по теме Край льда и снегов


Урок окружающего мира в 4-м классе «Зона арктических пустынь»

Цели урока:

Сформировать у уч-ся понятие “АРКТИКА”; учить находить и показывать её на карте;

Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и справочной литературой.

Оборудование:

у учителя

персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся по данной теме,

карта “Природные зоны России”,

карточки с новыми словами,

выставка книг по теме,

презентация учителя.

гербарии мхов и лишайников,

атлас “Мир и человек”,

учебник Н,Ф. Виноградова Окружающий мир.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Я предлагаю вам совершить путешествие от края и до края нашей необъятной Родины. Если мы сядем в самолёт и полетим над нашей страной с севера на юг , то сможем понаблюдать , как меняется природа. Ледяные пустыни сменяются тундрой. Потом мы увидим зелёные леса, на смену им придут степи, покрытые густыми травами. Учёные-географы сказали бы, что мы пересекли природные зоны.

Посмотрите на карту Природные зоны России. Какие природные зоны бывают? Как они обозначаются?

Послушайте описание чертогов* одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?

“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.

Чертог – (устаревшее слово) великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.

(Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева” жила в арктической зоне.)

Попробуйте сами сформулировать тему урока.

Что такое Арктика, арктическая зона будем изучать по плану :

Месторасположение зоны

Природные условия

Растения

Животный мир

Занятия населения

Охрана природной зоны

III. Изучение нового материала.

1. Работа по карте “Природные зоны России” (слайд 3)

Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?

(Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли).

Выберите правильное высказывание:

Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее.

Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.

Ответы учащихся.

В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.

Работа в парах( в печатных тетрадях. С.8-9)

Арктическая зона (Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины).

Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

Географическое положение

Арктика занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана. В зоне арктических пустынь лежат острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и Остров Врангеля.

Освещение

Полярный день, полярная ночь, северное сияние.

Растительный и животный мир.

Лишайники, мхи, рыба, белые медведи, чайки, моржи.

(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)

Назовите и покажите на карте северные моря.

(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.

(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)

К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?

(Ответы учащихся.)

Работа в группах. Самостоятельная работа.

1 группалиматические условия.( Освещение. Полярный день, полярная ночь, северное сияние)

2 группа . Животный и растительный мир.

3. группа Занятия населения

4группа. Охрана природной зоны

Разгадывание кроссворда (слайд)

IV.Физкультминутка

Топай, Мишка,Хлопай, Мишка,Приседай со мной, братишка.Руки вверх, вперед и вниз.Улыбайся и садись.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

V.Закрепление изученного материала.

Тест «Арктика»

1.Природная зона арктических пустынь расположена:

             1)  на островах Тихого океана

             2)  на островах Индийского океана 

             3)  На островах Северного Ледовитого океана

2. В Арктике для растений и животных сложились ..

           1) суровые условия

           2) комфортные условия

3. В ледяной зоне растут…

            1) кедры, берёзы, черёмуха

            2) лишайники, мхи, полярный мак

            3) бузина, орешник, айва

4. В Арктике обитают животные:

            1) бобры, нутрии, хомяки

            2) волки, белые медведи, рыси

             3) моржи, тюлени, белые медведи

5. Найди верную цепь питания:

            1) водоросли- рачки- рыбы — гагарки – белый медведь

            2) водоросли – рачки – сайки – тюлени

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

– С какой природной зоной познакомились на уроке?

Чтобы вам хотелось узнать нового по изученной теме?

Ответы детей.

– Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в холодной проруби, называют моржами? Мнения детей.

– Чтобы стать моржом нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаливаться.

VII. Домашнее задание. 1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2.Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь. Учебник с.6-11.






See also:
Яндекс.Метрика