипов в процессе взаимодействия родителей с детьми.

6. Развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.

7. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций при взаимодействии с детьми. 8. Усовершенствование психолого-педагогической культуры родителей.

Условия реализации программы.

Программа рассчитана на один учебный год и реализуется поэтапно:

1 этап – рекламирование и приглашение родителей в психологический клуб.

2 этап – мотивирование родителей на собраниях (дается информация по реализации данной программы).

3 этап – проведение мероприятий по просвещению родителей.

4 этап – анализ эффективности проводимых мероприятий. Для оценки детско-родительских отношений рекомендуется использовать следующие методики:

PARI (1-блок)

оценка интегрированности семьи (низкая, средняя, высокая), оценка характера супружеских отношений.

PARI (2-й блок)

определение типа родительско-детских отношений (оптимальные, гипоопека, гиперопека).

ACB (Э.Г.Эйдемиллер)

определение модели семейного воспитания: оптимальная или неоптимальная (потворствующая гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткое обращение, гипоопека, гиперопека, повышения моральная ответственность.

Рисуночные тесты

определение характера внутрисемейной атмосферы (доброжелательная, недоброжелательная, отчужденная, враждебная);

оценка отношений и контрактов ребенка с окружающими (оптимальные, недостаточные, фрустрирующие, симбиотические и пр.).

«Два дома»

определение приоритетов ребенка в отношениях с близкими и значимыми лицам и (В рамном домике со мной будут жить… в другом домике останутся…»).

«Лесенка для ребенка»

определение предпочтений ребенка в его социальных контактах.

Тематическое планирование программы.

Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга. Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка.

Предлагаемая программа носит обобщенный характер, но в большей степени подходит для родителей младших школьников.

В реальной работе при составлении плана тренинга следует учитывать возрастные, интеллектуальные, личностные особенности родителей и их детей.

Программа состоит из 9 занятий, продолжительностью 1,5 часа (один раз в месяц). Занятия проводятся с группой родителей в 12-15 человек. В каждое занятие входит несколько заданий и ряд упражнений, которые можно включить в программу занятий в количестве двух-трех, учитывая запросы, контингент слушателей, их подготовленность.

Формирование групп происходит на добровольной основе.

Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует решению тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельной поиск, которые необходимы для успешной работы.

Данная программа может быть трансформирована для разновозрастной группы.

В целях повышения эффективности проведения занятий и для сохранения высокой мотивации участников рекомендуется формировать родителей детей одной возрастной группы.

Тема

Цель

Сроки реализации

1

Адаптация детей к школе

Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.

Сентябрь

2

Хорошо ли вашему ребенку в школе?

Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

Октябрь

3

Влияние психологического климата в семье на ребенка

Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций.

Ноябрь

4

Трансактный подход

Научиться различать следующие состояния «Я»: Родитель, Ребенок и Взрослый, знакомство с концепцией «Свинского родителя» Стейнера.

Декабрь

5

Трудный случай

Повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми.

Январь

6

Формирование у детей положительных эмоций

Повышение психологической культуры родителей, пополнение арсенала знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы.

Февраль

7

Детская агрессивность.

Расширение представлений родителей о вербальной агрессии и методах коррекции.

Март

8

Что и как мы говорим нашим детям

Выработка адекватных способов общения родителя с ребенком.

Апрель

9

Итоговое занятие

обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение

работы в группе.

Май

Содержание программы.

Занятие №1. Знакомство.

Цели. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Общая ориентация в проблемах родителей.

Содержание.

Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут происходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Процедура знакомства: каждому из участников дается ромашка, на которой родители прописывают свое имя и качества.

Инвентаризация проблем: на доске написать 10 любых проблем, которые возникают у вас с детьми в процессе общения. Проблемы распределяются в трех столбиках: *Проблемы ребенка *Мои проблемы *Наши общие проблемы Вопросы: — Какой столбик заполнен больше остальных? — Почему так получилось? — Можем ли мы быть моделью образцового поведения для ребенка? 

Упражнение «Идеальный родитель и ребенок». Родители делятся на две группы – одна группа записывает качества идеального родителя, другая – качества идеального ребенка. Затем они зачитываются и ведущий предлагает ответить на вопрос:

«Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?» После ответов участников листы рвутся и выбрасываются. Главное, чтобы вы понимали самого себя и своего ребенка.

Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов. Вы заполняете таблицу, где отвечаете за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.

Вопрос

Ответ родителя

Ответ за ребенка

Ответ ребенка (домашнее задание)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вот примерный перечень вопросов для детей и их родителей.

Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как…, а не нравится…

Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал… Почему?

Доброго волшебника я попросил бы о… А злого попросил бы о … Почему?

В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

Далее при обмене ответами на вопросы, занятие часто принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их детей. Ведущий, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.

Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов ребенка, Родитель должен задать ребенку сравнить их с теми, которые он предполагал.

Многие вопросы из перечня, которые задаются родителям на этом занятии и даются в качестве домашнего задания, касаются наших желаний, нереализованных возможностей, представлении об идеальном существовании. Далеко не всегда родители хорошо знают об истинных желаниях и желаниях своих детей. Обмен собственными ответами на вопросы не только способствует знакомству родителей друг с другом, но и побуждает их к самоанализу.

Несмотря на изменения в мире, наиболее ценными в людях качествами остаются доброта, честность, открытость, верность, ответственность, а в числе неприемлемых чаще всего называются лживость, лицемерие. (Группы разные, а качества повторяются.) А что касается животных, то кошки и собаки, безусловно, держат пальму первенства. Желание превратиться в кого-нибудь у взрослых часто связано с потребностью унестись от забот (ветерком, облаком, птицей, ручейком) или обрести могущество (как Ванга, волшебник, обладатель цветика-семицветика). Выбор сказок диктуется предпочитаемыми качествами сказочных героев (искренность, бескорыстие, справедливость, красота и т. д.), однако чаще сюжеты сказок являются отражением реализованных или нереализованных жизненных сценариев. И если такие сказки — «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Красная шапочка» — попадают как в разряд любимых, так и в разряд нелюбимых, то уж в каждой группе находятся участницы, которые вспоминают свою любимую «Золушку», «Белоснежку», «Спящую красавицу», «Морозко».

Размышления на тему «Почему мне не нравится эта сказка?» могут быть еще более увлекательными, чем поиск причин предпочтения любимого сюжета. Сказки, которые завораживали в детстве нехитрыми, повторяющимися действиями, кажутся взрослым людям глупыми, непонятными, бестолковыми («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и т.п.). Действительно, смысл многих сказок скрыт в глубине веков: кто догадается сейчас, что золотое курочкино яйцо — символ вечной жизни, и тот, кто его разобьет, обретет счастье бессмертия? Да и сказки писались когда-то не для детей.

Обратная связь в виде шерринга чувств.

Занятие №2 Мир детский и мир взрослый

Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

Содержание занятия

Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и дать пожелание другому.

Обсуждение домашнего задания в форме групповой дискуссии в большом кругу.

Информационная часть. Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. п. Вот какие особенности детского мира (в сравнении с миром взрослых) были названы в методической группе родительского тренинга, участниками которого были психологи школ и детских садов:

отсутствие сложившихся взглядов;

быстрота перевоплощения;

эмоциональность;

высокая изменчивость;

необремененность бытовыми заботами;

открытость;

импульсивность;

вовлеченность;

большая слитность с внешним миром;

жизнь настоящими (происходящими сейчас) событиями;

полнота мироощущения.

Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. Здесь же можно рассказать о четырех целях негативного поведения ребенка. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

требование внимания или комфорта;

желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;

месть, возмездие;

утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации. Ситуации могут быть подобраны с учетом возраста детей данных родителей и наиболее характерных проблемных ситуаций.

«Билль о правах». (Упражнение разработано Лебедевой Е. И. и Ежовым Д. И. для «Тренинга эффективного взаимодействия взрослого и ребенка». Институт тренинга.) Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая — родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15-20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта, обычно это занимает не более 3-5 минут.

В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.

Психогимнастическое упражнение. Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза (или используется повязка), остальные подходят к нему и кладут свои руки на его ладони. Задача участника — определение по рукам, какой мамой (или каким папой) может быть этот человек: более мягким или более жестким. Таким образом, формируются две группы: мягкие и строгие родители. После снятия повязки основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел. Упражнение дает прекрасный повод для обратной связи участникам группы: как они воспринимаются по первому впечатлению как родители (ведь это всего лишь второе занятие).

Домашнее задание.

Нарисовать круглый стол с ребенком и попросить ребенка рассадить за этим праздничным столом тех, кого он хотел бы видеть на семейном празднике. Ребенок сам должен нарисовать то количество стульев, которое ему необходимо, не надо ему подсказывать и навязывать свое решение.

Занятие №3  «Влияние психологического климата в семье на ребенка дошкольного возраста»

Цели: выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций.

Обсуждение домашнего задания.

«Погружение в детство». Тренер просит участников группы закрыть глаза и погрузиться в собственное детство. Затем необходимо ответить на вопрос: «Чего я хотел, когда был ребенком».

Мини-лекция «Роль психологического климата в семье»

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль.Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать или отца.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.

Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:

«Держать улыбку» (потому что именно лицо – ваша визитная карточка).

Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).

Не вступать в конфликты (учтите – что лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).

Ободрять других (оптимистам жить легче).

Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика