овладение метапредметными результатами слабослышащими младшими школьниками при чтении л


ОВЛАДЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ СЛАБОСЛЫШАЩИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ЧТЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Поликарпова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат II вида»

В XXI веке в педагогической науке начался поиск перспективных образовательных гуманитарных технологий, направленных на создание условий, необходимых для становления и всестороннего развития личности ребенка, освоения им социально-культурного опыта. В структурной многокомпонентности развития современного человека особое место занимает литературное образование, которое играет важную роль в процессе формирования метапредметных учебных действий. Однако в условиях современного информационного общества наблюдается устойчивая тенденция возрастания визуализации в усвоении социально-культурной, в том числе и литературной информации, что, в свою очередь, ведет к снижению у школьников интереса к чтению, работе с книгой, и стремлению заменить этот процесс необременительным восприятием упрощенных видеоверсий литературных произведений. Для слабослышащих школьников указанная тенденция представляет дополнительную опасность, так как речевое недоразвитие этой категории учащихся создает значительные трудности на пути их литературного развития, а значит, и развития в целом. Этот факт становится причиной того, что книга не может заинтересовать детей с нарушением слуха, а поэтому не становится важной частью их самостоятельной жизни. Книга, чтение, открывая удивительный мир мыслей и чувств, имеет особое значение для развития ребенка. Именно книга расширяет знания детей с нарушением слуха об окружающем мире, уточняет и корректирует имеющие представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истории Родины, знания о жизни природы и общества, нравственные понятия, нормы поведения и общения – все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие основы развивающей личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.

Книга средством художественной изобразительности, богатством и разнообразием словестного оформления вводит слабослышащих в мир искусства, этот малоизвестный и малопонятный поначалу им мир, но такой необходимый для каждого культурного человека. «Сотрудничество» музыкального и изобразительного искусств на уроке чтения создает необычную эмоциональную атмосферу, стимулирующую формирование эстетических вкусов, эстетических потребностей школьника. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных персонажей, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Помочь слабослышащему ученику эстетически воспринять читаемое – благородная гуманистическая задача школы.

Слабослышащий ребенок наивно-реалистически воспринимает читаемое, не умеет отделить художественный вымысел от реальной действительности. Он «погружен» в обилие фактов, картин, событий, которые стремится понять и запомнить. Воспринимая мир целостно, ученик младшего школьного возраста испытывает трудности в осмыслении фактов, установлении их иерархии, последовательности, причинной обусловленности. В младшем школьном возрасте читателя прежде всего интересует сюжет рассказа. Чем он доступнее, тем привлекательнее для школьника. Литературные персонажи воспринимаются детьми как реально существующие люди. Ученики видят лишь те действия персонажа, которые лежат как бы на поверхности. Дети называют поступки персонажа, но не могут их мотивировать. Они затрудняются определить характер литературного героя, используют неопределенную оценочную лексику («нравится», «не нравится»). Восприятие эмоциональной тональности произведения затруднено речевым недоразвитием; это касается и внутреннего сопереживания, и его внешнего словесного обозначения учащимися.

Художественная выразительность литературного произведения не воспринимается в полной мере слабослышащими 7 -9 лет, хотя при сопоставлении описательно-деловых и художественных текстов предпочтение отдается последним.

Соответственно особенностям восприятия литературного произведения слабослышащие младшие школьники предпочитают читать сказки, рассказы небольшого объема с ярко выраженной дидактической направленностью, с небольшим количеством персонажей.

Анализ программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида показывает, что в последнее время особое внимание уделяется проблеме формированию культуры чтения слабослышащих школьников. Программы предусматривают более высокий теоритический уровень знаний школьников и их работать самостоятельно. В качестве основной цели процесса обучения называют литературное, творческое, эстетическое и художественное развитие обучающихся с нарушением слуха. По нашему мнению, реализация данной цели связана с формированием у слабослышащих обучающихся метапредметных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию на уроках чтения. Метапредметные учебные действия – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться.

Развитие личности читателя происходит в реалиях обычного школьного урока, на определенном предметном содержании. Каждое новое литературное произведение помогает организовать встречу автора и читателя. Эту встречу и выстраиваем как особую деятельность, ведь в процессе осмысления слабослышащий ребенок не просто оценивает прочитанный текст, он учится ставить перед собой цели, ищет пути достижения этих целей. Например.

-Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ, стихотворение? Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией).

Задание на редактирование текста.

-Исправь ошибки, проконтролируй чтение товарища (умение отличать верное выполненное задание от неверного).

Вопросы после чтения.

— Нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы?

(умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию)

Вопросы на формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

— Что тебе надо было сделать?

— Удалось выполнить работу?

— Ты сам справился или с чьей – то помощью?

— Что мы сейчас сделали? (умение оценивать свою работу).

Художественное произведение, будучи нацелено на общение с читателем, пробуждение у читателя собственных суждений, мыслей, чувств, совпадающих или не совпадающих с мыслями автора, выполняет и коммуникативную функцию.

Формирование коммуникативных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях. Пример матаучебных умений – интеллектуально-речевые умения, в основе которых лежат:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по прочитанному);

умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других (игра в театр, чтение по ролям; обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам);

умение работать в паре, группе.

Результаты достигаются благодаря тому, что дети систематически приучаются работать в парах, например, при составлении плана. Использование творческих заданий, позволяющих привлечь внимание к мотивам поступков, переживаниям героев, создает условия для формирования механизмов эмоционально-волевой регуляции собственного поведения, ориентации на принятые ценностно-нравственные и этические нормы, то есть позволяет постепенно сформировать необходимые для успешного обучения коммуникативные УУД.

Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, прибегаем к созданию особой проблемной ситуации, интригуем учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, значит, «уловить авторский замысел». Такую проблемную ситуацию создаем с опорой на авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и исследования. Именно такая ситуация «вхождения» в новый непонятный пока текст требует вступления учеников в особые диалоговые отношения. Если ученикам хочется узнать смысл заявленного произведения, они будут вступать в диалог по поводу прочитанного, будут задавать вопросы, ставить перед собой задачи, стремиться к их решению. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.

Выявление сформированности метапредметных учебных действий слабослышащих школьников осуществляется на основе рассказа, который вызывает яркую эмоциональную реакцию и обладает связями с культурным пространством, объем которого составляют разнообразные виды искусств, такие как живопись, литература, кино, театр, музыка. Так, связь произведения с живописью устанавливается посредством анализа иллюстраций или портретов. Значительное количество связей изучаемого произведения формируется самой литературой при сравнении рассказов одного или разных авторов на близкую тему, при сопоставлении характеристик героев и т.д. Раскрыть взаимодействие рассказа и театра можно путем написания сценария по рассказу, изготовление декораций и героев из различных материалов (сшить из ткани, сделать с помощью техники папье-маше, вылепить из пластилина, глины, теста) и последующего инсценирования произведения. Таким образом, литературное произведение служит стимулом для формирования универсальных учебных действий младшего школьника с нарушением слуха, так как на его основе можно расширить представления детей о связи разных видов искусств и создать условия для выхода в культурный контекст произведения.

Проверка сформированности метапредметных учебных действий предполагает изучение активности слабослышащего младшего школьника, которая рассматривается нами как потребность в дальнейшей деятельности с художественным текстом и самовыражения школьников в процессе заданий, направленных на восприятие литературного произведения как искусства и создание продуктов собственного творчества. Ученики ставятся в позицию свободного выбора типа и объема задания. Главное условие – самостоятельное выполнение понравившихся заданий в течение недели. Учащимся необходимо выполнить хотя бы одно из предложенных заданий и представить его классу. Анализ выполненных работ показывает, что из четырнадцати предложенных заданий, слабослышащие обучающиеся выбирают всего два-три вида: составление рассказа об авторе, просмотр мультфильма и создание иллюстраций. Таким образом, пришли к выводу, что у большинства слабослышащих младших школьников, независимо от уровня литературного развития, возникает потребность самостоятельно выполнять интересные для них задания, которые раскрывают культурные связи художественного произведения с культурным пространством, а, значит, существует положительная тенденция к формированию метапредметных умений. Однако стоит отметить, что количество таких связей невелико (не более трех) и ограничивается выполнением детьми несложных и наиболее знакомых заданий.

Учитывая выявленную специфику формирования метапредметных учебных действий на уроках чтения у слабослышащих школьников, разработана программа, которая, с одной стороны, создает условия для усвоения содержания предметной стороны уроков чтения, с другой стороны, ориентирует школьника с нарушением слуха на овладение метапредметными учебными действиями, обеспечивающими его культурное развитие. В основе программы лежит положение о необходимости создания в учебном процессе ситуаций, ставящих школьников в активную творческую позицию, что ведет к выходу в культурный контекст произведения на трех уровнях.

Первый уровень подразумевает выход слабослышащего младшего школьника в культурный контекст произведения и включает в себя ряд положений: использование новых средств обучения, опирающихся на современные технологии массовой культуры: компьютерные программы, мультфильмы, фильмы. С этой целью предлагаем:

1) использование компьютерной программы Power Point, с помощью которой создаются уроки-презентации с отрывками из фильмов, мультфильмов, большим количеством иллюстраций и анимаций;

2) ориентация на эвристические и творческие методы на всех этапах анализа произведения. Учащиеся получают задания типа: «Составьте сказку…», «Представьте себе…», «Сравните рассказ и мультфильм…» и др.;

3) включение в процесс обучения проектной деятельности. Например, результатом долгосрочного проекта «Зарубежные писатели – детям» может быть изготовление электронной книги сказок, включающей литературно-творческие работы детей, выполненные ими после изучения произведений Г.Х. Андерсена «Оле-Лукойе», братьев Гримм «Горшок каши», А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», Дж.Родари «Приключения Чипполино». На этом уровне наблюдается личностный рост учащихся, так как они приходят к осознанию литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле. Встраивается диалог с автором в процессе чтения текста и на этапе его обсуждения.

На втором уровне происходит выход школьников с нарушением слуха в культурный контекст произведения за счет межпредметной взаимосвязи уроков чтения, изобразительного искусства, окружающего мира, технологией, развития речи, грамматики. На этом уровне учащиеся выполняют творческие задания, направленные на восприятие литературного произведения как искусства слова, и создают продукты собственного литературного творчества. В свою очередь знакомство с приемами интерпретации, преобразования художественных текстов способствует формированию универсальных учебных действий.

Третий уровень предполагает выход слабослышащего школьника в культурный контекст произведения во внеурочной деятельности: участие в литературных праздниках, играх, викторинах, проводимых в школе; посещение выставок, музеев, театров, библиотек и других культурно-просветительских мест, связанных с тематикой изучаемого произведения. На этом уровне формирование универсальных учебных действий обеспечивается за счет обучения правильному и умелому пользованию речью в различных ситуациях общения, передаче другим своих мыслей и чувств.

Таким образом, программа позволяет формировать метапредметные учебные действия на уроках чтения у слабослышащих младших школьников, создает специальные условия для того, чтобы каждый школьник с нарушением слуха осознал свой индивидуальный путь к культуре, сформировал свое индивидуальное культурное поле уже на начальной ступени обучения.






See also:
Яндекс.Метрика