по теме Добродетель и порок


Урок 7. Добродетель и порок

Н.А. Царева, учитель начальных классов ГБОУ НОШ №992 г. Москва

Цель: осмысление детьми через частично – поисковый метод понятий «добродетель» и «порок».

Задачи:

— познакомить с понятиями «добродетель и «порок»;

— познакомить с некоторыми примерами добродетели и порока;

— развитие внимания, мышления, коммуникативных способностей;

— воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность, самостоятельность.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, притча, просмотр мультфильма, работа со смарт доской

Основные термины и понятия: добродетель, порок.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковые словари, карточки, портреты (Цицерон, Гораций), мультфильм.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Работа в группах.

— Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги, разделённые пополам. Рядом с листом бумаги лежат конверты, в которых карточки. Вынимаем карточки из конверта, вы их должны распределить по двум столбикам.

Задание. Распределите слова на две группы. Честность, щедрость, доброта, трудолюбие, скромность, лживость, жадность, злость, наглость, лень.

?

?

Представитель от каждой группы выступает с выполненным заданием.

А теперь посмотрим на доску. (Проверка по образцу) Слайд №1.

Учитель. В одну колонку мы распределили положительные , а в другую – отрицательные.

— Какие эти слова по смыслу? (Противоположные)

— А как называются противоположные слова по смыслу? (Антонимы).

— Найдите антонимы и приклейте их в свою таблицу. (Работают в группах)

Слайд №2 Проверка по образцу.

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

— Что такое хорошо

И что такое плохо

— Какие антонимы вы услышали в этих строках? (хорошо и плохо)

Я предлагаю вам послушать притчу, будьте внимательны. Вы должны после того как послушаете ответить на вопрос. Слайд №4

Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Наступил отлив, и огромное количество их стало высыхать на солнце. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжать свой жизненный путь. К нему подошёл человек и спросил:

— Зачем ты это делаешь? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!

— Как бы ВЫ ответили, оказавшись на месте этого мальчика. (Ответы детей)

( — Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждое из них!) (Оригинал)

— Какой поступок совершил мальчик?

О чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей) Слайд №5

— Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя противоположными характеристиками человека «добродетель» и «порок». Слайд №6

III. Изучение нового материала.

Задание. Вам необходимо найти в словаре понятие «добродетель», (работает учащихся со словарём). Добродетель – положительное нравственное качество.

— Как вы думайте, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»? Слайд №7, Слайд №8, Слайд №9

«Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь» (Древнеримский философ — Цицерон). Слайд №10

Задание. Вам необходимо найти в словаре понятие «порок», (работает учащихся со словарём). Порок – тяжёлый предосудительный недостаток. Слайд №11

— «Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше» (Древнеримский поэт – Гораций) Слайд№12

Вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока. Как мы можем озаглавить наши колонки? (добродетель, порок) Слайд №13

Задание. Слайд №14, №15. Соедините противоположные друг другу качества. (Добродетель-порок, добро-зло, благодарность-неблагодарность, щедрость-жадность, вежливость-грубость)

Просмотр мультфильма «Подарок для самого слабого» Слайд №19

Задание. Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на качества характера героев.

Обсуждение мультфильма.

— Назовите положительных героев мультфильма. (Лев. Заяц)

— Почему? (Заяц – честный, порядочный. Лев – добрый, справедливый, мудрый. Он собрал все те положительный качества, которые принадлежат понятию «добродетель»).

— А какие отрицательные герои? (Лиса, Волк, Кабан)

— Почему? (Они хитрые, льстивые, злые, наглые. Эти отрицательные качества, являются пороком.

— Ребята давайте ещё раз назовём, с какими понятиями мы с вами познакомились на уроке. («Добродетель и порок»)

IV. Закрепление изученного материала.

Учащиеся выполняют тест на листах.

Тест

Отдельное положительное качество – это____________добродетель__________________

Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям – это____________порок______________________

Что считается добрым поступком?

1) Дать списать домашнее задание

2) Опоздать на неинтересную встречу

3) Помочь соседу по парте разобрать задачу

4. Укажите поступки, которые одобряет общество:

1) обман

2) насилие

3) взаимопомощь

4) унижение

5. Что является последствием злых дел?

1) дружба

2) радость

3) вражда

4) мирное сосуществование

6. Знания о добре и зле помогают людям:

1) проявлять заботу о близких

2) жить в мире

3) дружить

4) все ответы верны

7. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добродетель», во вторую — к понятию «порок».

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

Добродетель

Порок

взаимовыручка

насилие

помощь

обман

Задание. Найдите и подчеркните, в высказываниях великих людей, которые оставили свой след в истории, одной чертой – качества добродетели, а двумя порока

— «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер

— «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон

— «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон

— «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание. Слайд №18

Расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

Прочитайте учебник с. 16 – 19

** подготовьте рассказ о человеке, который может служить примером для подражани






See also:
Яндекс.Метрика