проект урока Горы юга Сибири 9 класс


Проект урока в 9 классе

«Южная Сибирь. Особенности географического положения, природы,

хозяйственного освоения»

В качестве примера использования картографических методов исследования предлагается проект урока по теме «Азиатская часть России».

В учебном плане на изучение географии в 9 классе отводятся 2 часа в неделю. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут).

Учебник География России: Учеб.для 8-9 кл.общеобразоват.учреждений: В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. /Под ред. В.П.Дронова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.

1. Название урока: «Южная Сибирь. Особенности географического положения, природы, заселения территории».

2.Тема: «Азиатская Россия»

Урок 1. Азиатская часть. Общая характеристика.

Урок 2. Западная Сибирь. Природа Западной Сибири.

Урок 3. Природно-ресурсный потенциал Западной Сибири.

Урок 4. Хозяйство Западной Сибири.

Урок 5. Север Восточной Сибири. Природа.

Урок 6. ТЭК – основа хозяйства территории, специализация хозяйства Восточной Сибири.

Урок 7. Южная Сибирь. Особенности ГП, природы, хозяйственного освоения.

Урок 8. внутренние различия Южной Сибири.

Урок 9. Дальний Восток – особенности геополитического положения, природы.

Урок 10. Отрасли специализации хозяйства дальнего Востока.

Урок 11. Проблемы свободных экономических зон Дальнего Востока.

Урок 12. Обобщение по теме «Азиатская часть России»

3.Тип урока: урок изучения нового материала.

4.Задачи урока

узнать:

а) особенности географического положения Южной Сибири как экономического района России;

б) особенности природных условий Южной Сибири;

в) историю освоения и заселения территории.

выявить:

а) положительные и отрицательные черты географического положения Южной Сибири;

б) взаимосвязи между географическим положением и природой территории.

7. Методы: репродуктивный, частично поисковый.

8. Форма организации занятия: эвристическая беседа, практическая работа.

9.Средства обучения: учебник 9 класса, физическая карта России, административная карта России, атласы 8 и 9 класса по географии России, рабочие тетради с комплектом контурных карт, ватман, маркеры, цветные карандаши.

10.Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, по вариантам.

11.Хронометраж урока:

Организационный этап — 2 минуты

Подготовка к основному этапу учебной деятельности – 6 минут

Усвоение новых знаний и способов действий – 20 минут

Первичная проверка понимания – 2 минуты

Закрепление и применение полученных знаний – 3 минуты

Контроль и взаимопроверка знаний посредством проведения практической работы – 8 минут

Подведение итогов – 3 минуты

Информация о домашнем задании – 1 минута

12.Содержание урока

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

организационный этап

Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

— подготовка к основному этапу учебной деятельности

Актуализации опорных знаний и умений:

Какие крупные социально-экономические районы мы с вами изучили?

Почему изучение происходило без юга Западной и юга Восточной Сибири?

Становится понятной тема нашего урока – на доске – «Южная Сибирь, особенности ГП, природы, заселения территории». Нам предстоит выяснить особенности ГП района, выявить положительные и отрицательные черты ГП, его влияние на развитие территории.

— усвоение новых знаний и способов действий

Прежде, чем определять ГП, нам необходимо выяснить, какие субъекты РФ входят в состав Южной Сибири.

Какие виды географического положения нам необходимо оценить для общей оценки ГП?

Определите положительные и отрицательные черты ФГП района.

Оцените ЭГП района с учетом ТГП и положения по отношению к сырьевым базам

Определите особенности ПГП района

— (Первичная проверка понимания)

Сделайте общий вывод об особенностях ГП Южной Сибири. Результаты заносим в таблицу тетради

— усвоение новых знаний

Сообщение ученика об освоении Южной Сибири

Особенности географического положения определяют и особенности природных условий данной территории. Сейчас мы с вами в процессе беседы выявим эти особенности и результаты оформим в виде известной схемы, основание которой вы подготовили дома (схема в Приложении к уроку)

Как вы думаете, чем можно объяснить сложность рельефа Южной Сибири?

Какие крупные горные системы сформировались в этом районе?

Может ли такое особое положение на тектонических структурах повлиять на набор полезных ископаемых? В первой части урока мы уже определили основные бассейны. Теперь предстоит объяснить причину, по которой именно эти минеральные ресурсы здесь расположены.

На какой компонент природы сильно влияет географическое положение территории

Отличается ли климат Алтая от климата гор Забайкалья?

В чем причины такого различия?

— Первичная проверка знаний и навыков

Влияют ли ГП, Рельеф и климат на формирование природных зон в Южной Сибири?

Какие особенности вы можете отметить? Для определения специфических особенностей высотных поясов можно воспользоваться рис.69 на стр.231.

О каком компоненте природы мы не рассказали?

— закрепление и применение полученных знаний и навыков.

Пр. работа (тренировочная)

Выявление особенностей природы региона с позиций условий жизнедеятельности людей в сельской местности и городе

( по вариантам)

1 вариант – сельские жители

2 вариант – городские жители

— Контроль и взаимопроверка знаний

Контрольные вопросы по тестам (Приложение к уроку )

— Подведение итогов

Мы в очередной раз убедились, что ГП влияет не только на отдельные компоненты природы территории, но и на освоение территории, что существует взаимосвязь между ними. В целом, именно ГП определяет развитие территории, ее экономику, о чем мы поговорим с вами на следующем уроке. Объявление оценок за урок

— Информация о домашнем задании

Параграф 55, выполнить работу на контурных картах в рабочих тетрадях

Подготовка учащихся к работе на уроке

Обеспечение мотивации и принятие учениками цели учебно-познавательной деятельности

Обеспечение мотивации к изучению нового материала на базе ранее полученных знаний и сформированных навыков анализа карт

При получении ответа необходимо подчеркнуть, что в этом районе произошли изменения в количественном составе субъектов.

В ответе должно содержаться наибольшее количество ГП

Обеспечение работы с картами атласа, закрепление навыков обобщения полученных знаний, выявление характерного из общего

Проверка умений сопоставлять карты атласа 8 и 9 класса, находить нужную информацию

На основе личного опыта определяют значение границы в экономическом и политическом контексте

Продолжают формировать навыки обобщения и умения высказывать свою точку зрения

Установление причинно-следственных связей между тектоническим строение и рельефом, находят крупные горные системы в Предбайкалье и Забайкалье.

Промежуточная проверка полученных знаний

Установление взаимосвязи между ГП и климатическими особенностями района, выстраивают цепочки причинно-следственных связей

Формирование навыков обобщения накопленных знаний, работа с долговременной памятью

Обеспечение мотиваций, логичности изложения материала, умения найти «провокационную» ошибку в изложении материала

Обобщение полученной информации и вычленение необходимой информации из общего потока.

Умение объективно оценивать результаты своей работы.

Обобщение полученных знаний, рефлексия, диагностичность поставленных целей урока

Определение работы дома. Выставление оценок за урок

Готовность класса к работе

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Ученики предполагают что южные районы Сибири имеют природные особенности, в первую очередь, особенности рельефа.

Ученики записывают тему урока в тетради и состав района, используя карту атласа и текст учебника стр. 228.

Ученики вспоминают ФГП, ЭГП, ПГП, ТГП, МГП.

Учащиеся должны определить положение района в центре Азии, положение вдоль южных азиатских границ страны, отсутствие прямого выхода к океанам.

Ученики указывают на выгодность ЭГП, т.к. по территории проходят все транзитные транспортные магистрали в широтном направлении, водные пути — связывают север и юг

По картам находят крупные топливно-энергетические и сырьевые базы, определяют их значение.

В ходе беседы приходят к выводу, что Казахстан, Китай и Монголия являются партнерами России в азиатской части.

Ученики высказывают свое отношение к ГП Южной Сибири с аргументацией.

Учащиеся сопоставляют карты и находят ответ на поставленный вопрос, территория лежит на границе нескольких тектонических структур, что и определяет разнообразие рельефа. Заносят данные в нижнюю часть схемы

Определяют точный набор полезных ископаемых и результат заносят в таблицу. Делают вывод о влиянии рельефа на освоение территории

Учащиеся отвечают, что климат зависит от ГП, удаленности от океанов, циркуляции ВМ, высоты над уровнем моря.

По картам определяют, что Алтай расположен в области континентального климата, а Забайкалье – в области резко континентального, определяют температурные показатели, количество осадков и делают, предположительно, вывод о влиянии климата на хозяйственное освоение

Учащиеся вспоминают понятия широтной зональности и высотной поясности. Вспоминают зависимость количества поясов от ГП и высоты гор

Самостоятельно определяют особенности расположения рек и озер на территории. Вспоминают известные факты об озере Байкал. Результаты заносят в таблицу.

Ученики выполняют практическую работу на основе таблицы из рабочей тетради. Обмениваются информацией.

Ученики выполняют небольшую тестовую работу на 2 минуты и проверяют работу соседа по ответам на доске. Работы сдают учителю с выставленной оценкой.

Рефлексия на личностном уровне

Записывают домашнее задание в тетради. Выставляют полученные оценки в дневник

14.Используемая литература

География России: Учеб.для 8-9 кл.общеобразоват.учреждений: В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. /Под ред. В.П.Дронова. – 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.

География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.П.Дронова и др. Часть 2 /авт.-сост. О.В.Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 239 с.

Игнатьева, Г.А. Дидактика развивающего обучения: Практико-ориентированная монография /Г.А.Игнатьева, В.О.Волкова, О.П.Шишкина. Н.Новгород: изд-во ННГУ, 1998. – 136 с.

Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей /И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1980.

Проблемы целей и содержания географического образования: ценностный аспект: учебное пособие. /Т.К.Беляева, Н.Н.Ладилова, В.В.Николина. – Н.Новгород: изд-во НГПУ, 1998. – 85 с.

Приложение к уроку

Тестовые задания для закрепления знаний по теме «Южная Сибирь,

особенности ГП, природы, заселения территории»

(проект урока для 9 класса)

1 вариант

1. В состав Южной Сибири входят следующие субъекты Российской Федерации:

А. Кемеровская область

Б. Томская область

В. Бурятия

Г. Дагестан

2. Южная Сибирь граничит с государствами:

А. Казахстан

Б. Казахстан, Китай

В. Казахстан, Китай, Монголия

3. Климат Южной Сибири:

А. умеренно-континентальный

Б. от континентального до резко континентального

В. Резко континентальный

4. Самая высокая горная система Южной Сибири:

А. Алтай

Б. Западный Саян

В. Восточный Саян

Г. Становое нагорье

2 вариант

1. В состав территории Южной Сибири входят республики:

А. Алтай

Б. Татарстан

В. Тыва

Г. Башкортостан

2. Реки Южной Сибири имеют питание:

А.в основном снеговое

Б. в основном снеговое и дождевое

В. В основном дождевое

3. Увлажненность территории Южной Сибири уменьшается:

А. с севера на юг

Б. с востока на запад

В. С запада на восток

4. Наиболее протяженная граница Южной Сибири:

А. с Монголией

Б. с Казахстаном

В. с Китаем

Ответы к вопросам:

1 вариант: 2 вариант:

1. А, В 1. А, В

2. В 2. Б

3. Б 3. В

4. А 4. А






See also:
Яндекс.Метрика