открытый урок_49446


Окружающий мир, 4 класс

Образовательная система «Гармония»

Тема урока: Как человек научился считать время. Что такое сутки. Как считают годы. Как считают месяцы.

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам;

Ввести понятия «сутки», «месяц», «год»;

Познакомить учащихся со старинными способами счёта времени;

Воспитывать уважение к знаниям, добытым нашими предками.

Технологии: информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).

Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)

Оборудование:

презентация Рower Point

предметы для измерения длины, массы

кувшин с водой

мерный стакан

банки определённой ёмкости (0,5 л, 1 л, 2 л)

отрывной календарь

глобус

кабачок

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Примечание

Ι. Орг. момент

ΙΙ. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

ΙΙΙ. Сообщение темы урока

ΙV. Практическая работа

V. Изучение

нового материала

VΙ. Работа в тетради

VΙΙ. Итог урока

VΙΙΙ. Рефлексия

ΙХ. Домашнее задание

Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

— Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.

— Как человек познаёт окружающий мир?

— Какими могут быть цели путешествия?

— О чём в давние времена могли рассказывать возвратившиеся домой путешественники?

— О чём можно узнать у современных туристов?

— Как можно путешествовать в прошлое?

— Что изучает наука археология?

— Какие инструменты они используют?

— Какие исторические источники могут быть обнаружены в слоях земли?

— Расскажите о знаменитых находках археологов.

— Как узнали, когда произошло извержение Везувия?

— Когда были начертаны берестяные грамоты? ( в 11 веке)

— Сколько лет назад на территории нашей страны жили мамонты?(5 миллионов лет назад)

— Как вы узнаёте, что завтра нужно идти в школу?

— Когда наступает праздник Новый год?

Вывод: необходимо вести счёт времени.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как человек научился считать время.

— Что необходимо знать, чтобы считать предметы?

— Что необходимо знать, чтобы узнать массу тела?

— Что необходимо знать, чтобы узнать длину предмета?

— Что необходимо знать, чтобы узнать объём жидкости?

Вывод: необходимо знать «мерки» — единицы измерения.

— Чтобы узнать длину предмета, надо взять линейку с мерками (мм, см, м) и приложить её к измеряемому предмету.

— Узнайте длину верёвки.

— Чтобы узнать массу тела, надо взвесить его на весах, т.е. уравновесить с помощью гирь определённой массы (кг, г)

— Узнайте массу яблока.

— Чтобы узнать объём воды в кувшине, надо перелить воду в сосуды определённого объёма (0,5 л, 1 л, 2 л) или мерный кувшин.

— Узнайте объём воды в кувшине.

— Люди придумали как измерить длину, массу, объём.

Что такое сутки.

— А как же измерить время?

Единицы измерения для счёта времени наши предки определили, наблюдая повторяющиеся природные явления. Одно из самых ярких явлений, которое можно наблюдать ежедневно – это смена дня и ночи.

Почему день сменяется ночью? (День сменяется ночью из – за того, что Земля вращается вокруг своей оси. При этом Солнце освещает то одну, то другую её сторону. )

— Укажите на рис. «Смена дня и ночи», где утро и где ночь.

— Где утро и где полдень?

— Где утро и где вечер? (Чтобы определить, где наступает на Земле утро, а где вечер, надо учесть направление движения Земли.. Та часть Земли, на которой была ночь, начинает освещаться Солнцем. Утро наступает на границе тени и света (эта линия нам видна). Там, где был день, наступает вечер

(эта линия нам не видна – она с другой стороны рисунка).

Почему мы говорим «солнце восходит», «солнце заходит», ведь движется Земля , а не солнце? ( Эти высказывания родились у наших предков давным давно. Тогда люди представляли себе, что солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т. е. отдыхает, как люди и звери. Они полагали, что Солнце за сутки обходит вокруг Земли.)

— Что такое сутки?

— Сутки – это одна из основных мерок времени. Она используется и в лунном, и в солнечном календарях.

Как вы думаете, какое время суток важнее?

Физинутка

Тихо встали, потянулись,Влево, вправо повернулись.Руки в сторону и вверх.Каждый сядет тише всех.

Как считают годы.

— отгадайте загадку:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры.

(времена года)

— Солнце и Земля «творят» для нас дни и ночи. Кроме того, каждый год они «творят» нам времена года.

— Земля движется вокруг Солнца. Путь по которому Земля вращается вокруг Солнца, называют земной орбитой.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе подсказали древним людям мерку счёта времени побольше. Люди заметили, что в определённом порядке наступают разные времена года, сезоны: весна, лето, осень, зима. А потом они повторяются. И стали они считать годы от весны до весны, другие – от зимы до зимы, древние славяне – от лета до лета. Недаром мы говорим: сколько тебе лет? Столько лет прошло! И древние наши летописи – это описание жизни наших предков по летам, т.е. по годам.

— Что такое год? Чему он равен?

При движении Земли направление и наклон её оси не изменяются. Это и приводит к изменению условий освещения Земли Солнцем в течение года. Четыре сезона ежегодно сменяют друг друга. Время года, когда Солнце в полдень высоко поднимается на небе и освещает земную поверхность дольше в течение суток – это лето. Время года, когда Солнце в полдень низко поднимается на небе и дни самые короткие – это зима. Осенью и весной Земля освещается Солнцем одинаково. Но первый весенний месяц следует после зимы, поэтому он холоднее осеннего.

— Чем определяется смена сезонов на Земле? (движением Земли вокруг солнца и наклоном её оси относительно плоскости орбиты.)

В русском языке слово «день» имеет два значения: «сутки» и «день». Продолжительность суток (24 часа) в течение года не меняется, а вот продолжительность светового дня меняется существенно от зимы к лету, соответственно меняется и продолжительность ночи.

— Где можно найти данные о продолжительности дня и ночи на каждый день года? (в отрывном календаре)

— Эти данные очень точно вычисляют астрономы, отслеживающие движение Земли вокруг Солнца и её вращение вокруг оси.

— Весной и осенью день равен ночи. Бывает это 21 марта и 23 сентября. Называется это время – дни весеннего и осеннего равноденствия. Летом самый длинный день в году, ночь самая короткая — 22 июня – день летнего солнцестояния. 21 декабря – день зимнего солнцестояния, когда день самый короткий, а ночь самая длинная.

Как считают месяцы.

— Отгадайте загадки:

1) Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится. (Луна)

2) Рогатый, а не бодается. (Месяц)

С давних пор люди использовали для счёта времени ещё одно повторяющееся явление природы – изменение вида луны на ночном небе. Древние отмечали 4 вида Луны, которые сменялись через 7 дней. Около двух дней Луны не видно на небе, а затем всё повторяется. Так появились мерки – месяц и неделя. Начало месяца определяли по появлению на небе тонкого серпика Луны. До сих пор в эти дни говорят: «месяц народился».

— Почему меняется и повторяется вид Луны?

Видна луна потому, что она освещается Солнцем. При движении Луна занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Поэтому и вид её на небе меняется.

Почему луну называют ещё и месяцем?

— За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли?

Задание № 4, 6

— Можно ли прожить без знания времени?

— От чего происходит смена дня и ночи?

— Чему равен полный оборот Земли вокруг своей оси?

— Сколько времени надо Земле, чтобы обернуться вокруг Солнца?

— Что такое високосный год?

— Почему в году 12 месяцев?

— У всех ли народов земли счёт лет начинается в одно и то же время года?

— Что можете рассказать другу, родителям? Что понравилось на уроке или наоборот?

Выставление оценок

Учебник с. 12 – 17

Рабочая тетрадь задания № 5, 7, 8, 9; задание № 10 – в течение месяца.

— Огромное спасибо вам за работу.

Уч-ся рассказывают о г. Помпеи, о берестяных грамотах, останках мамонтов.

Слайд № 1 – тема урока

1 уч — к выходит к доске и измеряет

1 уч — к выходит к доске и измеряет

1 уч — к выходит к доске и измеряет

Стр.12, слайд № 2

Слайд № 3

Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси = 24ч.

Слайд № 4

Рассказ уч — ля «Как считают годы» на с. 15 – 16

Слайд № 5

Год — время оборота Земли вокруг Солнца = 365 сут.6 ч.

Високосный год = 366 сут.

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Схема «Продолжительность светового дня»анализ схемы

Слайд № 9

Рассказ уч — ля о том. как считают месяцы.

слайд № 10 — фазы Луны

Слайд № 11

Месяц – время, через которое повторяется вид луны, приблизительно 30 суток

самостоятельно, проверка;

Слайд № 12






See also:
Яндекс.Метрика