образовательная программа внеурочной деятельности кружка Мир вокруг нас


Краснодарский край, Динской район, станица Динская

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол № 1

от 31 августа__2011 года

Председатель педсовета

_________ Булатова Л.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: образовательные программы

по конкретному виду внеурочной деятельности

кружок «Мир вокруг нас»

Срок реализации: 1-4 классы

Возраст участников: 7-11 лет

Составитель : Чумовских Анна Николаевна.

1.Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён знакомству с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в БОУ СОШ №1.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 час. Срок реализации программы — 4 года, первый год обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 годы по 34 часа, из которых 56 часов отводятся на теорию, а 79 часов – на овладение практическими навыками.

Состав групп постоянный, количество учащихся –20- 25 человек.

2.Тематический план программы

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

внеаудиторные

1год обучения

33

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

1

Вводные занятия

1

2

2

Окружающий нас мир

12

18

Природа вокруг нас

1

3

Животные вокруг нас

5

6

Растения вокруг нас

4

7

3

Итоговая работа по курсу

2

2

2год обучения

34

1

Вводные занятия

1

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности Эмоционально-эстетического характера.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

2

Планета Земля

13

14

Наша земля на глобусе и карте

1

2

Формы поверхности земли и родного края.

4

4

Водоёмы.

4

4

Заочное путешествие по родной стране.

2

2

Обсуждаем примеры экологических катастроф.

2

2

3

Итоговая работа по курсу

2

4

3год обучения

34

1

Вводные занятия

2

1

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

2

Поддержание порядка на нашей планете

11

16

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.

2

4

Изучаем способы охраны природы.

2

3

Открываем жизнь в почве.

2

4

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

5

5

3

Итоговая работа по курсу

1

3

4год обучения

34

1

Вводные занятия

2

1

2

Человек и его место на Земле

10

17

Объяснять влияние человека на природу.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Изучаем экологические связи в живой природе.

3

5

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

3

5

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

2

3

Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.

2

4

3

Итоговая работа по курсу

1

3

ВСЕГО

135

56

79

3. Содержание программы

1-й класс (33 ч)

Вводное занятие(3)

Знакомство с миром природы.

Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.

Окружающий нас мир(18)

Природа вокруг нас

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.

Практическая работа:

Экскурсия в природу. Составление таблицы «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.

Животные вокруг нас

Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?

Практическая работа:

Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.

Растения вокруг нас

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.

Практическая работа:

Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.

Итоговая работа по курсу(4)

Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки Г.К.Андерсена «Ель».

2-й класс (34ч)

Вводное занятие(1)

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета.

Планета Земля(27)

Наша земля на глобусе и карте

Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте.

Практическая работа:

Игра с макетом Земли – глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика