представление опыта работы


— Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Показать глобус

-Что это?

-Глобус – это модель Земли, помогает представить то, что увидеть своими глазами невозможно.

— Это орфографическое правило, сплошной текст, нужно запомнить, понять. Сложно? А так проще? Это схема, модель правила…

Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, жизнедеятельности Азовского моря. Этому умению нужно учить.

Я хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.

«Активизация речемыслительной деятельности учащихся начальной школы с помощью метода моделирования».

Наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

изучая любую технологию, мы ставим цели. Как вы думаете, какие цели стоят перед нами? Что мы в итоге можем знать, понимать, как применять, анализировать, оценивать? Ориентируясь на тему, мы хотим знать определение понятия и виды моделей; понимать, какую выбрать модель для той или иной учебной задачи; строить модели; объяснять ход решения ситуации на модели; делать выводы, оценивать свои результаты.

— Мы смоделировали итог мастер-класса. Ведь модель – это любой образ процесса, явления.

— В какой форме можно использовать моделирование на уроках? Обратимся к классификации моделей.

Классификация моделей.

 Из представленных моделей возможно использование в основном образных и знаковых моделей, так как они требуют меньше затрат при использовании и более понятны младшим школьникам.

Обучаясь моделированию, Ученик проходит путь от кодировки правил до создания моделей сложных учебных задач; от ведомого, направляемого учителем через ступень помощника до активного исследователя, а роль учителя меняется от ведущего, контролера ситуации, организатора до консультанта и наблюдателя.

Моделирование учителем проблемной ситуации на уроке.

На начальном этапе учитель МОДЕЛИРУЕТ на уроке проблемные ситуации. Учит умению видеть за отдельными фактами закономерность.

ВЫ НА УРОКах русского языка и математики

первой группе распределить слова, которые оканчиваются на шипящий в два столбика.

-На какие 2 группы можно разделить слова? (имена существительные женского и мужского рода) распределите слова в два столбика в один имена существительные мужского рода, в другой — женского рода. Даны слова: мышь, богач, багаж, речь, дрожь, камыш, ночь, ложь, малыш. ВСЕ слова оканчиваются на шипящий, почему же пишутся по-разному?

Второй группе предлагаю попробуйте сложить прямоугольник из геометрических форм. Сделайте вывод. Дети знакомятся со свойством прямоугольника.

(Учащиеся делают вывод, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

ВЫВОД. Моделирование проблемной ситуации учителем помогает ученикам научиться видеть главное и существенное в объекте исследования.

2. Совместное моделирование учителя и ученика.

Процесс моделирования предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления.

Пример. Урок окружающего мира во 2 классе.

— изучаем тему «Природа в опасности», знания о воздействии человека на природу систематизируются в процессе построения модели воздействия человека на природу.

Первой группе: на листочках записать факты отрицательного воздействия человека на природу (использовать красные стрелки)

Второй группе: обозначить проявления положительного отношения человека к природе (использовать зеленые стрелки)

выстраивается общая модель. Участники дают пояснения.

Дети поэтапно изучали эту тему, делали зарисовки, вот такая модель у нас получилась.

Эта модель – основа для дальнейшего разговора о взаимодействии человека и природы. Хочется видеть эту девочку радостной. Что можно сделать?

(убрать красные стрелки, нарисовать улыбку)

Вывод: Задача учителя – научить школьников построению моделей, изучению объектов и явлений с помощью моделирования, этот процесс предполагает решающую роль самостоятельной работы детей, их непосредственное участие в построении моделей.

Самостоятельное использование метода моделирования учащимися.

Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели. Задание

— уважаемые участники мастер-класса, вы – ученики уже старших классов, изучаете публицистику, ваша задача – составить модель (план) вашей будущей статьи о конкурсе «Учитель года — 2011». Смоделируйте (план, о чем нужно написать) вашу будущую статью.

1. история конкурса (вступление)

2. открытие, участники.

3. знаменательные моменты (туры конкурса).

4. интервью с победителем.

5. итоги конкурса, закрытие.

Вывод: Этой моделью можно пользоваться при написании статьи о любом конкурсе. Вы ее сами смоделировали.

Рефлексия.

— Мастер-класс проведен в условиях интерактивного обучения. Уважаемые участники мастер-класса, предложенная форма поможет вам оценить эффективность данного метода обучения, провести этап рефлексии на уроке.

Показатели

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать

Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо

Мы выясняли то, что было нам непонятно

Мы помогали друг другу в применении информации

Подписи членов группы:

Насколько хорошо я работал со своими товарищами?

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей

Я усердно работал над заданием

Я высказывал новые идеи

Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи

Я подбадривал остальных

Итог.

Закончить мастер-класс я хочу с помощью модели, которой пользуются дети при высказывании собственного мнения, своей точки зрения.

«ПОПС формула». (слайд)П— позиция:В чем заключается твоя точка зрения?- Я считаю, что….Ообоснование:Довод в поддержку твоей позиции.-……потому что…..Ппример:Факты иллюстрирующие твой довод .-НАПРИМЕР…..С следствие:Вывод : что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции. -….поэтому….

я считаю, что метод моделирования – один из наиболее удачных приемов развития речемыслительной деятельности младших школьников.

Потому что любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребенка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции.

Поэтому введение в содержание обучения понятий модели существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.

В то же время моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития.

Все в жизни моделируется, да и сама жизнь – это модель (счастья?). В настоящее время разрабатывается модель Новой школы. И каждый из нас имеет возможность прикоснуться к созданию этой модели….






See also:
Яндекс.Метрика