открытый урок по математике по теме Прямоугольник 2 класс


Математика

2 класс

Тема урока. Прямоугольник.

Цели урока:

— познакомить с прямоугольником;

— развивать логическое мышление, отрабатывать вычислительные навыки;

— развивать умение наблюдать и сравнивать.

Оборудование: геометрические фигуры

Рисунки из геометрических фигур,

Дидактические материалы.

Ход урока:

Устный счет

52+20 71-27

37+54 39+45

52 — 38 40+37

83 – 56 37+49

20+46 27+10

81 – 30 72-20

27+66 25+43

60+24 14+41

Изучение материала нового урока

— Итак, слушайте.

Жила была на свете важная фигура. Важность её признавалось всеми людьми. Так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!»

— Как же тебя зовут, брат? – спрашивали встречные!»

— Назовите эту фигуру, ребята! (Квадрат.)

— А как вы узнали? (Стоны равны, углы прямые.)

Ходил Квадрат по свету. И стал тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться с хорошей и дружной компании. А уж какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников. «Ежели встречу родственника, то я сразу его узнаю, -думал Квадрат, — ведь он на меня должен быть чем – то похож».

Однажды встречает он на пути такую фигуру:

(Учитель рисует на доске прямоугольник, можно прикрепит эту фигуру из цветной бумаги на доске).

Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре И спросил тогда: «Как зовут тебя?»

— Меня зовут …

— Ребята, кто думает, как называется эта фигура? (Прямоугольник.)

— Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется? (Все углы прямые.)

— Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы. (Ученик у доски измеряет углы.)

— Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.)

— Как называются стороны, которые лежат одна против другой? (Противолежащие.)

— Покажите их. (Один ученик у доски показывает.)

— Давайте измерим их длину. Что скажете? (Они равны.)

— Измерьте другие стороны. (они равны.)

— Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника (Противоположные стороны прямоугольника равны.)

— В это можно также можно убедится, не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга.

Учитель показывает.

— Вот какая это интересная фигура – прямоугольник. Но вернемся к сказке.

Вот квадрат и спрашивает: «А мы не родственники с тобой?»

— Я бы тоже рад был узнать об этом. Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас фамилия может быть одна и та же, — ответил Прямоугольник.

Стали они искать, и нашли эти четыре признака сходства.

— Давайте и мы их найдем. (1. Четыре угла. 2. Все углы прямые. 3. Четыре стороны 4. Противоположные стороны равны.)

— Молодцы, ребята! А как же общая фамилия может быть у них? (Прямоугольники.)

— Продолжаю сказку:

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить-поживать, вместе трудится и вместе веселиться, вместе и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из кустов еще какая то фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой:

(На доске вывешивается четырехугольник.)

Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и говорит:

— Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас нашёл, своих близких родственников.

— А как же тебя зовут? – с удивлением спросили новую фигуру.

— Зовут меня …

— Как называют эту фигуру, ребята? (Четырехугольник.)

— А как же ты докажешь, что мы родственники? – вновь последовал вопрос.

— Очень просто. Все мы имеем два общих признака.

М эти два признака сходства были названы.

— А вы сумеете их назвать? (Четыре угла. Четыре стороны.)

— Так встретились и стали жить вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом … (Четырехугольники.)

— Понравилась сказка? О какой новой фигуре узнали? (О прямоугольнике.)

Физкультминутка

Закрепление

1, с. 12.

— Найдите четырехугольники, у которых все углы прямые.

— Сегодня мы будем учиться чертить фигуры с прямым углом.

№ 2, с. 12.

— Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала? (Прямой угол.)

— Воспользуемся чертежным треугольником. Расположите чертежный треугольник в тетради так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек. Теперь по чертежному треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками.

— Остальные фигуры строим самостоятельно.

Работа над задачей

1. № 3, с. 12.

— Прочитайте задачу. Что необычного заметили? (Недостаточно данных.)

— Дополните ее данными, чтобы можно было решать. (Ответы учащихся.)

2.- Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.

Дети чертят самостоятельно, учитель проверяет.

— Молодцы, все начертили верно. А теперь давайте подумаем, можно ли из этого прямоугольника получить квадрат. (Можно.)

— Как? (Взять за одну сторону квадрат длину или ширину прямоугольника.)

— Начертите квадрат любым способом.

— Продолжаем творческую работу. Назовите фигуру, которую вы видите. (Четырехугольник.)

— Чем он отличается от прямоугольника? (Углы не прямые.)

— Подумайте, как их этой фигуры получить прямоугольник?

Один ученик на доске переделывает чертеж.

— Докажите, что это прямоугольник.

— Хотите сами попробовать так сделать? Начертите в тетради прямоугольный треугольник. Дополните его до прямоугольника. Объясните, как это сделали.

Игра с геометрическими фигурами

Итог урока

— Вот и заканчивается наш урок. Вам он понравился? (Да.)

— Что нового узнали на уроке?

— Что осталось непонятным?

Домашнее задание: № 4, 6, с. 12.






See also:
Яндекс.Метрика