подготовка первоклассников к школе


Адаптация первоклассников к школе

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе.

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Успехи в учебе зависят

От желания и умения учиться

Умения видеть связь явлений, закономерности

От желания разобраться, понять, почему, как, отчего…

А также:

Ребенок должен понимать роль ученика

Подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя

Ребенок должен уметь сосредотачиваться на достаточно продолжительное время

Удерживать внимание, не отвлекаться

Слушать учителя, уметь высидеть целый урок

Находить общий язык с одноклассниками

Только в этом случае можно говорить о готовности будущего ребенка к школе.

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Прежде всего, уделить внимание соблюдению режима дня. Очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать и вовремя вставал. Если даже ваш

ребенок не посещает детский сад, то все равно просыпаться он должен не позже 8 часов. Время на зарядку, утренний туалет и завтрак — с 8 до 9 часов. Потом можно предложить ребенку заняться рисованием, лепкой, конструированием; почитать ему и попросить пересказать

прочитанное. На это уходит примерно час времени (перерыв — 10-15 минут). Затем нужно погулять. Обед желательно организовать в период от 12.30 до 13.30, после чего можно предложить ребенку дневной отдых. Ужинают дети не позже 19 часов. Пища не должна быть острой, слишком жирной и обильной, иначе переполненный желудок будет мешать спокойному сну. Дети этого возраста спят 11-12 часов.

Чтобы заинтересовать ребенка, составьте вместе с ним распорядок дня, предложите зарисовать основные режимные моменты. Почаще спрашивайте: «Что нам делать дальше? Чем теперь заниматься?» Очень важно, чтобы уже в этом возрасте ребенок научился контролировать себя, определять, много или мало времени затрачено на игры, занятия, еду.

Режим поможет ребенку стать организованным, дисциплинированным, аккуратным.

УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА

Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Приучите ребенка начинать свой день с утренней зарядки. Делать ее нужно при открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапочки).

Важно также, чтобы ребёнок вовремя принимал пищу, соблюдал гигиенические требования, Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья, обязательно проводить не меньше 1 часа на свежем воздухе, меньше времени проводить за игрой в компьютерные игры, просмотром телепередач. Необходимо помнить, что физически здоровый ребёнок способен легче справляться с учебными нагрузками; Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям!

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

К моменту поступления в школу дети должны уметь самостоятельно:

—мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения-

туалета, перед едой;

—умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

—причесываться (своей расческой);

—мыть ноги перед сном теплой водой;

— утром и вечером чистить зубы (своей зубнойщеткой);

—полоскать рот водой после каждого приема пищи;

—при приеме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать

ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и

салфеткой, тщательно пережевывать пищу, не ковырять вилкой в зубах;

—пользоваться носовым платком;

—вовремя опорожнять кишечник и мочевой пузырь, пользоваться туалетной бумагой;

—быстро одеться, раздеться, убрать постель;

—содержать в чистоте и порядке игрушки и книги (не захламлять лишними предметами

игровой уголок и стол для занятий);

—содержать в чистоте и порядке одежду и обувь (менять и стирать носки, пришивать

пуговицы, пользоваться одежной и обувной щетками);

—при входе в помещение вытирать обувь;

—переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

2. Необходимо сформировать у детей умение внимательно слушать взрослого и чётко выполнять предъявляемые инструкции. Это является одним из важнейших факторов школьной зрелости; Определить, насколько внимателен, усидчив ребёнок, поможет простое наблюдение за тем, как он слушает вас, когда вы читаете ему сказку: если он часто меняет позу, то и дело вскакивает, ходит по комнате, совершает навязчивые движения — это первые признаки синдрома дефицита внимания. Решать данную проблему нужно ни в коем случае не криком и упрёками, а своевременным обращением к специалистам ( психологу, неврологу). Часто эту проблему родители игнорируют, ссылаясь на то, что ребёнок ёще мал, и всё придёт с возрастом. Это мнение ошибочно. Чем раньше обратиться к специалистам, тем легче справиться с данной проблемой, и вывести ребёнка на нормальный уровень. 3. Дисциплинированность, аккуратность, умение спланировать свои действия – также имеет большое значение для успешного обучения. Ребёнок, у которого не порядка в вещах, то и дело что-то ищет, перекладывает принадлежности, стараясь освободить рабочее место, упуская информацию, сообщаемую учителем, не успевают за темпом класса. Со временем пробелы в знаниях накапливаются. И даже ребёнок с нормальным умственным развитием, хорошо подготовленный, со временем может перейти в разряд неуспевающих. Поэтому добиваться аккуратности нужно как можно раньше, до начала школьного обучения; 4. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Поэтому больше играйте, общайтесь с ребёнком. 5. Учите ребёнка объективно оценивать плоды своего труда. Не захваливайте его и не допускайте излишней критики. Придерживайтесь золотой середины. Дети, которых слишком часто хвалят, да ещё не всегда заслуженно, приходят в школу с ожиданием признания своей исключительности от учителя и одноклассников. Не получая этого, впоследствии они теряют интерес к обучению, ухудшается успеваемость, растёт неудовлетворённость, возможны конфликты с учителем и сверстниками, которые заканчиваются, как правило, нервными срывами. У ребёнка, которого хвалят редко, не хвалят вообще, а то и дело критикуют, формируется комплекс неудачника. Со временем такой ребёнок уже и не старается сделать что-либо хорошо, не имея надежды добиться успеха. Со временем ситуация лишь усугубляется, если её вовремя не изменить. Уважаемые родители! Помните, что специалисты дошкольных и школьных учреждений — лишь ваши помощники в вопросах воспитания и развития вашего ребёнка. Основную ответственность за воспитание и развитие своего ребёнка несут родители и имеют преимущественное право на воспитание перед всеми другими лицами. (ст.63, гл. 12 Семейного кодекса РФ).

6. Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

Письмо перьевой ручкой всего, что хотите.

Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

Конструирование.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

Всасывание пипеткой воды.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать

“Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

КАКУЮ РУЧКУ КУПИТЬ РЕБЕНКУ?

Вашего ребенка скорее всего привлекут яркие ручки, с большим количеством

разноцветных стержней. Но писать ими ребенку сложно: пальцы не удерживают. Использование крупных ручек ведет к закреплению неправильного навыка письма и в результате — плохому почерку, усталости, неправильной осанке (ребенок начинает писать как бы «всем телом»). Лучше всего первокласснику подойдет обычная шариковая ручка. Из карандашей наиболее удобен твердо-мягкий — ТМ, который легко стирается, не пачкает руки. Ручек и карандашей в пенале должно быть как минимум по паре, так как они почему-то постоянно ломаются и самым загадочным образом теряются.

И ещё:

1. рисуйте «кривулечки», дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;

2. раскрашивайте рисунок карандашам то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;

3. возьмите акварельные краски тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше ( ягодки, кружочки);

4. затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;

5. научите ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;

6. Читайте книги с короткими текстами. Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни Шаинского, Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

7. покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;

При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

7. Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

8. Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.

9. На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы.

Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

10. ПРАВИЛЬНАЯ ПОЗА ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Все системы и органы шести-семилетнего ребенка находятся в стадии формирования.

Позвоночник подвержен деформациям и неправильная поза во время занятий может

привести к его искривлению. Мышцы спины еще слабы, поэтому ребенку трудно быть

неподвижным более 25 минут. Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до

книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости. Если ребенок

постоянно опирается грудью на край стола или парты, у него затрудняется дыхание, а

согнутый позвоночник ведет к сутулости, нарушению осанки. Такое положение тела

усиливает утомление и нарушает письмо. Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула,

чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей

стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стол. Очень важно

научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до

книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики

пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак,

лопатки касаются спинки стула.

Воспитать у ребенка эту привычку помогает соответствующая мебель для занятий (лучше

всего домашняя парта). Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом.

В значительной степени определяют успешность обучения следующие показатели:  Наблюдательность, Хорошая память, Умение сравнивать, обобщать, анализировать,  Способность формулировать свои мысли, делать выводы,  Наличие элементарных знаний об окружающем мире.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” — кидаете вы ему мяч, “белый” — бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально «купаются» в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Как подготовить зрение своего ребенка к обучению в школе?

Можно выделить основные рекомендации врачей офтальмологов:

1)Обязательно стоит соблюдать режим зрительной работы глаз. Для этого ребенок четко должен знать, как правильно сидеть за столом. Расскажите ему, что при этом необходимо следить за осанкой. Важно показать ребенку, на каком расстоянии должна находиться книжка при чтении и тетрадка во время письма – 35-40 см, длина руки от локтя до кончиков пальцев.

2) Всегда необходимо следить за освещением в комнате, где занимается ребенок. Если есть возможность, поставьте письменный стол возле окна. В дневное время суток нужно включать основное освещение, в вечернее время – основное освещение и настольную лампу. Свет должен падать слева.

3) Стоит ограничить просмотр телевизора. Детям в возрасте 6 -7 лет рекомендуется смотреть телевизор не больше 15-30 минут в день, на расстоянии 5 диагоналей экрана.

4) Необходимо исключить нагрузку, связанную с работой на компьютере. Чем меньше ребенок будет работать за компьютером, тем меньше будет нагрузка на глаза.

5) Обязательно делайте гимнастику для глаз. 5-10 минут в день достаточно для укрепления глазных мышц. Гимнастику делайте вместе с ребенком. И приучать ребенка к ней нужно в дошкольном возрасте.

При поступлении в школу необходимо обязательно посетить всех специалистов. Если у малыша наблюдается снижение зрения, то это должно быть указано в его медицинской карте. Специалист также посоветует лучшее место, где должен сидеть малыш в классе.

Обязательно нужно рассказать ребенку, что во время перемены нельзя сидеть за учебниками, читать книжки или журналы. Нужно дать отдохнуть глазам.

Чтобы не возникало проблем со зрением, необходимо помнить о пользе белковой пищи. Рацион ребенка должен быть не только вкусным, но и полезным и разнообразным. Акцент стоит делать на фрукты, овощи, мясо и рыбу. К тому же поощряйте различного рода прогулки на свежем воздухе.

Соблюдение этих требований и рекомендаций сохранит здоровье вашего ребенка на долгое время обучения в школе.

Почему дети не хотят идти в школу? Причина подобного отношения к школе — результат ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредоносно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.

«Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?»

«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»

Такими словами взрослые сами формируют у детей отвращение к школе. Придется потратить много времени и сил, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

Советы родителям от психолога Джеральдина Чейпи

Слайды ….

Тест для родителей

Итог:

Школьная готовность— это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.






See also:
Яндекс.Метрика