обобщение опыта по теме развитие речи младшего школьника


Информационная карта инновационного педагогического опыта

Ф.И.О.

Лебединская Наталья Владимировна

Учреждение

МБОУ ‘’Яндыковская СОШ’’ Астраханской области Лиманского района с. Яндыки, ул. Николаева 29. Индекс 416420 lebedinskaya-natalya@mail.ru

Должность

Учитель начальных классов

Стаж работы в должности

13 лет

1. Тема инновационного педагогического опыта

Развитие речи младшего школьника.

2. Источник изменений

3. Идея изменений

«Дар слова» развивается не иначе как от упражнений, которые должны быть по возможности самостоятельными: своими усилиями выразить свою мысль, сначала простую, далее — все более сложную, сначала устно, а затем и письменно (в сочинениях). Пути к этому — наглядность, выделение признаков предмета, сравнение предметов.

Итак, первое правило — наглядность:

Второе правило — систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное уменьшение помощи учителя.

Третье правило: «упражнения должны быть логические: содержать переход от конкретных представлений к общим понятиям, выделение признаков предмета, объединение предметов в одно общее суждение».

4. Концепция изменений:

Актуальность

Во все времена любой человек владеющий грамотной речью выделяется среди людей. Это приобретается в течении всей жизни, но в большей степени на первой ступени обучения. В наше время, когда в жизни людей, когда в жизни людей очень — много различной техники, что сделало жизнь человека лучше, комфортнее, но это сыграло негативную роль. Дети перестали читать книги. Это — сказывается на речь детей.

Новизна

Применение современных компьютерных технологий для создания различных заданий, упражнений, игр, развивающих речь.

Ожидания

Речь детей будет содержательной, яркой, эмоциональной. И это отразится и в письменной речи.

Затруднения в реализации

Недостаточное количество времени на отработку развития речи.

Риски

Поломки компьютерных устройств.

5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

Обучалась не однократно на курсах повышения квалификации учителей начальных классов. Выступала по выбранной проблеме, показала мастер – класс, давала открытые уроки.

7. Публикации

Текст выступления на районном семинаре учителей начальных классов, мои разработки уроков размещены на сайтах 30yandiki.edegite.ru и pedsovet.org

6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания)

Атмосфера сотрудничества, использование активных методов, приемов работы на уроке, целенаправленное усиленное внимание к слову, предложению дают результаты. Значительно обогащается новыми словами речь детей, расширяется лексический запас. Дети применяют в устной и письменной речи неизвестные ранее обороты и выражения. Письменные высказывания учащихся отличаются содержательностью и логичностью. У многих учащихся появляется потребность познания слова через словарь. Большинство детей, в результате говорит связными предложениями, они могут полно охарактеризовать предмет или ситуацию.

7.Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение)

В ходе общения ребенок не только приобретает новые знания, но и существенно расширяет активный и пассивный словарный запас. Слова можно сравнить с инструментами, научиться пользоваться которыми можно, лишь постоянно применяя и используя их. Общение – и есть тот процесс, в ходе которого ребенок развивает свою речь и обогащает ее новыми словами. В период обучения грамоте на каждом уроке использовала картинки азбуке, начинала с заданий:

— Посмотрите на картинку. Что видите?

После составляли рассказы из 3-5 предложений. Постепенно дети активно включались в работу, сами составляли предложения из 4-5 слов. При работе с текстом сначала учила детей правильно отвечать на вопросы учителя, добивалась, чтобы каждый ребёнок говорил смело, громко, отчетливо. На каждом уроке заучивали маленькие стихотворения, скороговорки, пословицы, постепенно словарь учащихся пополнялся.

И словарная работа, и составление словосочетаний, предложений готовят школьников к связной речи.

Включение проблемных ситуаций активизирует у школьников память, речь, мышление. Использование на уроках окружающего мира и чтения компьютерные технологии повышает работоспособность учащихся. Эффективность запоминания увеличивается в несколько раз. Изобразительные средства языка эмоциональны, они оживляют речь, мышление, совершенствуют словарь детей.

На занятиях кружка «риторики» работаю над основными видами тропов: сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы, многозначные слова.

Работа по развитию речи по принципу доступности, систематичности. Каждая работа представляла собой шаг вперед, умение работать в группах, парах.

Экспертное заключение

Ф.И.О. эксперта

Составляющие образования

(оставить необходимое)

Обучение.

Ключевые слова






See also:
Яндекс.Метрика