проект урока ФГОС география 5 класс


Проект урока природоведения в 5 классе.

Тема «Мир звёзд».

Ф.И.О.: Сабатаева Алла Анатольевна

Место работы: МБОУ «Верх – Обская сош имени М. С. Евдокимова» Смоленского района

Должность: учитель

Предмет: биология, география

Тема и номер урока в теме: «Вселенная» — 13 урок в теме.

Базовый учебник: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС. Авторы: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин

Цель урока:

обеспечить усвоение каждым учащимся знаний о звёздах (форме, составе, размерах, состоянии, количестве, удалённости от Земли).

Задачи:

А) создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе проблемных; навыков работы с разнообразными источниками информации (текстом и иллюстрациями учебника, цифровым материалом); умения выбирать и самостоятельно использовать различные способы выполнения заданий.

Б) развивать любознательность, эмпатию (вживание в образ).

В) воспитывать эмоционально – ценностное отношение к миру.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Формы организации работы учащихся: парная, групповая.

Средства обучения: карта звёздного неба, магнитная доска, изготовленные заранее учениками модели звёзд, различающихся по температуре и цвету, плакат с эпиграфом:

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают – значит,

это кому – нибудь нужно?

Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер

над крышами загоралась хоть одна звезда?!

В. В. Маяковский

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают – значит,

это кому – нибудь нужно?

Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер

над крышами загоралась хоть одна звезда?!

В. В. Маяковский

Литература:

1. Вселенная /Текст/: наглядный атлас. – М. : Слово, 2001г.

2. Дитрих А. Почемучка /Текст/ — М. : Педагогика – Пресс, 1992г. – стр. 69-71.

3. Краткая история изучения звёзд /Эл. ресурс/ // Астронет. – Режим доступа: http://www.astronet.ru/db/msg/1222187/sect04.html

4. Плешаков А.А. Природоведение. 5 кл. /Текст/ — М. Дрофа, 2002г., стр. 34-39.

5. Хауэлл Л. Земля и космос /Текст/ — М. Росмэн, 2003г. – стр. 12-13

Структура и ход урока.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1. Организационный этап.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Стихотворение:

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать!

(Пожелание плодотворной работы на уроке)

Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Настрой на работу.

Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока.

Проверка готовности рабочего места ученика и учителя

1. Контрольно – оценочный этап

а/ взаимопроверка;

б/ проблемный вопрос

На доске:

Группа А.

— Что такое астероид?

— Что вы знаете о метеоритах?

Группа Б.

— Каково строение кометы?

— Что такое метеор?

Учитель проводит включённый контроль одной пары, оценивает сам их работу.

Предлагает другой паре осуществить взаимооценку.

После комментария в журнал выставляются оценки.

— Можно ли наблюдать метеоры на Луне?

Дети в парах осуществляют взаимопроверку.

Взаимооценка.

Вопросы учащимся позволяют проверить объективность отметок.

Вопрос заставляет применить знания о метеорах и Луне в новой, необычной ситуации.

Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения.

Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.

Осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные: умение ставить проблему

2. Мотивационно – целевой этап:

а/ определение темы урока;

б/ целеполагание

Диалог с учащимися:

1. Перечислите все известные нам космические тела.

2. Какие космические тела не входят в состав Солнечной системы?

3. Что мы сегодня будем изучать на уроке?

4. Какова тема урока?

На доске вывешивается карта звёздного неба и плакат с эпиграфом.

Учитель наизусть выразительно читает слова эпиграфа.

Диалог с учащимися:

— Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку?

— Как вы их понимаете?

— Согласны ли вы с автором?

— Как вы относитесь к звёздам?

— Нужно ли их изучать?

— Что вы хотели бы узнать о звёздах?

— Какие источники информации мы будем использовать?

Каждый ученик называет не более одного небесного тела.

Дети самостоятельно определяют тему урока, они могут предложить разные варианты. Одна из тем записывается на доске, а дети пишут её в тетрадь.

В диалоге должны принять участие как можно больше детей.

Учащиеся могут высказывать собственное мнение, каким бы оно не было.

Важно помочь детям определить для себя: нужны ли им знания о звёздах?

Какие и для чего? (личностная значимость знаний).

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Смыслоопределение.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Формулирование темы и цели урока

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: управление своим поведением: умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи.

Высказывание суждений, подтверждение их фактами

3. Организационно – деятельностный этап:

а/ определение понятия «звёзды»

б/ составление плана изучения звёзд

в/ самостоятельная работа в малых группах

г/ физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

г/ выступление учащихся

1. Понятие о звёздах.

Учитель предлагает дать детям собственное определение.

Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся назвали самые существенные признаки звёзд и только после этого записывает на доске:

Звёзды – это раскалённые огромные газовые шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.

Давайте составим по этому определению план изучения звёзд.

О каком признаке звёзд говорит первое слово, второе, третье и т.д.

Сможете ли вы сами изучить эти свойства звёзд?

Какие источники информации вы можете привлечь для самостоятельной работы?

Как вам удобнее будет работать – индивидуально, в парах или в группе?

Выберите задания и приступайте к работе (5 минут).

Учитель читает стихи:

*А над морем чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем — мы с тобою (машут руками)

*Мы теперь плывем по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй (плавательные движения руками)

*Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу (ходьба на месте)

*Сядьте, дети на песок,Продолжаем наш урок.

Учитель консультирует, направляет, корректирует по ходу работы, предлагает принять активное участие в обсуждении вопросов и выставление оценок за ответ.

Дети дают определение понятия «звёзды», опираясь на имеющиеся у них знания и опыт.

Дети записывают определение в тетради.

Устно составляют план (он записывается на доске):

— температура,

— размеры,

— состав,

— форма,

— удалённость от Земли.

Дети отвечают на вопросы учителя, определяют источники информации, разбиваются на группы.

После определения для себя заданий, приступают к самостоятельной работе.

Выполняют физические упражнения

Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму подачи этой информации всему классу и представляют её.

Внимательно слушают ответы ребят, задают вопросы, оценивают выступления.

Формирование устойчивого познавательного интереса

Самоопределение в условиях работы в парах или в группе

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

Выполнение учебных действий в соответствие с заданием

Умение вести самостоятельный поиск

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками

Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

4. Рефлексивно – оценочный этап.

Творческое задание: «Я – звезда» (соотнести то, что узнали о звёздах, с человеческими качествами и описать звезду).

Можно предложить вопросы – ориентиры:

— Как меня называют?

— Где я нахожусь?

— Какая я? (форма, размеры, цвет и т.д.)

— Как я себя чувствую в космическом пространстве?

— Что меня ждёт в будущем?

Учитель предлагает детям оформить это задание в виде кластера, детской сказки или телерепортажа из космоса.

В классе находятся дети, которые успешно себя отождествляют со звездой, фантазируют.

Большинство детей нуждается в вопросах – ориентирах.

Учащиеся выбирают, в какой форме будут выполнять творческое задание, уточняют неясные моменты у учителя.

Использование

приобретенных

знаний и умений в самостоятельной

практической деятельности.

Умение систематизировать знания по теме.

Выполнение учебных действий в соответствие с заданием

5. Задание на дом.

Учитель комментирует д/з:

а/ прочитать текст параграфа, проверить свои знания, пользуясь блоком контроля;

б/ задания о созвездиях и практическую работу выполнять по желанию;

в/ для любознательных составить презентацию о звёздах, используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу.

Выбирают д/з по своему усмотрению, при необходимости просят проконсультировать по проблемным вопросам.

Записывают д/з в дневник.

6/ Заключение.

Вспомните, какую цель поставили мы в начале урока, оцените свои результаты.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Эмоционально — ценностное отношение к изучаемой теме.

Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Дополнительное оборудование к уроку:

1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь, зелёные – готов отвечать,

2. Смайлики: весёлый – урок прошёл хорошо, грустный – нет удовлетворения от урока

3. Солнышко – поощрение, так как Солнце – звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к  знаниям,  подниматься вверх, развиваться.






See also:
Яндекс.Метрика