окружающий мир 1 класс Хвойные деревья


Урок по предмету «Окружающий мир». Тема «Хвойные деревья»

Тип урока : урок наблюдение

Быкова Марина Анатольевна , учитель начальных классов

Цели и задачи урока:

познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.

Средства обучения: учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), лупы. Ветки сосны, ели, лиственницы для каждого ребёнка, таблицы с изображениями сосны, ели, лиственницы, кедра, кедровые орешки, кедровые шишки.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Дети хором говорят стихотворение:

Звенит звонок, начинается урок.

Мы сюда пришли учиться, не зевать и не лениться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

2. Актуализация знаний.

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

(Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

(Сосна.)

– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)

3. Сообщение темы.

Даже ёлку мы вначале от сосны не отличали.

Раз торчат иголочки – значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели мы получше посмотрели,

Оказалось, что она не такая как сосна.

Ребята, догадались, какая тема урока?

Тема урока «Хвойные деревья»

Сегодня на уроке мы рассмотрим поближе сосну и ель, и узнаем, чем они различаются, а так же об одном дереве, которое на зиму сбрасывает хвою.

4. Открытие нового знания.

– Рассмотрите таблицы.

– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.

Шумят сосновые леса,

И сосны стройные, литые,

Как будто стрелы золотые,

Уходят словно в небеса.

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

Физкультминутка.

Зайцы скачут: скок– скок– скок!

Да на беленький снежок.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

5.Практическая работа.

Каждому ребёнку раздаются ветки сосны, ели.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Наблюдение 1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

– Молодцы! Вы все правильно заметили.

6. Проблема:

А теперь, рассмотрите повнимательнее шишки. Почему в них нет семян?

Семена высыпаются, из них вырастают новые деревья, семенами питаются птицы, животные.

Догадайтесь, а эти семена из какой шишки? (кедровые орешки)

Кедровыми орешками питаются медведи, белки, бурундуки и многие птицы. Для людей они тоже очень полезны, да и просто вкусные.

Итог наблюдения: мы рассмотрели ветки разных деревьев, и нашли различия. А чем эти деревья похожи?

Все они хвойные, у них есть хвоя и шишки.

У меня есть ветки ещё одного дерева.

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (лиственница)

Рассмотрим ветки лиственницы.

Вывод: на них только почки, из которых весной появится хвоя.

Физкультминутка.

Мы зашли в осенний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа елочки стоят,

Слева сосны шумят.

Вот и зайка проскакал.

От лисы он убежал.

Ой, это серый волк рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

В лесу такая красота!

А нам за работу уже пора. Ходьба на месте

7.

А как вы думаете, нужны ли людям хвойные деревья?

Сосна – очень высокое дерево – до75м. живёт до 500 лет. В сосновом лесу очень чистый воздух. В старину из сосны строили корабли.

Ель – служит сырьём для изготовления бумаги и музыкальных инструментов (скрипки). Еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон. Можно из неё делать настой, принимать ванны.

Пихта – имеет мягкую хвою, ветки пихты называют лапками. Живёт до 700 лет. Из неё тоже делают бумагу и музыкальные инструменты, например контрабас. И все мы знаем про целительное пихтовое масло.

Лиственница – очень долго не гниёт, из неё строят дома.

А теперь догадайтесь, как называется лес, где растут одни ёлки?

Сосны ?

Пихты?

Кедры?

8. Подведём итог.

– С какими деревьями мы познакомились? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока?

Кто из вас уверен, что научился различать хвойные деревья?

9. Игра:

нужно с завязанными глазами узнать и назвать предмет. Если ответ правильный – получаешь право на следующий ход. Если неправильный – уступаешь место следующему игроку.

Победитель получает право поделить кедровые орешки.

10. Рефлексия

Достигли цели, которую ставили?

Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карт.






See also:
Яндекс.Метрика