проектная деятельность_39219


Проектная деятельность-мода времени или необходимый ресурс.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…»

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В соответствии с требованиями, предъявляемыми современным государством к школе, обучение в ней должно ориентироваться на интеллектуальное развитие младших школьников.

Исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности, который осуществляет интеллектуальное развитие учащихся. Проектная деятельность обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. Эффективное усвоение знаний обеспечивается организацией исследовательской деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Если вы сами серьезно отнесетесь к создаваемому проекту, вам легче убедить ученика в том, что его работа — дело серьезное, нужно многим и будет использоваться на уроках. Чувство гордости, удовлетворения, ощущение успешности своего труда — это дорогого стоит. Можно организовать работу в творческой группе. Польза и взаимное обогащение от такого общения очевидны.

В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения требуют четкого осмысления. Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае я имею в виду проектно-исследовательскую деятельность.

Я считаю, что исследовательская деятельность в начальной школе необходима. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе, или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, тема таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат. Исследовательская деятельность расширяет кругозор учащихся, делает их знания более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу обучения, у «сильных» – к самостоятельному творчеству. Я с учащимися всегда с удовольствием занимаюсь проектной деятельность. Памятка у нас всегда под рукой.

Тема -это чем мы будем заниматься и она должна быть актуальной, оригинальной, неожиданной, доступной. Актуальность- почему важно изучить этот вопрос именно сейчас, в настоящее время.Проблема — это вопрос, который надо изучить из того, что ранее не было изучено. Цель — это запланированный результат ваших исследований, т.е то чего мы должны достигнуть в результате исследования Конечно, организации исследовательской деятельности следует учиться серьезно и кропотливо, перспективно продумывая и последовательность ученической деятельности, и планирование ожидаемых результатов, и, при всем этом, сохранить для ученика то ощущение первооткрывателя знания, мотивацию поиска и восторг моделирования нового знания из наблюдений, экспериментов и отрицания или подтверждения гипотез.

В век ИКТ и цифрового пространства, очень важными становятся именно эмоциональные переживания ученика в сфере интеллектуальной деятельности. Учителю следует умело режиссировать ход исследования, оставляя главную роль ученикам. Нет сомнения, что исследовательская деятельность является уникальной метапредметной образовательной оболочкой, обеспечивающей формирование комплекса универсальных учебных действий — платформы успешного обучения в школе. Может этот опыт будет полезен, либо спровоцирует новые идеи. Что тоже хорошо. Хотя эта работа очень трудоёмкая и кропотливая, но она имеет большой смысл, побуждает учащихся к активному обучению, в положительной степени влияет на качество знаний .

Основной результат образования — не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной сфере. В обществе изменились условия. Произошел переход от ограниченного к неограниченному доступу информацией. Учение и обучение в условиях избытка информации, ориентация на формирование способности самостоятельно учиться и «добывать» знания требуют существенного пополнения и традиционного методического багажа учителя более новыми и эффективными педтехнологиями, одной из которых является проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Белеенко Елена Ивановна

Учитель высшей категории

МБОУ СОШ №1 РСО-Алания






See also:
Яндекс.Метрика