презентация к уроку по теме Конкретный смысл действия деления


МОУ Верх- Чикская СОШ

Кострубина Светлана Ивановна учитель начальных классов второй категории

программа

«Кружевница»

Разработана для детей 8-14 лет

Образовательная программа

«Кружевница»

Разработана для детей 8-14 лет

Предусматривает 2 года обучения

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе.

В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далекое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел, как ровная палочка. В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева. Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц. В настоящее время вязание крючком рассматривается как самостоятельный жанр прикладного искусства. Вязание всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей. Учить ребенка этому виду деятельности лучше в раннем возрасте, когда он осваивает множество мелких операций. В это время дети особенно интересуются технологическими процессами, приобретают знания, умения и навыки по выполнению различных трудовых приемов. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок таят в себя неограниченные возможности. А научить вязать крючком несложно, легче, чем спицами. Подбор ниток, выбор узора и фасон, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навыки общественно полезного труда. Занятия в данном кружке могут способствовать ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание. Предметная и практическая деятельность, на которой основывается работа объединения»Кружевница», оказывает специфическое, развивающее воздействие на обучающихся. Ребенок воспринимает окружающий мир наиболее полно, ярко и адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает, непосредственно соприкасаясь с предметами и материалами, применяемыми в работе. Это различные виды пряжи -шерсть, акрил, мохер; тонкие нитки — ирис, тюльпан, лотос, снежинка. Он видит материал, с которым предстоит работать и осязает его, получает определенные понятия о таких свойствах, как гладкость или шероховатость, легкость, толщина и длинна, ровность, упругость.

Все эти ощущения помогают понять окружающий предметный мир, войти в него.

Дети изучают свойства материалов, которые используют в работе и

учитывают эти свойства при конструировании того или иного изделия.

Если вяжем мышку, то так, чтобы она действительно была похожа на мышь, выбираем и соответствующую мягкую пряжу серого или дымчатого цвета.

Психологические особенности младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте большое значение имеет наглядно -образовательное мышление. Память развивается в двух направлениях: Произвольности и осмысленности.

У детей данного возраста хорошая механическая память, развивается внимание, наблюдаются различия в области познавательных интересов.

Младший школьный возраст — начало школьной жизни, начало занятий в учреждениях дополнительного образования. Вступая в него ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность ставится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление: он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения, от ее результативности зависит развитие личности. Школьная успеваемость является важным критерием оценки работы как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания, приводят к становлению чувств компетентности — нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности не формируются, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности: могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Появляется чувство взрослости ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своег жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная .потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, сменяющие друг друга увлечения.

По выражениям Л.С. Выготского: «В структуре личности подростка не ничего устойчивого, окончательного, неподвижного».

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу: впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я —концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Цель программы:

Развитие мотивации личности к декоративно-прикладному творчеству, выявление творческой одаренности детей и ее развитие.

Задачи:

Образовательные:

1.Изучение истории ремесел;

2.Обучение основным приемам и навыкам вязания крючком;

3.Обучение работе по схемам и образцам.

Воспитательные:

1.Воспитание творческих качеств: художественный вкус, фантазирование;

2.Воспитание отношения к труду как к творческой деятельности.

Развивающие:

1.Развитие мелкой моторики рук;

2. Развить творческую активность, внимание, образное мышление.

Характеристика программы:

по виду деятельностихудожественно – эстетическая

— по образовательным областям – искусство

по уровню содержания – ознакомительная

— по форме реализации – групповая и индивидуальная

— по возрасту детей – младший школьный возраст

— по гендерному признаку – мальчики и девочки

— по функциональному назначению – образовательно – обучающая по уровню освоения – общекультурная

Курс обучения вязанию крючком планируется на два учебных года. Первый год – младшая группа (2-4 классы). Второй год – старшая группа (5-7 классы). Комплектование в группы позволит построить свое занятие соответственно с возрастными особенностями детей, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ. Работа ведется во второй половине дня длительностью 1 час в неделю младшая группа и 1 час в неделю старшая группа. Всего часов в год 72. Обучение на первом году строится так, чтобы ребенок хорошо усвоил основные приемы вязания и их условные обозначения. Умел соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с крючком, ножницами. На втором году обучения особое внимание обращается на умение четко схематически изображать готовые узоры, выполнять узоры и изделия по записи. Умел изготовлять цветы в технике вязания. Наряду с выполнением изделий по программе дети постепенно знакомиться с новыми приемами вязания, новыми узорами. Задания по выполнению образцов и изделий должны постепенно усложняться. В зависимости от поставленных задач используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их. Каждое занятие по теме программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работе, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Форма реализации программы – дифференцированная и коллективная. Занятия носят дифференцированный характер, когда учитель предлагает тему и вариант работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. Но, коллективное исполнение работ – наиболее эффективная форма, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоёмкую работу.

Такая форма способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить ее качество. Особое место на занятиях отводится общественно полезному труду, социально- значимой деятельности. Дети могут выполнять сувениры, подарочные изделия, участвовать в школьных и районных выставках.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию),

принцип взаимоуважения (все общение ребенка со сверстниками и с педагогом должно строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым членом детского коллектива),

принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью),

принцип адекватности возрасту (методы, приемы, формы и средства обучения соответствуют возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка),

принцип опоры на интерес (занятия отвечают интересам ребенка),

принцип ориентации на достижение успеха (созданы условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха),

принцип доступности (излагаемый материал по сложности доступен пониманию ребенка),

принцип последовательности (изложение материала имеет логическую последовательность),

принцип интерактивного обучения (методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе занятий).

Технология реализации программы.

Для реализации программы необходимо: — помещение для занятий должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Рабочим местом является стол, с коробкой для ниток, незаконченных работ, удобный стул; -необходимые материалы для вязания: крючки различной толщины, нитки мулине, ирис (начинать учиться вязать лучше всего шерстяными нитками средней толщины), ножницы для нарезания нитей; -к основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся схемы, образцы изделии выполненные руководителем кружка или кружковцами, стенд «основные приёмы вязания крючком», памятка «Правила работы», памятка «Правила безопасности труда», памятка с указанием названия кружка, расписанием занятий, фотографии, альбомы; -тетради, в которых дети записывают объяснение построения узоров, закрепляют каждый новый приём вязания несколькими упражнениями. Все записи выполняются ручкой, а зарисовки схем – карандашом; -на занятиях обучающиеся используют литературу: Бальшова М.Я., Семенова Ю.П. «Лучшие узоры вязания крючком», Ханашевич Д.Р. «Подружки – рукодельницы» Выпуск №1, №2, №3, Нагибина М.И. «Учимся вязать».

На занятиях обучающиеся осваивают следующие виды деятельности:

1.Моделирование

2.Разработка эскизов, схем

3.Анализ работ – результатов собственных работ, выполненных другими детьми.

Основные формы и методы работы:

1. Объяснительно – иллюстративный;

2. Метод демонстрации личной работы педагог;

3.Индивидуальная;

4. Фронтальная.

5.Репродуктивные и продуктивные;

6.Индивидуальные и групповые

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы обучающихся.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает индивидуальную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Ученики по желанию могут делиться на подгруппы с учётом их возраста.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

типовое занятие ( сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишать детей радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка работ должна носить объективный, обоснованный характер. Дети должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой или это должна быть хорошо выполненная копия образца. Наиболее подходящая форма оценки- это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Коллективные просмотры выполненных изделий, анализ работы приучает детей справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. В работе с детьми используются рекомендации последователей гуманистической психологии (У.Глассер, Р.Кэмбелл, М.Максимов и другие):

*Начать разговор с похвалы. *Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом. *Не критиковать и не делать замечания, вспоминая о своих ошибках.

*Предоставлять детям возможность сохранять престиж в глазах других. *Не приказывать, а задавать вопросы. *Выражать одобрение по поводу каждой удачи. *Создавать детям хорошую репутацию. *Постоянно поощрять детей, делать любую ошибку легко исправимой. *Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что Вы ему предлагаете. По окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы.

Диагностика результативности образовательной программы.

В качестве диагностики результативности образовательной программы использую:

Самостоятельные и контрольные работы.

Выставки итоговых работ по пройденным темам.

В конце учебного года подводится итог работы объединения. Из лучших работ оформляю выставку в районном музее.

По итогам выставок подводятся итоги работы. Обучающиеся, выполнившие лучшие работы, награждаются подарками и грамотой.

Наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях и при подготовке к ним.

Степень владения ребенком теоретическим материалом, в основном, оценивают через проведение тематических бесед, кроме этого можно применять опросы, а так же проверочные контрольные работы.

Основные правила о том, как дочери стать хорошей хозяйкой 1.Начинать с прекрасного! Например, с цветов в доме. Пусть это будет заботой дочери с детства. Пусть учится украшать дом букетами живых цветов, составлять композиции, выращивать и ухаживать за комнатными цветами. Пусть учится украшать жизнь цветами везде, где бы она ни жила. 2.Учить рукоделию! Каждая мама передает своей дочери все то, что умеет сама: шить, вязать, вышивать… Умелые руки обязательно пригодятся дочке в будущем. 3.Создавать уют в доме! Чистота, порядок, красивый интерьер, поделки, выполненные своими руками, — все это останется рядом с вашей дочерью, если это есть в вашей семье. 4.Начинать с малого и постепенно! Нельзя сразу добиваться результатов, не проявляя терпения, мудрости и настойчивости. 5.Поддерживать интерес! Подарите ей красивую тетрадь для записи новых приемов вязания. Купите интересные книги по вязанию. 6.Не опускать руки! Если что-то не получится у дочки- не ругайте и не отчитывайте ее. Помогите ей. Сделайте вместе с нею, ободряя и поддерживая. 7.Хвалить чаще! Замечайте каждый успех дочери. Радуйтесь вместе с нею. Рисуйте положительные перспективы жизни.

…Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем,- нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

(Ю.Тувим)

Материально – техническое обеспечение

образовательного процесса:

Светлое просторное помещение,

столы и стулья для каждого обучающегося,

школьная доска.

Инструменты и материалы:

карандаши, ручки, линейки, ножницы,

швейные иголки, леска, проволока,

нитки х/б, шерстяные, «Ирис». «Снежинка»,

« Лотос», крючки разных размеров,

сантиметровая лента,

клей, пряжа для вязания.

Тематическое планирование 1 года обучения

(36 часов)

Тема

Часы

теоретические

практические

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Основные приёмы вязания крючком

1

1

2

3

Картинки из вязаных цепочек

1

5

6

4

Закладка

1

1

2

5

Поясок

1

1

2

6

Детская сумочка

1

5

6

7

Вязание кулона

1

3

4

8

Прихватка для горячей посуды

1

5

6

9

Сумочка для мелочей

1

3

4

10

Общественно полезный труд

2

2

Итого:

9

27

36

В процессе занятий, накапливается практический опыт в вязании крючком, учащиеся от простых тем постепенно переходят к освоению более сложных тем.

Прогнозируемый результат.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика