олимп рус.яз. школ этап ключи


Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

9 класс

Время выполнения – 180 минут.

Вопрос 1

1. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов: сок, ком, толь, ток. Запишите слова, которые получатся, если звуки произнести в обратном порядке. В каких из записанных Вами слов наблюдаются фонетические изменения согласных звуков (ответ обоснуйте)? Как в лингвистике называются подобные слова? Приведите примеры других слов, находящихся в аналогичных отношениях.

Оценка

1 балл за правильную транскрипцию всех 4 слов.

Сок – кос (сущ. коса в род.п. мн. ч.), коз (сущ. коза в род. п. мн. ч.).

Ком – мок, мог.

Толь – лёт, лёд.

Ток – кот, код.

По 0,5 балла за каждое записанное слово (всего 4 балла).

Фонетические изменения согласных звуков наблюдаются в словах коз, мог, лёд, код (1 балл) – оглушение звонкого согласного на конце слов (1 балл).

Такие слова в лингвистике называются фонетические омонимы (омофоны): кос– коз; мок – мог; лёт – лёд; кот – код (2 балла).

Примеры других слов: пруд – прут; луг – лук; рог – рок; род – рот; глаз – глас и др. (по 1 баллу за каждую пару).

Всего за задание 9 баллов + баллы за примеры омофонов.

Вопрос 2

4. Из данных слов выпишите производные слова: а) образованные суффиксальным способом; б) бессуффиксным способом. Для каждого выписанного Вами слова укажите то слово, от которого оно образовано. Выделите суффиксы.

Изменяемость, изгиб, изгибистый, окаменеть, ушиб, окружение, причал, постройка, сырьё, досыта, домой, выключатель, приозёрный, созвониться.

Ответ

а) Производные слова, образованные суффиксальным способом:

изменяемость ← изменяемый (суффикс -ость) (1 балл);

изгибистый ← изгиб (суффикс -ист-) ; (1 балл)

окружение ← окружить (суффикс -ениj-; усечение основы) (1 балл);

постройка ← построить (суффикс -к-) (1 балл);

сырьё ← сырой (суффикс -j-) (1 балл);

домой ← дом (суффикс -ой) (1 балл),

выключатель ← выключать (суффикс -тель; усечение основы) (1 балл);

б) Производные слова, образованные бессуффиксным способом:

изгиб ← изгибать (1 балл),

ушиб ← ушибать (1 балл),

причал ← причалить(1 балл).

Всего за задание 10 баллов.

Вопрос 3

Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова выступали в роли производных предлогов, а в другом — в роли самостоятельных частей речи:

а) на встречу (навстречу), в) на счет (насчет), г) не смотря (несмотря на)

Оценка

По 1 баллу за правильно употребленное слово.

Вопрос 4

Определите род существительных аэрозоль, вуаль, тюль, шампунь. Почему в определении рода этих существительных носители русского языка часто допускают ошибки, а в определении рода слов стол, дом, лиса – никогда не ошибаются?

Ответ

Аэрозоль, тюль, шампунь – существительные мужского рода.

Вуаль – женского рода (по 0,5 балла за все 4 слова – 2 балла).

Это происходит потому, что существительные в форме единственного числа с нулевым окончанием (при этом оканчивающиеся на твердый согласный) в русском языке всегда относятся к мужскому роду (2 балла), существительные в форме единственного числа с ударным окончанием -А в русском языке всегда относятся к женскому роду (другой верный ответ: неличные существительные /т.е. существительные , обозначающие не человека/ в форме единственного числа с окончанием -А в русском языке всегда относятся к женскому роду) (2 балла), а существительные в форме единственного числа с нулевым окончанием и при этом оканчивающиеся на мягкий согласный относятся то к женскому роду (вуаль, мозоль, моль), то к мужскому (аэрозоль, тюль, шампунь) (2 балла).

Всего за задание 8 баллов.

Вопрос 5

Сгруппируйте данные фразеологизмы в синонимические ряды. Укажите значение, объединяющее фразеологизмы в каждом синонимическом ряду. Дополните синонимические ряды.

Какие фразеологизмы не вошли ни в один синонимический ряд? Почему?

Язык можно проглотить; пятое колесо в телеге; седьмая вода на киселе; пальчики оближешь; ни пава ни ворона; ни то ни сё; ни капельки; нашему забору троюродный плетень; ни в городе Богдан ни в селе Селифан; за уши не оттянешь; нашему слесарю двоюродный кузнец.

Ответ

1) Фразеологизмы со значением «вкусно» (2 балла): язык можно проглотить, пальчики оближешь, за уши не оттянешь (по 0,5 за каждый фразеологизм =1,5 балла) (можно добавить во рту тает; нектар и амброзия; пища богов) (по 1 баллу за каждый пример);

2) Фразеологизмы, называющие дальних родственников: (2 балла) седьмая вода на киселе, нашему забору троюродный плетень, нашему слесарю двоюродный кузнец (по 0,5 за каждый фразеологизм =1,5 балла) (можно добавить десятая вода на киселе – это вариант имеющегося фразеологизма, двоюродный кисель на троюродной воде) (по 1 баллу за каждый пример);

3) Фразеологизмы со значением «невыразительный» (2 балла): ни пава ни ворона, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан (по 0,5 за каждый фразеологизм =1,5 балла) (можно добавить ни рыба ни мясо) (по 1 баллу за каждый пример).

Лишние: пятое колесо в телеге (0,5 балла) (значение – «о чем-либо совершенно бесполезном, ненужном») (1 балл), ни капельки (0,5 балла) (значение – «нисколько») (1 балл).

[Материал по Бирих А.К., Мокиенко В. М., Степанова Л.И. Словарь фразеологических синонимов русского языка:Ок. 7000 фразеологизмов, свыше 900 синонимич. рядов]

Всего за задание 13,5 баллов+ баллы за примеры фразеологизмов

Вопрос 6

Выделите сказуемые, определите их тип. В каких из данных предложений есть глагол-связка?

1)…И было в ней мерцанье, тайна, и холод, и голубизна (Д. Самойлов). 2) Печален будет наш рассказ (П.). 3) Я буду долго гнать велосипед…(Н. Рубцов). 4) Был я молодым и горячим (Ч.). 5) Да, были люди в наше время (Л.). 6) Петушок мой золотой будет верный сторож твой (П.).

Оценка:

1)было – простое глагольное сказуемое (2 балла);

2) печален будет – составное именное сказуемое (2 балла);

3)буду гнать – простое глагольное сказуемое (2 балла);

4)был молодым и горячим – составное именное сказуемое (2 балла);

5)были – простое глагольное сказуемое (2 балла);

6)будет сторож – составное именное сказуемое (2 балла).

Глагол-связка есть в предложениях № 2, 4, 6 (По 0,5 балла = 1,5 балла).

Всего за задание 13,5 баллов.

Вопрос 7

В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?

Ответ.

Тучный – от туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.

Оценка.

За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла; максимальный балл – 5.

Вопрос 8. Творческая работа.

Прокомментируйте в 5-10 предложениях высказывание академика Д.С.Лихачева, обосновав свою точку зрения.

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Оценивается:

•качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

•языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

•эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Максимальный балл — 10

10 класс

Время выполнения -240 минут.

Вопрос 1

Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы:

Только соверше(н,нн)о (не)заинтересова(н,нн)ому взгляду, русская природа кажет(?)ся бедной и (н..)сколько (н..)разнообразной. (Не) бро(с,сс)кая, но какая(то) соср..доточе(н,нн)ая, и сразу нера(с,сс)крывающаяся красота ее вызывает (не)повторимое, долго( не)забывающееся чу(?)ство щ..мящ..й грусти. Я не знаю н..чего более трог..тельного, чем первый снег, который (не) смотря на свою хрупкость, страс..но ман..т далью еще почти (не)проторе(н,нн)ых дорог.

Оценка.

Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточенная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящей грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью еще почти не проторенных дорог.

Максимальный оценка 5 баллов за абсолютно грамотный текст. Текст с 1-ой ошибкой – 4 балла, с 2-мя – 3 балла, с 4-мя – 2 балла, с 5-ю – 1 балл, с 6-ю и более – 0 баллов. Орфографические и пунктуационные ошибки имеют одинаковое достоинство.

Вопрос 2

Прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро:

Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона.

Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.

Ответ.

Нарушен порядок слов, что привело к искажению содержания.

Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится через двери вагона по команде машиниста, переданной по громкой связи.

Оценка.

За правильный ответ максимально – 4 балла:

— назван тип ошибки — 1балл;

— записано предложение в исправленном виде – 3 балла.

Вопрос 3

Вопрос 4

Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми: лыжи, объем, цирк, мечта, тушь, сжаться, мотоцикл, плащ

Ответ и оценка

лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл

Вопрос 5

Как называются жители следующих городов?

Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово, Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

Ответы и оценка

Балашиха — балашихинцы, Видное — видновцы, Дубна — дубнинцы, Зарайск — зарайцы и зарайчане, Клин — клинчане и клиняне, Луховицы — луховичане, Подольск — подольчане, Люберцы — люберчане, Реутово — реутовцы, Химки — химкинцы, Руза — ружане и рузцы, Шатура – шатурцы и шатуряне, Архангельск – архангелогородцы.

За каждое правильно образованное слово 1 балл.

Вопрос 6

Представьте, что Вы составитель «Фразеологического словаря русского языка». Составьте словарную статью для фразеологизма из огня да в полымя. В статью включите следующую информацию:

6)фонетические особенности;

7)значение фразеологизма;

8)исторический комментарий к слову полымя;

9)стилистическую характеристику фразеологизма;

10)примеры употребления фразеологизма.

Ответ

1)Орфоэпия. Из огня́ да в по́лымя. (1 балл)

2)Значение. Из огня да в полымя – из одной неприятности в другую, еще большую. Фразеологизм отображает стереотипное представление об ухудшении ситуации, часто не зависящей от человека и вызывающем у него опасение и беспокойство (3 балла).

3)Происхождение. Полымя – то же, что пламя. Полымя (поломя) – древнерусский аналог старославянского слова «пламя», утвердившегося в русском языке (2 балла).

4)Характер употребления. Употребление носит разговорный характер. Говорится с неодобрением (2 балла).

5)Пример употребления: Еле выбравшись из горящего здания, Михалыч провалился под весенний тонкий лёд. Из огня, как говорится, да в полымя. Еле спасли! (2 балла)

Всего за задание 10 баллов

Вопрос № 7

В стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье…

Что означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?

Ответ.

Дольний (отдол, ‘низ’) вообще означает ‘нижний’, но здесь его надо понимать как ‘земной’. Прозябание — ‘произрастание’. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.

Всё выражение буквально означает ‘произрастание земной поросли’: т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.

Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.

Оценка.

По 1 баллу за верное объяснение каждого из трёх слов, 2 балла за указание их стилистических особенностей.

Вопрос 8

Творческая работа

В форме сочинения-рассуждения (объем не более 1 стр.) выскажите свое отношение к жаргонной лексике в современном русском языке.

Оценивается:

•качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

•языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

•эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Максимальный балл – 10.

11класс

Время выполнения -240 минут.

Вопрос 1

Прочитайте шуточную задачку Г. Остера. Почему автор использует слова пожарных, а не пожарников, надевать, а не одевать? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? Составьте фрагмент словаря для одной из данных пар.

Пожаpных учат надевать штаны за тpи секунды. Сколько штанов успеет надеть хоpошо обученный пожаpный за пять минут? (Г. Остер)

Ответ

Автор выбирает один из двух паронимов (1 балл). Слова пожарный и пожарник различаются стилистической окраской: пожарный – нейтральное, пожарник – разговорное (2 балла).

Слова надевать и одевать различаются по значению (1 балл) и по сочетаемости с другими словами (1 балл).

Можно использовать толковый словарь, а также словарь паронимов (1 балл).

ПОЖАРНЫЙ, -ого; м. Тот, кто входит в команду, занимающуюся тушением пожаров. Пожарные в шлемах. Вызвать пожарных. (2 балла)

ПОЖАРНИК, -а; м. Разг. =Пожарный. (2 балла)

НАДЕТЬ, -дену, -денешь; надень; св.

1. что на кого-что. Натянуть, надвинуть что-л. на кого-, что-л., покрывая, облекая, прилаживая. Н. на ребёнка шубу. Н. на собаку намордник. Н. на палец напёрсток. Н. чехол на кресло. Н. на дверь цепочку.

2. что. Облечь себя, одеться, обуться во что-л.; приладить что-л. на себе. Н. пальто. Н. шляпу, перчатки. Н. сапоги. Н. (2 балла)

ОДЕТЬ, -дену, -денешь; одень; одетый, одет, -а, -о; св. кого-что (во что, чем).

1.Облечь в какую-л. одежду. О. ребёнка. О. в шёлковое платье. О., как куклу. Одели по последней моде. Дождь на улице, оденьте ребёнка в плащ! //

Нарядить кем-л. Актёра одели лешим.

2. Снабдить, обеспечить одеждой. Всю семью она должна о., обуть, накормить. Это предприятие может о. в модные платья весь город. Портной должен о. своих клиентов. Вы такой прекрасный мастер, оденьте меня! (обеспечьте одеждой, сшитой по моде). (2 балла)

Всего за задание 14 баллов.

Вопрос 2

Распределите языки по четырём языковым семьям:

Индоевропейская семья:

Уральская (финно-угорская) семья:

Тюркская семья:

Кавказская семья:

Татарский, испанский, немецкий, венгерский, литовский, русский, греческий, азербайджанский, грузинский, финский, турецкий, иранский, эстонский

Ответ и оценка

Индоевропейская семья: испанский, немецкий, литовский, русский, греческий, иранский.

Уральская (финно-угорская) семья: венгерский, финский, эстонский.

Тюркская семья: татарский, азербайджанский, турецкий.

Кавказская семья: грузинский

За каждое правильно распределенное слово 1 балл.

Вопрос 3

В русском языке встречаются две формы множественного числа от существительного опёнок: опёнки и опята. Какая из этих форм является исторически правильной? Чем можно объяснить возникновение иной, исторической неправильной, формы?

Ответ.

1) Опёнки. 2) Слово опёнок происходит от слова пень. Соответственно его морфемное членение таково: о-пён-ок. Однако по своему «внешнему облику» это слово оказывается похоже на существительные, образованные суффиксом -онок- (которые обозначают детёнышей разных животных): котёнок, ягнёнок, мамонтёнок, поросёнок. Слово опёнок начинает мыслиться аналогично с этими формами (приобретая членение оп-ёнок), и поэтому носителям русского языка так и хочется образовать множественное число от него с чередованием суффикса -онок-/-ят-: котёнок : котята = опёнок : опята. 3) Следует отметить, что аналогия с рядом слов -онок- возможна не только по формальной причине, но и по семантической: грибы опёнки, растущие семьями, вполне могут укладываться в идею детёнышей, что ещё более упрочняет эту аналогическую связь.

Оценка.

1 балл за ответ на первый вопрос, 3 балла за ответ на второй вопрос, 2 балла за ответ на третий вопрос.

Вопрос 4

Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление» пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Итоговое количество баллов – 4.

Ответ.

Краткие прилагательные раньше склонялись (изменялись по падежам).

2. Издалека ¬ из далека (места). Допоздна ¬ до поздна (часа, времени). Снова ¬ с нова (раза). Смолоду ¬ с молоду (возрасту). Засветло ¬ за светло (время).

Наречия образовались из именных сочетаний кратких прилагательных и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия.

Оценка

Определение грамматических особенностей кратких прилагательных — 1 балл.

Восстановление одного производящего словосочетания — 0,5 балла. Комментарий – 0,5 балла. В сумме 3 балла.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика