планирование экономики


«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УВР

Директор МОУ гимназия №17

____________________(ФИО) подпись

__________________(ФИО) подпись 

«_____»_____________2010 г.

«_____»____________2010 г.

Календарно-тематическое планирование

на 2010- 2011 учебный год

экономике      

Учитель: Ножкина Татьяна Анатольевна

Класс: 2 б

Количество часов:

Всего 34; в неделю 1

Планирование составлено на основе программы И.В. Липсиц

« Удивительные приключения в стране экономике» ,книга для детей младшего и среднего возраста, изд-во 7-е «Вита-пресс» 2004 г.

В авторскую программу изменения не внесены.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, нового базисного учебного плана 2004 года, на основе программы И. В. Липсица 2000 года и учебника И. В. Липсица Удивительные приключения в стране экономика. Рабочая программа составлена в соответствии с программой по экономике, разработанной И. В. Липсицом.

Пояснительная записка.

Учебный предмет изучается с 1-11 класс, рассчитан на 34 часа. В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, литературы.

Цель программы состоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.

Исходя из цели программы можно выстроить систему задач:

Развитие гражданского образования, экономического образа мышления .

Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду.

овладение умениями получать и осмысливать экономическую информацию.

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.

— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах

— решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации

— умение обосновывать суждения, давать определение

— владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога .Курс призван познакомить учащихся с тем, зачем нужны и как работают банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к предыдущим знаниям. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, литературы.

В этом направлении приоритетами являются:

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах

решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.)

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

участие в проектной деятельности, владение элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»)

владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Учеными Российской академии образования разработан учебно-методический комплект по экономике для младших школьников. Экономика как отдельный предмет изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Часы вводятся за счет школьного компонента. В 1-м классе дети приступают к изучению экономики со второго полугодия (когда научатся читать).

Основная идея авторов комплекта состоит в том, что содержание учебного материала начальной экономической подготовки должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в основной школе и предусматривать: формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

Ученики 2-го и 3-го класса в основном имеют дело с экономикой семьи; третьеклассники познают экономику школы, школьных столовой, библиотеки, мастерских, а сфера деятельности четвероклассников еще шире – экономика местного хозяйства, предприятия, родного края.

Содержание программы курса экономики для младших школьников

Классы

Разделы

Количество часов

1-й

1. Необходимость изучения экономики 2. Потребности 3. Источники удовлетворения потребностей

2 7 8

Итого: 17

2-й

1. Проблема выбора2. Деньги3. Доходы и расходы4. Покупатель и продавец

8 7 10 9

Итого: 34

3-й

1. Труд 2. Собственность 3. Домашнее хозяйство 4. Школьное хозяйство

8 7 8 11

Итого: 34

4-й

1. Местное хозяйство 2. Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей 3. Управление местным хозяйством

12 12 10

Итого: 34

Другая ведущая идея авторов комплекта состоит в том, что экономические понятия в начальной школе следует вводить с большой осторожностью. Принцип доступности содержания экономического обучения обусловливает отсутствие необходимости нагружать учащихся избыточными, часто второстепенными знаниями по экономике. Так, едва ли целесообразно в массовой начальной школе вводить (а может быть, даже произносить) такие понятия, как «ликвидность», «квота», «маркетинг», «микроэкономика», «монополия» и др. Другую группу составляют такие экономические понятия, которые, возможно, дети слышали или даже сами когда-либо употребляли (например, декларация, инфляция, занятость, себестоимость и т.п.). Эти понятия, по нашему мнению, можно пояснить на интуитивно-конструктивном уровне и не добиваться от всех детей их точного определения. И, наконец, третью группу составляют понятия, которые необходимо освоить всем выпускникам начальной школы. Это небольшое число специально отобранных, концептуальных экономических понятий, которые могут быть введены уже в 1-м классе на доступном уровне, а затем обсуждаться и использоваться в последующих классах уже на более «сложном» уровне. Методическое пособие, которое входит в комплект «Экономика для младших школьников», содержит подробное описание того, как может учитель построить объяснение нового и организовать деятельность детей по освоению экономической информации.

Выделенная нами система базовых экономических понятий начального курса экономики может быть охарактеризована следующим образом.

1. Потребности, ресурсы, выбор, ограниченность. Начиная с 1-го класса дети на доступном им уровне знакомятся с различными видами ресурсов (природными, экономическими, финансовыми и др.) и потребностей: физиологическими (в пище, воде, сне, воздухе, тепле), в безопасности и сохранении здоровья, в образовании, в общении и уважении, в проявлении интересов, в самореализации (наивысшими в данной иерархии). При этом второклассники знакомятся с потребностями, ресурсами и проблемами выбора, существующими в семье; третьеклассники – в школе; четвероклассники рассматривают данные понятия в разрезе своего региона.

Рассматривая проблему ограниченности ресурсов, дети осознают невозможность удовлетворения всех потребностей человека и необходимость выбора при определении приоритетов и очередности. Развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию с вопросами «Хватит ли?», «Что выгоднее?» и т.п.

2. Труд, профессия. С ними школьник имеет дело с 1-го класса, постепенно углубляя свое представление. Так, если в 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему предлагается имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – также важнейшая составляющая данных понятий.

При этом в процессе экономической подготовки школьников важно не только увеличивать количество известных школьникам названий профессий, но и обеспечить более глубокое их изучение (содержание профессии, ее престижность, условия труда и т.д.; классификация профессий по группам, основанная на развитии умений выделять общее и особенное в профессиях; определение профессионально важных качеств представителей известных профессий).

3. Доход, расход, бюджет, собственность, богатство. Эти понятия вводятся начиная со 2-го класса. При их изучении у детей формируется взгляд на труд людей как основной источник доходов семьи, предприятия, государства, развиваются умения анализировать источники доходов и основные направления расходов. Важно показать детям, каким образом они могут участвовать в увеличении доходов семьи и школьных подразделений и экономить имеющиеся ресурсы. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в богатстве природы, искусства, в результатах труда людей. Говоря о собственности, важно акцентировать внимание на таких понятиях, связанных с собственностью, как «мое», «наше», «чужое».

4. Рынок, обмен, торговля (в том числе и межрегиональная – в 4-м классе), товар, услуга. Что такое товар и как он попадает в магазин; почему цены разные; что делают предприятия и магазины, чтобы выдержать конкуренцию; зачем нужны реклама и упаковка; что такое сфера услуг и т.д. – вот те вопросы, на которые ученики начальной школы могут найти ответы в процессе экскурсий, деловых, имитационных и ролевых игр, выполнения творческих заданий.

5. Деньги. Деньги как средство купли-продажи; владение деньгами; процесс обмена «денег» на товар. Изучая понятие деньги, школьники узнают о том, зачем нужны деньги, можно ли без них обойтись, все ли потребности можно удовлетворить с помощью денег; учатся пользоваться деньгами, совершать элементарные покупки.

Кроме того, при разработке курса в качестве исходных положений были приняты следующие:

1. Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те явления и понятия, с которыми дети не раз встречались в жизни.

2. Для активизации процессов воспитания и обучения используются различные методы (рассказ, игра, разбор ситуаций, дискуссия, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность.

3. С учетом эмоционально-образного характера познания у младших школьников использовались задачи, тексты, ситуации, в которых действуют хорошо знакомые детям герои мультфильмов, известных сказок.

Учебно-методический комплект «Экономика для младших школьников» включает: тетрадь творческих заданий для школьников (далее ТТЗ); методическое пособие для учителя (которое, по существу, представляет собой поурочные разработки); сборник дидактических материалов «Азбука экономики». Тетрадь творческих заданий содержит как задания для индивидуальной творческой работы, так и материал для организации коллективной творческой деятельности школьников. В пособии авторы предлагают учителю не только готовые сценарии каждого урока, но и дополнительный материал, с помощью которого учитель может легко подготовить свою разработку.

В целом комплект можно использовать для экономического образования учащихся 1–4-х классов на уроках не только экономики, но и русского языка, математики, трудового обучения и др. Особенности учебного предмета экономика таковы, что экономическая информация легко интегрируется с материалом основных учебных предметов начальной школы: русского языка, чтения, математики, трудового обучения, окружающего мира, изобразительного искусства.

В настоящей статье приводим поурочное планирование и отдельные фрагменты уроков по экономике для 1-го и 2-го классов. Методические пособия содержат подробное описание основных аспектов, на которые учителю необходимо обратить внимание при подготовке к урокам. Поурочное планирование, а также фрагменты уроков по экономике в 3-м и 4-м классах будут рассмотрены позже.

1-2

1 четверть

Необходимость изучения экономики

2-4

Что мы будем изучать?

4-5

Зачем изучать экономику?

6-7

8

Потребности

Разнообразие потребностей

9-10

2 четверть

Потребности в пище, воде, воздухе и тепле (физиологические потребности)

11-12

Потребность в безопасности и сохранении здоровья

13-14

Потребность в образовании

15-16

Потребность в общении и уважении

17-18

3 четверть

Потребность в проявлении интересов

19-20

Что мы знаем о потребностях (контрольная работа № 1)

21-22

Раздел 3. Источники удовлетворения потребностей

Ресурсы

23-24

Природные ресурсы

25-26

Экономические ресурсы

Трудовые ресурсы

4 четверть

27-28

Производство товаров

29-30

Оказание услуг

31-32

Что мы знаем об источниках удовлетворения потребностей.

33-34

Обобщение результатов изучения первоклассниками курса «Экономика»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика