педагогическая диагностика


Скажи мне, как ты вскрываешь конверты…(выступление МО кл/рук. Феврадь 2011г.)

Внимательно посмотрите на рисунок и определите, какой из изображенных на нем приемов вам ближе.

Если письмо открываете так, как показано на рис. а, то вы требуете от жизни многого. Слывете человеком с переменчивым настроением, нервным, нетерпеливым. В то же время полны оптимизма и склонны к энтузиазму. Вы способны восхищаться красивым закатом солнца, прекрасной картиной или скульптурой и стремитесь разделить свою радость с другими. Нередко, однако, вас одолевают приступы уныния, апатии, и тогда грандиозные планы, блестящие идеи остаются нереализованными.

Если вы используете нож (рис. б), то и на работе, и дома руководствуетесь прежде всего голосом разума, а не эмоциями. Ненавидите беспорядок, любите, чтобы в жизни было все «как надо». Вас отличают основательность, умение доводить начатое до конца. Любите хорошо и добросовестно выполнять работу. Умеете делать подарки и принимать гостей. Вы предпочитаете синицу в руках мечтам о журавле в небе и держите свою синицу крепко, чтобы не улетела…

Если ваше оружие – ножницы (рис. в), то окружающие нередко страдают от перепадов вашего настроения: то вы веселы и бодры, то вдруг погружаетесь в грусть и тоску. Но несмотря на это, вы человек рассудительный, умеете оценить других, прежде всего, самого себя. Знаете свои достоинства и недостатки. В деловых контактах полагаетесь на силу протекции и «связей», в личной жизни цените внимание к себе, любите, когда вас балуют. Вы уверены в себе, ваши инициативность, идеи часто находят признание и поддержку коллег по работе.

Если письмо открываете так, как на рис. г, то вы не слишком уверены в себе. Часто делая шаг вперед, думаете о двух шагах назад. Или вдруг бросаете начатое на полпути, не веря в добрый исход. А между тем гораздо реже, чем предполагаете, существуют причины для раздражения, нетерпеливости. Ваша интеллигентность понравится окружающим, если только вы не будете замыкаться в себе. Причины такой неуверенности и несмелости неизвестны и вам. Просто вы уверили себя, что иначе и быть не может…

Вот такие вы все разные. Люди как люди. А какие родители? Они тоже приходят к нам разные и классный руководитель должен ,хотя бы, понять кто перед ним стоит, с кем ему общаться на протяжении нескольких лет, как найти общий язык, как помочь и т. д.

Важным направлением в работе классного руководителя является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.

Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.

Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

родительских собраний

тематических и индивидуальных консультаций

внеклассных мероприятий

организаций поездок и экскурсий.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также родителей и учеников.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо» (хотя и этому учить необходимо), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися.

Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследовании и руководствоваться определенными правилами.

 Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Диагностическое исследование должно проводится корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, ранее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны — сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.

На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень не просто.

Работа классного руководителя — интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.

Приложение №1. Предварительная диагностика

Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, входе встреч с родителями и после проведенной работы по какой-то определенной проблеме.

Предварительная диагностика проводится, начиная с первого класса. Она начинается с изучения коллектива родителей и детей задолго до того, как дети сядут за школьную парту. Такая диагностика позволит будущему классному руководителю увидеть отношение к школе, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса.

Образцы предварительной диагностики в начальной школе

Анкета №1. Экспресс-прогноз состава родительского коллектива.

Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.

Профессии обоих родителей.

Образование родителей.

Возраст обоих родителей.

Возраст существования семьи.

Полная или неполная семья.

Количественный состав членов семьи.

Жилищные условия семьи.

Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей.

Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи).

Интересы, увлечения, хобби семьи.

Анкета №2. Экспресс-портрет будущего первоклассника.

Фамилия, имя отчество.

Число, год и месяц рождения.

С какого времени посещал детский сад, как складывались у ребенка отношения в детском саду.

Как часто болеет и как справляется с болезнями?

Каким школьником ему хотелось бы стать?

Кто из его друзей и приятелей будет вместе с ним посещать школу?

Как относится к покупке школьных принадлежностей?

Чем интересуется и увлекается, чем хотел бы заниматься в школе помимо школьных занятий?

Кто из членов семьи наиболее авторитетен для вашего ребенка?

Каковы особенности характера и эмоциональной сферы вашего ребенка?

Какие качества характера своего ребенка вы хотели бы активно развивать?

Предварительная диагностика может заключаться не только в анкетировании родителей. Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение.

Методика незаконченных предложений для родителей первоклассников

Мои школьные воспоминания — это…

В классе я всегда чувствовал себя …

Мой классный руководитель относился ко мне …

Мои школьные результаты были …

Мне нравилось, когда учитель …

Мне не нравилось, когда учитель …

Я обижался, если …

Я радовался, если …

Самое яркое событие школьной жизни — это…

Из школьной жизни мне больно вспоминать о …

Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в школе …

Я не хочу, чтобы мой ребенок в свои школьные годы пережил…

Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, которые обусловлены их собственным опытом школьной жизни.

Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность родительских ожиданий (я знал, что так и будет и т.д.), уйти от стереотипов, предупредить возможность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом.

Подобная предварительная диагностика поможет с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым будет трудно переживать период своей собственной адаптации к школе и своего ребенка.

Что ж, пора браться за работу. Помните, один мудрец говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека.) Предлагаю обозначить наш маршрут. Сейчас вам будут предложены анкеты, цель которых выяснить круг родительских интересов.

Варианты анкет

1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают интерес. Если в данном списке нет темы, которая вам интересна, укажите ее, пожалуйста.

– Как помочь ребенку адаптироваться к школе.

– Режим дня школьника: важность, возможности и проблемы.

– Как помогать ребенку при подготовке домашних заданий.

– Как учитывать при воспитании темперамент ребенка.

– В мире «нехочух»: что делать при проявлении детского упрямства.

– …Что-то еще.

2. Какую помощь психолога вы хотели бы получить во время тематических родительских собраний?

3. Предполагаете ли вы принимать участие в тематических родительских собраниях по выбранным вами темам? (Отметьте один из вариантов ответов.)

Да.

Скорее да.

Если будет возможность.

Скорее нет.

Нет.

4. Напишите, какие дни недели, какое время наиболее удобно вам для участия в тематических родительских собраниях.

5. Сообщите, пожалуйста, ваше имя и контактный телефон:___________

6. Поставьте цифру 1 около самой интересной для вас темы, 2 – рядом с чуть менее интересной и т. д.

Благодарим вас за помощь и готовность к сотрудничеству!

Рекомендации к проведению анкетирования.

В анкете должны быть предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке. Это будет своеобразным «посланием» психолога родителям, приглашением к сотрудничеству и признанием их права на участие в определении содержания совместных встреч.

Полезно предложить родителям проранжировать выбранные темы по степени интереса, который они вызывают, тогда психологу будет легче выбрать наиболее важные, а также установить их очередность.

При составлении анкеты следует обратить внимание на несколько существенных моментов: четкость и однозначность формулировок; ясность инструкции; доброжелательный тон; наличие приглашения к сотрудничеству; соблюдение принципов безопасности и конфиденциальности. Важно, чтобы родителям была понятна цель проводимого анкетирования.

Смысл заполнения анкеты психолог разъясняет устно или письменно, во вступительном тексте анкеты.

Обработка и анализ результатов анкетирования.

Ориентируясь на частоту выбора темы родителями, а также на уровень их интереса, психолог составляет список тем и устанавливает последовательность встреч. Темы, не вошедшие в число отобранных, но важные с точки зрения психолога, можно обсудить на общих родительских собраниях, представив их в виде тематических сообщений.

Ответы родителей на вопросы анкеты помогут педагогам сориентироваться в ожиданиях родителей. Если они не вполне реалистичны или не относятся к содержанию деятельности классного руководителя, то следует начать планируемое собрание с уточнения того, какие вопросы можно решить в ходе встречи на родительском собрании, а какие – в процессе индивидуальной работы с психологом, классным руководителем.

Информация о наиболее удобном времени встреч дает возможность выбрать оптимальный для проведения собрания день, тем самым повысить посещаемость.

О своём опыте (из воспитательного плана классного руководителя). Диагностика.

О родительском авторитете

Тест «Какой вы родитель?»

Подчеркните фразы, которые вы говорите в своей семье.

1. Ну сколько раз тебе повторять одно и то же!

2. Давай посоветуемся, как мне поступить.

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а) в этом случае!

4. Господи! И в кого ты такой(ая) размазня?

5. Не нравятся мне твои друзья!

6. Где ты шлялся(лась), посмотри на себя, на кого ты похож(а)?

7. Вот когда я был(а) в твоем возрасте…

8. Как бы я и жил(а) бы без тебя, ты мой (моя) советчик (советчица)!

9. Ну что у тебя за подруга (друг)!

10. Где у тебя в это время мысли были!

11. Умница ты моя (мой)!

12. У всех дети как дети, а у меня урод уродом!

13. Сообразительности не хватило у тебя на это, а вот на …!

14. Глупости все это, думать надо!

Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы № 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14 и 1 балл – за все остальные ответы.

К л ю ч:

7–8 баллов. Живете, душа в душу. Ваш ребенок считается с вашим мнением.

9–10 баллов. У вас нет последовательности в отношениях с вашим ребенком.

11–12 баллов. Будьте внимательнее к своему ребенку.

13–14 баллов. У вас недоверие к ребенку. Вам немедленно надо изменить ваше отношение. Уделяйте ребенку больше внимания.

Советы отцам (по Б. М. Лизинскому)

Не бойтесь своих детей, подходите к ним поближе!

Делайте подарки женам несмотря ни на что! Жены! Не стесняйтесь принимать подарки от мужей!

Стремитесь больше зарабатывать и меньше причитать, и, даже когда вы лежите у телевизора под газетой, не забывайте о семье!

Любите школу, узнайте ее адрес и помогайте школе до тех пор, пока вас не будут узнавать в лицо!

Играйте, пойте, веселитесь со своими детьми, сделайте их детство привлекательным, и тогда они сделают вашу старость защищенной!

Старайтесь быть умными и интеллигентными, ибо это облагораживает!

Чаще рассказывайте детям о своих достоинствах, и они у вас появятся!

Будьте веселыми, добрыми, сильными, и дети будут гордиться вами!

 Помните, что именно вы несете ответственность за прирост населения! Помогайте женам во всем, и тогда будут дети!

Постоянно ищите достоинства в своих детях и отклоняйте за ненадобностью недостатки!

Советы матерям (по Б. М. Лизинскому)

Ваш ребенок лучший в мире, то есть такой же хороший, как и все остальные дети.

Не мешайте ребенку преодолевать трудности и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей никого, и тогда ваши чада вырастут незлобивыми, добрыми, обаятельными и обходительными.

Не пугайте ребенка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.

Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упреками. Доверяйте ребенку, и даже если сначала он переколотит весь «саксонский фарфор», а ваши любимые «бриллианты» раздаст нищим, то позже из него обязательно выйдет толк. Если у вас нет фарфора и бриллиантов, то поверьте, ребенок всегда найдет, что сломать и разбить, а что подарить.

Разрешайте ребенку усиленно голодать от завтрака до обеда, и это сделает его здоровым и веселым.

Не нужно делать праздники для детей – нужно делать праздники вместе с детьми.

 Чаще веселитесь, пойте красивые песни. Приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что-нибудь, не ленитесь отдавать им частицу души, и у вас все получится!

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать по отношению к матери. Предлагаем вам дома провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок. Посмотрите на доску, там изображен рисунок:

Если ваш ребенок выбирает стул рядом с мамой, папе следует призадуматься о своем отношении с ребенком, и наоборот, если он выбирает стул рядом с папой, пусть задумается мама. Если ребенок захотел сесть между родителями и просит пересесть кого-либо из вас, – радуйтесь, он относится к вам практически одинаково. Но если ребенок садится отдельно, куда-то в угол, – вашему мальчику или девочке в семье тоскливо и одиноко. Уделите ребенку значительно больше внимания и любви.

55 способов сказать ребенку «я тебя люблю».

Уважаемые родители! Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и усилит его желание ходить в школу.

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Удивительно!

4. Гораздо лучше, чем я ожидал.

5. Лучше, чем все, кого я знаю.

6. Великолепно!

7. Прекрасно!

8. Грандиозно!

9. Незабываемо!

10. Именно этого мы давно ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Сказано здорово – просто и ясно.

13. Остроумно.

14. Экстра-класс.

15. Талантливо.

16. Ты одаренный.

17. Ты сегодня много сделал.

18. Отлично!

19. Уже лучше.

20. Еще лучше, чем я мог подумать.

21. Потрясающе.

22. Замечательно.

23. Поразительно.

24. Неподражаемо.

25. Несравненно.

26. Красота!

27. Как в сказке.

28. Очень ясно.

29. Ярко, образно.

30. Очень эффектно.

31. Прекрасное начало.

32. Ты просто чудо.

33. Ты на верном пути.

34. 3дорово!

35. Ты в этом разобрался.

36. Ты ловко это делаешь.

37. Это как раз то, что нужно.

38. Ух!!!

39. Поздравляю.

40. Я тобой горжусь.

41. Я просто счастлив.

42. Мне очень важна твоя помощь.

43. Работать с тобой – просто радость.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика