обучение грамоте речь виды речи для чего нужна речь


Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Воспитатель: Чадова Олеся Александровна.

Занятие 1.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.

Цель: познакомить детей с речью, как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение – слушание, письмо – чтение – это важнейшие речевые умения; воспитывать культуру речи.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «речь», с видами речи.

Развивать коммуникативную сторону речи, внимание, память.

Учить детей рассуждать, формулировать развернутый и полный ответ.

Воспитывать любовь к книге, умение слушать своих товарищей.

Оборудование: игрушки: мячик, юла, кукла, машинка; книга; презентация к занятию.

Ход занятия:

Мобилизующий этап. Формулирование детьми темы и цели занятия.

На доске картинки, на которых изображены игрушки: мячик, кукла, юла, мишка, зайчик, машинка. Рядом на полочку выставляются игрушки: мячик, юла, кукла, машинка.

— назовите изображенные на картинках игрушки.

— чем эта группа игрушек отличается от группы игрушек, стоящих на полке?

— в чем их сходство?

— сейчас я буду вам задавать разные вопросы. Отвечать надо только на те из них, в которых спрашивается об игрушках, которые стояли на полке.

Кто играет с куклой?

Какого цвета мячик лежит рядом с ней?

У кого в руках мишка?

Где стоит машинка?

Кто кружит юлу?

Кто держит зайку?

— молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали?

— чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью. В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на занятии, или какова тема нашего сегодняшнего занятия?

— у каждого занятия есть не только тема, но и цель. То и другое вы всегда будете формулировать сами. Я вам буду в этом помогать. При формулировании цели надо отталкиваться от темы. Учитывая тему, скажите, что мы должны сегодня узнать?

— речь бывает нескольких видов. Скажите, с чем мы должны в связи с этим познакомиться?

— наконец мы должны ответить на вопрос: для чего… продолжите мою мысль, ребята.

— итак, цель нашего занятия – узнать, что такое речь; познакомиться с видами речи; ответить на вопрос: для чего нужна речь?

Изучение нового материала.

— учитывая, что мы с вами сегодня уже пользовались речью, скажите, что это такое?

— я уточню ваши высказывания. Речь – это способность говорить.

— когда вы отвечали на мои вопросы, то что вы делали?

— когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью. Слово устная происходит от слова уста. Так раньше называли рот, губы, которые принимают непосредственное участие в говорении. С каким видом речи мы познакомились?

— каковы признаки устной речи?

— то, что произносится устно, может быть записано в тетради, в журнале, на доске, напечатано в газете, книге и потом прочитано. Как называется речь, которая написана?

— назовите признаки письменной речи.

Физкультминутка.

Марионетка. Расслабить тело. Выполнять движения так, как будто воображаемые веревки тянут вверх по очереди различные части тела: голову, плечи, локти, кисти рук, грудную клетку, лопатки. Сначала выполнять движения вверх, затем расслабление вниз и т. д. упражнение выполнять 15 – 20 секунд.

Изучение нового материала (продолжение).

— на какой вопрос мы еще должны с вами ответить?

— чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами составим радиопередачу «Новости лета». Кто хочет рассказать, где и как он провел лето?

— какой речью мы пользовались в нашей радиопередаче?

— что она вам помогла узнать?

— иначе говоря, устная речь помогла вам получить информацию о жизни ребят летом.

— а сейчас я прочитаю вам отрывок из книги.

— какой речью я пользовалась?

— какие знания вы получили, когда я читала?

— ответьте на вопрос: для чего нужна устная и письменная речь? (устная и письменная речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.)

— чему надо научиться, чтобы пользоваться устной и письменной речью?

— наше занятие подходит к концу. Подведем его итог.

Итог занятия.

— скажите, что вы узнали сегодня на занятии? Расскажите в порядке наших рассуждений.

Рефлексия.

Выберете героя, который отражает ваше настроение после занятия.

Используемая литература:

Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.

Коррекционная работа на фонетическом уровне (папка).

Узорова О. В., Нефедова Е. А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению. Москва, 2007.

Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие. Пермь, 2006.






See also:
Яндекс.Метрика