пояснительная записка к рабочей программе по курсу Окружающий мир 2 класс коррекционн


Пояснительная записка

Данная программа предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат».

Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,

пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.

Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.

Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

На уроках этой дисциплины учащиеся условно разделены на две группы:

Учащиеся 1 группы правильно называют изученные объекты, явления, их признаки. Различают объекты живой и неживой природы, выделяют части растений. Называют наиболее распространенных диких и домашних животных своего края.

Ученики 2 группы не всегда правильно называют изученные объекты и явления, их признаки. Путают объекты живой и неживой природы, очень мало знают названий диких и домашних животных. Ответы в основном односложные.

Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение программы по предмету отводится следующее количество часов:

Период

Кол-во часов

неделя

2 ч.

год

66ч.

Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы

VIII вида подготовительный, 1- 4 классы под редакцией В. В. Воронковой.

Содержательный минимум образования

Неживая природа

Сезонные изменения в природе.

Представлений о смене времен года.

Название времен года, знакомство с названиями месяцев.

Изменения в природе поздней осенью и зимой.

Явления и состояния неживой природы (похолодание, замерзание рек, снегопад).

Влияние солнца на изменения в погоде.

Вода в природе.

Простейшие свойства воды.

Температура воздуха.

Обогащение речи специальными терминами, выражениями.Участие в беседе.

Живая природа

Животные

Представление о животных.

Сравнение домашних и диких животных.

Представление об отношении человека к животным. Охрана животных.

Представление о рыбах распространенных в нашей области.

Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий.

Красная книга.

Развитие речи учащихся.

Название растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.

Обозначение групп предметов обобщающим словом.

Различать 3-4 комнатных растения.

Человек

Человек. Гигиена тела человека.

Закаливание организма человека.

Питание человека.

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления).

Пища. Правильное питание.

Профилактика пищевых отравлений.

Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе.

Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей: создание условий для формирования и коррекции знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно — ориентационную).

Составляющие качества образования.

1.Предметно — информационная:

Выявление уровня знаний учащихся о неживой и живой природе.

Формирование знаний об основных элементах неживой и живой природы.

Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.

Формирование знаний учащихся о природе своего края.

Формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.

2.Деятельностно — коммуникативная:

Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

Содействовать приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;

Активизировать творческие способности;

Развивать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля;

Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.

3.Ценностно — ориентационная:

Воспитание у учащихся бережного отношения к природе.

Воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности.

Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств.

Компетенции:

Предметные:

Природоведческая компетенция:

Правила поведения и деятельности в природной среде в лесу, на водоемах, в местных природных зонах в разное время года, в различных природных и климатических условиях. Ориентация, безопасность, сбор грибов, ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных; ориентация по ночному небу, определение сторон света с помощью компаса и природных признаков, способы определения времени суток и др.

Естественнонаучные знания, умения и опыт деятельности на селе и в городе, домашние животные, экологические проблемы, выращивание сельскохозяйственных растений.

Уход за животными. Образ жизни, особенности строения и поведения, питание, сон, игры, взаимосвязь животного с человеком.

Уход за растениями. Посадка, полив, состав земли, свет, тепло, условия выращивания.

Здоровьесберегающая компетенция (включает общепредметную):

Опыт ориентации в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

Применение правил поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

Применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владение способами оказания первой медицинской помощи; умение следить за своим рационом питания.

Экологическая компетенция (включает общепредметную):

Опыт экологической деятельности в местной природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.), умение следовать нормам экологического поведения.

Общепредметные:

воспитание учащихся средствам данной учебной дисциплины;

обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания;

повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;

формирование умения получать информацию и передавать другим.

развитие зрительного, слухового восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

3. Ключевые

Деятельностно-коммуникативные способность субъекта выполнять устную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.

Социальныеспособность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

Социально-трудовая:

продуктивно сотрудничать;

действовать в социуме;

осознание себя и своего места в обществе.

Культура личностного самосовершенствования:

способность к ценностно-смысловой ориентации;

способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).

Ценностно-смысловая:

понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;

способности принимать человека как высшую ценность;

способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;

целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;

принимать решение.

Информационно-методологические:

Учебно-управленческая:умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

Учебно-логическая:критически относиться к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.

Содержательные линии:

Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)

Социально-правовая (человек и общество, человек-человек):

-демократический стиль общения учителя с учащимся;

-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

-развитие чувства ответственности за сохранение школьного имущества;

-воспитание чувства гордости за культуру речи;

-воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа, математический диктант и др.

Экологическая (человек и природа).

Культура здоровья (человек и здоровье):

валеологический подход (физический и психический уровень):

-благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).

-физическое состояние учащихся (здоровье).

-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

пропаганда ЗОЖ.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

простейших свойствах воды, её значения для жизни растений, животных, человека;

растения сада и огорода, их отличия;

разнообразие животного мира, образ жизни и повадки диких и домашних животных;

роль питания в жизни человека, гигиенических правилах;

сезонные изменения в неживой природе жизни растений, животных, человека;

значение воды, тепла, света в жизни растений и животных.

1 уровень.

Должны уметь практически применять следующие знания:

Правильно называть изученные объекты и явления.

Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.

Различать наиболее распространенные овощи фрукты, объяснять, где они растут, как их использует человек.

Различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни.

Выполнять элементарные гигиенические правила.

Различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

2 уровень.

Называть изученные предметы и явления.

Различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними.

Различать наиболее распространенные овощи и фрукты.

Различать изученных диких и домашних животных, рыб, птиц.

Различать признаки времен года.

Выполнять элементарные гигиенические требования.

Педагогические условия и средства реализации стандарта.

Технологии обучения

Современное традиционное обучение (классно –урочное).

Дифференцированное обучение.

Педагогика сотрудничества.

Проблемное обучение.

Личностно – ориентированное обучение.

Игровое обучение.

Экскурсии.

Общепедагогические принципы обучения

Принципы гуманизации:

принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;

принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;

принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;

принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При последовательном изучении курса может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

Виды и формы контроля

Формы — устный опрос, кроссворд, КВН.

Видывводный, тематический, рубежный, итоговый.

Программное и учебно — методическое обеспечение

Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.

Методическое обеспечение: предметные картинки, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) / наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей. – 25 книг; загадки; муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.

Дополнительная литература:

Основы безопасности жизнедеятельности. В.П.Ситников.

ГудимовВ.П. «Тематические загадки для дошкольников».

Программа «Живой мир»/институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования.

Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с 5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика –Синтез, 2006

«Окружающий мир». Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.

Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Учебное мет.пособие Иванова Т.С. – М.:ЦГЛ, 2003

Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 1класс. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А

Программа составлена на основе документов:

Федеральный Закон от 28.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ»

Закон от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»

Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) «О защите прав ребенка» (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

Годовой учебный календарный график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат» на 2013-2014 учебный год.

Расписание уроков.

Оборудование

Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска, видеомагнитофон)






See also:
Яндекс.Метрика