проект Помощники Айболита


Цель: изучение лекарственных растений, произрастающих на территории г.Балашова

Задачи:

Образовательные:

— уточнить знания обучающихся о названиях лекарственных растений, произрастающих на территории нашего района;

— познакомить детей с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта;

— формировать навыки исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать и т. д.).

— вовлечь обучающихся в природоохранную деятельность.

Развивающие:

— развивать у детей любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь, а также умение сравнивать и анализировать;

— обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях;

— использовать продуктивные виды деятельности для передачи своих чувств и эмоций, полученных в процессе познания.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, а также бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.

Гипотеза: если обучающиеся узнают, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Актуальность проекта

« …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю . « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной…..потому что … я не в состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны.»

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства обучающихся, их сознание, взгляды и представления.

Ребята испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы обучающийся понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Исследование

Люди наблюдали за животными и видели , что больные животные ели определённые растения. Если же кошка содержится в комнатных условиях , то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает , что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Растений в природе огромное количество, и мы живя в Балашовском районе можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас . Кроме того , учённые давно заметили, что человеку полезнее те растения, минералы, которые его окружают .. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут у нас .

На территории нашего района в естественных условиях произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили выяснить: какие растения приносят пользу. Мы живем в прекрасной местности — лесостепной полосе. Большое количество лекарственных растений произрастает в лесу, в поле, по берегам нашей реки Хопер. Это черемуха, боярышник, шиповник и др.

Мы выбрали эту тему так, как одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки имеют побочные эффекты. Кроме этого, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных трав. Мы хотим узнать о таких растениях, произрастающих в нашей местности, научиться их применять и поделиться своими знаниями.

Цель: изучить лекарственные растения своей местности.

Предмет исследования: лекарственные растения моей местности.

Таким образом, исходя из актуальности и диагностики, нами был разработан проект «Помощники Айболита».

Исторические сведения

о лекарственных растениях.

С давних времен растения были не только источником питания людей, получением орудий труда, одежды, но и прекрасным средством от болезней. Уже в первобытном обществе люди знали болеутоляющие свойства семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт и даже наркотические.

Врачевание всегда было доходным занятием, поэтому лекари принимали меры к тому, чтобы людей, знающих лечебные свойства трав, было поменьше. Желающих заняться этим делом всячески отпугивали, окружая свое ремесло таинственностью. Сбор, изготовление лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. В средние века знахари принимали пациентов в мрачных пещерах или хижинах, украшенных черепами, черными кошками, совами. Когда давали лекарство, шептали страшные заклинания, а чтобы заставить других людей отказаться от самостоятельных поисков трав, о вполне безобидных растениях сочиняли полные ужасов легенды. На Руси сбор трав приурочивался к дню Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю). У сборщиков этот день зовется «Аграфена — злые коренья». Массовое цветение трав совпадало с этим днем и следующим за ним днем Ивана Купалы (7 июля) — временем сбора волшебных трав. В праздновании дня Ивана Купалы соединились христианские и языческие верования. Иван — Иоанн Креститель, который «купал», т. е. крестил Христа, и Купала — языческий бог, которому в древние времена «благодарения и жертвы в начале жатв приносиху». По народному поверью, собранные в этот день травы обладали особой целительной силой. Параллельно с народной медициной рациональные приемы сбора лекарственных растений разрабатывались научной медициной. Интересны в этом отношении рекомендации Авиценны (XI в. н. э.): «Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственный им объем и форму и останутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изменят окраску и сломаются. Семена следует собирать после того, как тело их окрепнет и когда их покинет незрелость и водянистость, а что касается корней, то их следует брать до того, как начнется листопад. Цветки следует собирать после полного их раскрытия.

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40% вырабатываются из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.

Классификация лекарственных растений Саратовской области

Редкие и распространенные лекарственные растения:

— сосна меловая, черемуха, земляника лесная, ландыш майский, багульник болотный, кубышка желтая, девясил высокий, пастушья сумка, чабрец;

— береза, липа, ольха, крушина, калина, шиповник, зверобой, малина, душица, толокнянка, чистотел, валериана, череда, одуванчик, крапива, пустырник, мать-и-мачеха, подорожник, донник лекарственный, терновник, барбарис, цикорий, лопух большой;

Травы, кустарники, деревья:

-толокнянка, душица, зверобой, земляника, чистотел, щавель, валериана, ландыш майский, кубышка желтая, череда, девясил высокий, одуванчик, крапива пустырник, мать-и-мачеха, подорожник, пастушья сумка, донник лекарственный, калина, шиповник, малина, черемуха, береза, дуб, сосна, ольха, липа;

Лечебный плод/цвет, лист, ствол/стебель, корень

— ольха, сосна, черемуха, липа, калина, шиповник, толокнянка, малина, зверобой, душица, земляника, чистотел, пустырник, донник лекарственный, терновник, барбарис, чабрец;

— береза, толокнянка, малина, земляника, ландыш майский, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха, подорожник, пастушья сумка, донник лекарственный, барбарис, лопух;

— береза, сосна, дуб, крушина, череда, пастушья сумка;

— щавель конский, валериана, кубышка желтая, девясил высокий, хвощ полевой, цикорий.

Какие болезни лечат

сердечно — сосудистые – 7 (боярышник, тысячелистник, калина, овес, земляника, ландыш, пустырник);

кровоостанавливающие – 30 (крапива, калина, подорожник, зверобой, хвощ полевой, пастушья сумка);

возбуждающие и успокаивающие нервную систему – 16 (береза, валериана, пустырник);

мочегонные и желчегонные – 20 (маргаритка, одуванчик, калина, береза, календула, сосна, шиповник, земляника, чистотел, багульник, полынь, терновник);

слабительные – 16 (щавель, одуванчик, барбарис, лопух

желудочно-кишечные – 55 (цикорий, ольха, черемуха, липа, крушина, малина, душица, щавель, девясил, тысячелистник, тмин);

кожные, потогонные, антисептические и др. – 43 (тысячелистник, чистотел, душица, череда, хвощ полевой, мать-и-мачеха, донник, цикорий, лопух);

витаминоносные — 200 (шиповник, смородина, земляника, терновник);

противовоспалительные – 140 (алтей лекарственный, шиповник, шалфей лекарственный, дуб, мать-и-мачеха, липа, малина, зверобой, багульник, чабрец).

Рецепты:

Девясил высокий (девятисил)— используют спиртовую или винную настойку, отвар корней девятисила. Применять при простудных заболеваниях- отвар из корней: 20 г сушеных корней с корневищами кипятить 5 мин в 200 мл воды, настаивать в теплом месте 4 ч.- настойка из девясила: залить 100 мл спирта 20 г измельченного корня, настоять 10 дней, процеживают. Принимать по 20 капель 3 раза в день за 20 мин до еды, при заболеваниях желудка.

Зверобой— внутрь в виде чая. Столовую ложку измельченной травы залить стаканом кипятка, кипятить 15 минут на слабом огне, процедить. Пить по 1/4 стакана 3 раза в день. Снаружи — полоскание настойкой зверобоя.- используется также зверобойное масло.0-25 г. свежих измельченных листьев и цветков зверобоя, заливают 200-250 гр. оливкового (можно брать подсолнечное или льняное) масла , настаивают 3-4 недели, процеживают. Хранят масло в темной бутылке. Принимают при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки по 2 ст. ложки за полчаса до еды в течение 1-2 месяцев. Зверобойное масло используется также наружно.- свежерастёртое растение применяется для лечения ран.

.Калина обыкновенная

— ягоды калины целебны только в свежем виде. Употребляют свежий сок или желе из свежей калины с сахаром по 1 столовой ложке 3-4 раза в день — отвар коры: 1 столовую ложку сухой коры заливают стаканом кипятка и выдерживают на пару 30 мин. Употребляют по 1 столовой ложке 3-4 раза в день при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Крапива двудомная

— крапиву широко используют для приготовления салатов, супов, борщей, рассольников.

— водный настой: 3 ложки измельченной травы на 2 стакана кипятка, настаивать 4-6 часов, процедить, принять в течение дня небольшими порциями при кровотечениях

— отвар корней: две столовых ложки корней крапивы залить стаканом кипятка, кипятить на медленном огне 15-20 минут. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день. Применять при простудных заболеваниях.

Ландыш майский

– заполнить сосуд на ¾ мелконарезанными листьями ландыша, залить водкой, настоять 2 недели, процедить. Употреблять по 1-12 капель детям и 10-15 капель взрослым 2-3 раза в день за 30 минут до еды при заболеваниях сердца и сосудов – заварить стаканом кипятка 4 гр. высушенных листьев, настоять 40 минут, принимать по 1 столовой ложке каждые 2 часа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Липа мелколистная

1 чайную ложку липового цвета заварить в 1 стакане кипятка. Пить 2—3 раза в день по полстакана до еды. Применяют при воспалениях.

Липа мелколистная (сердцевидная)

Лопух войлочный

— порошок сухого корня, взятый в равном количестве с медом, настаивают 5-7 дней в водке и принимают отфильтрованный настой по столовой ложке 3-4 раза в день. На стакан водки обычно берут 10 г сырья. При заболеваниях желудка и против опухоли- также применяется сок свежих листьев, измельчённые листья, отвар корней.

Лопух войлочный

9. Подорожник большой

— отвар листа подорожника: 2 столовые ложки сухих листьев заливают стаканом горячей кипяченой воды, нагревают на пару 30 минут. Применяют внутрь по 1 столовой ложке за 15 мин до еды 3 — 4 раза в день- также используются настои и свежий сок растения при воспалениях.

Подорожник большой

Сосна обыкновенная

— в виде водного настоя, для прогревания в парах при кашле, в виде ванн.- 10 гр. хвои отварить в 1 стакане воды, настоять, пить по 1 столовой ложке 3 раза в день при заболеваниях дыхательных путей.

Сосна обыкновенная

Цикорий обыкновенный

— 20 г корня или травы цикория на 1 стакан воды, кипятить 2—3 минуты, настаивать 15—20 минут, принимать по 2 ст. ложки 3 раза в день. Действие противомикробное, противовоспалительное, успокаивающее — вымыть корни, разрезать на кусочки, высушить, поджарить до побурения на сухой сковороде и измельчить в кофемолке. Использовать как суррогат кофе при повышенном сахаре.

. Шиповник

— настой шиповника лучше всего готовить в термосе. Измельченные плоды засыпаем в термос, заливаем крутым кипятком (из расчета 1 столовая ложка плодов на 1 стакан кипятка) и плотно закрываем пробкой, настаиваем 10 часов. Процедить и принимать по 100 мл за полчаса до еды 2 раза в сутки. Оказывает противовоспалительное действие.

Шиповник коричный

Выводы.

Проделав такую работу, мы прежде всего научились узнавать лекарственные растения и сделали следующие выводы:

1.Лекарственные растения эффективны при лечении многих болезней.

2.Из лекарственных трав делают лекарства.

3.Лекарственные травы нельзя применять бесконтрольно.

4.Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надо

5.Обучающиеся получили новую информацию о свойствах и способах применения лекарственных растений для профилактики вирусных инфекций.

6.Ребята узнали правила сбора лекарственных растений, собрали и оформили гербарий лекарственных трав.

7.Использование материалов проекта поможет научить бережному отношению к редким и охраняемым растениям нашего края.

Таким образом, если знать о применении лекарственных растений, то можно вылечить многие болезни.

Список использованной литературы

Л.А. Владимирская. От осени до осени. – М.: Просвещение, 2004.

Л.И.Иванова. Живая экология. – М.: Просвещение, 2005.

С.Н. Николаева. Юный эколог. – М.: Просвещение, 2002.

К. Люцио. Растительный мир. – М.: ВАКО, 2007.

Н.А.Рыжова. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Пресс, 2002.

С.Я. Соколов. Справочник по лекарственным растениям. – М. Л – Пресс, 2002.

Т.В. Шпотова. Цвет природы. – М.

Интернет.

Кулинария здоровья. От принципов – к рецептам. – М.:Физкультура и спорт, 1992.

Наши действия

В ходе работы над проектом творческая группа класса провели опрос среди обучающихся начальной школы, выяснили, что многие ребята знают лекарственные растения, но в малом объеме. Не все знают как правильно собирать, сушить и применять лекарственные растения. Мы провели классный час о лекарственных растениях нашего края. Была устроена выставка рисунков о лекарственных растениях, викторина «Помощники Айболита». Где ребята нашего класса загадывали загадки о лекарственных растениях. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края. Родителями совместно с детьми была оформлена именная книга по лекарственным растениям и гербарий. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Правила сбора лекарственных растений

1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.






See also:
Яндекс.Метрика