мои глоссарии


ГЛОССАРИЙ ПЕДАГОГА

СТРАНИЦЫ 2 – 31

ГЛОССАРИЙ ДЛЯ КРЕАТИВНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

СТРАНИЦЫ 32 – 39

ГЛОССАРИЙ ПСИХОЛОГА

СТРАНИЦЫ 40 – 47

ГЛОССАРИЙ ПЕДАГОГА

СТРАНИЦЫ 2 – 31

АБИЛИТАЦИЯ — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться итд.

АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. аutoritas – влияние, власть) – соц.психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ – тип воспитания, применяющий формы взаимодействия взрослого и ребенка в педагогическом процессе, имеющие элемент долженствования.

АВТОРСКАЯ образовательная программа – нормативный ориентирующий документ творческой деятельности педагога, фиксирующий содержание курса, должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

АВТОРСКАЯ образовательная программа – вид дополнительной образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся новизной, актуальностью и предназначенной для решения определенной проблемы в дополнительном образовании.

АВТОРСКАЯ образовательная программа – результат исследовательской работы педагога по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных методик, инновационных технологий обучения, передового педагогического опыта.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – гибкое приспособление индивида к условиям социума.

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разнообразных способностей и возможностей, включающая в себя весь спектр классов: от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических. Впервые создана Е.А.Ямбургом в форме многопрофильного комплекса № 109 г. Москвы.

АККРЕДИТАЦИЯ – право образовательного учреждения (в соответствии с Законом об образовании РФ от 1992 г.) на выдачу своим выпускникам сертификата государственного образца об определенном уровне образования, на включение в систему централизованного государственного финансирование и на пользование гербовой печатью. Свидетельство об аккредитации выдается на основании лицензии и свидетельства об аттестации образовательного учреждения.

АКСЕЛЕРАЦИЯ – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. Activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества: проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

АКТУАЛИЗАЦИЯ – перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.

АЛГОРИТМ – предписание, задающееся на основе системы правил последовательности операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.

АНАЛИЗ учебного занятия – разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства.

АНДРОГОГИКА – 1) новое название педагогики; 2) раздел педагогики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

АНОМАЛИЯ — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

АНТИЦИПАТИЯ – предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события. Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.

АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека. Основоположник — К.Д.Ушинский, он ввел этот термин в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – научная концепция (система взглядов), в которой человек выступает основной мировоззренческой категорией. Антропоцентрическая образовательная модель (Сократ, Руссо, Л.Н.Толстой, гуманистическая психология) не признает традиционалистских взглядов на образование, считая основной целью образования не передачу ЗУНов, а эмоционально-мотивационной, творческое развитие человека, нахождение его сути, его «самости», самораскрытие, саморазвитие личности.

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов.

БАЗОВЫЕ и фоновые образовательные потребности — В зависимости от уровня актуализации выделяются базовые и фоновые потребности в образовании. Актуализация – это «степень проявленности» потребности, иными словами, то, насколько данная потребность определяет реальные действия потребителей и производителей образовательных услуг. Базовые потребности определяют образовательную активность значительной части населения в сложившейся социальной ситуации. Базовые потребности проявляются в доминирующих или первичных ориентациях (установках). Фоновые потребности влияют на образовательную активность, но не определяют ее (или определяют активность незначительной части населения). Фоновые потребности проявляются во вторичных ориентациях (установках). Базовые потребности — Определяют образовательную активность значительной части населения в сложившейся социальной ситуации. Базовые потребности проявляются в доминирующих или первичных ориентациях (установках). Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

Ее отсутствие ведет к заболеванию

Ее наличие предотвращает заболевание

Ее восстановление излечивает заболевание.

В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать. В плане педагогических технологий отмечается, что именно связанная с базовой потребностью мотивация является наиболее устойчивой.

Взаимодействие – система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

ВОСПИТАНИЕ – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей.

ВИДЫ коммуникативных действий

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Виды универсальных учебных действий:

личностный;

регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

познавательный;

знаково-символический (выделяют как отдельный не все дидакты);

коммуникативный.

(см.ниже о каждом виде)

Витагенный опыт — «Витагенный опыт в системе педагогического знания означает процесс самопознания, самосозидания человеком своей личности. Необходимость его включения в систему педагогических понятий обусловлена потребностями личностно ориентированного образования, создающего условия для саморазвития ребенка. В витагенном опыте воплощаются такие компоненты: знания и понимание сущности своего «Я»; эмоционально-ценностное отношение к своей персоне; способы и приемы личностной рефлексии; «Я-концепция» как образ, а не социальный образец; понимание и представление о смысле жизни как проект и стратегия саморазвития; система духовно-нравственных ценностей; знаковые и вербальные формы общения. Витагенный опыт может быть рассмотрен преимущественно в контексте процесса становления личности. В отличие от жизненного и практического, он отражает опыт саморазвития в человеке своей духовной сущности, опыт самостроительства, постоянного самосовершенствования и духовного возвышения. Функции витагенного опыта состоят в том, чтобы сохранить целостность личности, обеспечить ей «самостийность» своих действий и поступков. Критериями, с помощью которых можно изучать возрастную динамику витагенного опыта, могут быть самоанализ, обретение взаимопонимания, способы определения границ своей «самости» (что считает своим достоинством, в каких случаях испытывает гордость и т.п.), механизмы самопознания, отношение к себе, укорененность в бытии, приоритетный характер личностной рефлексии. Понятие «витагенный опыт» обозначает педагогическую реальность, имеющую содержание, границы и функции в образовательном пространстве. Это дает основание отнести данное понятие к числу педагогических. Оперирование им позволит достаточно полно исследовать и проектировать процесс становления личности. Понятие «витагенный опыт» является системообразующим в личностно ориентированной педагогике.

ВНЕУРОЧНАЯ (внеучебная) деятельность учащихся — Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА – организация педагогами (организаторами внеклассной работы) разных видов деятельности воспитанников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ – учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных и возрастным составом.

ВОСПИТАНИЕ – 1) в широком соц. смысле – социальное формирование личности, т.е. воздействие на личность всех средовых факторов; 2) в широком педаг. смысле – целенаправленное и специально организуемое воздействие на личность, осуществляемое в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми – педагогами (в этом смысле понятие «воспитание» тождественно понятию «образование»); 3) в узком педаг. смысле – специальная работа, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности, чаще всего – нравственных. В этом смысле употребляется как «чистое» воспитание (термин А.С.Макаренко).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ – совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Включает в себя, как правило: систему школьных традиций, ритуалов, праздников; систему работы классных руководителей; систему работы с родителями; систему школьного самоуправления.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – 1)основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2)основной документ, в котором определены конечные результаты образования по каждому учебному предмету; 3)обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки на учащихся.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ требования в области общего образования — Наиболее общие характеристики индивидуальных и общественных потребностей в образовании, направленных на формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества:

формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении (национальное единство и безопасность);

подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на знаниях (развитие человеческого капитала);

фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания.

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – воспитание, в основе которого – опора на мотивационный компонент психики, — либо на уже имеющуюся установку и мотивацию (свободное воспитание), либо производится предварительная работа по формированию мотивации и установки (ненасильственное воспитание).

ДЕЛОВАЯ игра (ДИ) — это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ситуацию / процессы / деятельность

Основные атрибуты деловых игр:

Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.

Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

Игровые действия регламентируются системой правил.

В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

Игра носит условный характер.

Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

Классификация деловых игр

1. По времени проведения:

без ограничения времени;

с ограничением времени;

игры, проходящие в реальное время;

игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности;

балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

ценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;

поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

Преимущества ДИ состоят в следующем:

В ходе выполнения деловой игры участники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплочённость, эффективное достижение результата невозможно без деятельности всех участников.

Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно.

Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако, помимо совместной, каждый выполняет и свою чётко обозначенную роль, что предполагает: работу в разноплановом режиме, в командном режиме, в режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальной отдачи.

Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни.

Деловая игра реальна для участников на момент её проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях, и как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений.

Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность.

Деловая игра увеличивает эффективность в случае её индивидуальной, персонализированной разработки. Так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить факты, мешающие дальнейшему возможному развитию и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа.

Цельность, целостность и длительность игры.

Целостность ДИ и последовательность позволяет воссоздать всю гамму отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.

ДЕФЕКТ — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ – постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия между возможностями развивающейся личности и требованиями со стороны социума, ближайшего окружения (внешние противоречия); либо между возможностями и потребностями личности (внутренние противоречия).

ДИАЛОГ – сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.

ДИДАКТИКА – теория образования и обучения; отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ — выделение определенных типологических групп учащихся и разработка применительно к этим группам специфических приемов, способов, методов обучения и воспитания, построение определенной логики изучения учебного материала, применение специфических методов контроля, оценивания и т.д.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ образование детей – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

ЗНАКОВО – символические универсальные действия. Обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Это действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (ЗБР)– расхождение между уровнем актуального развития (ребенок может решить задачу самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. ЗБР (это понятие введено Л.С.Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

ИНГИБИЦИЯ – в переводе с латинского языка означает «сдерживание», «останавливание». С английского переводится как «подавление», «сдерживание», «торможение». Педагогическая ингибиция рассматривается как процесс негативного влияния учителя на сознание и поведение учащегося, вследствие которого происходит торможение мыслительной деятельности, усиливается агрессивность, нарушаются отношения со взрослыми и сверстниками, что может привести к асоциальному поведению. Учитель-ингибитор может занижать самооценку учащегося, внушать ему неуверенность в своих действиях, способствуя тем самым развитию различных комплексов, что может стать причиной психического расстройства, особенно у детей со слабой волей. Подавление личности характерно для учителя с авторитарным стилем мышления, когда он относится к учащемуся как к объекту самых разнообразных манипуляций. Гуманно-личностная педагогика ориентирована на педагогическую фасилитацию, в основе которой лежит аксиологическое мышление, рассматривающее ребенка как самоценность. В педагогической фасилитации и ингибиции проявляется разное отношение учителя к субъектам своей профессиональной деятельности как показатель того, несет ли он моральную ответственность за судьбу каждого учащегося, за то, состоится ли учащийся (ребенок) как полноценный человек или превратится в неудачника, склонного к асоциальным поступкам и девиантному поведению.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ характеристики выпускника, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации — Ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.

ИННОВАЦИЯ – новое явление в процессе обновления конкретного вида деятельности.

ИННОВАЦИОННЫЙ процесс – комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И.п. классифицируются по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие пед.процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие, дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И.п.); по масштабу использования – единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методик, технологий, программ и пр.).

КАЧЕСТВО образования — Комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.

КЕЙС-стади (англ. case-study от лат causa причина + studium изучение)– изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений.

Предполагает:

описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;

набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы;

Исторически метод case studies (метод конкретных ситуаций) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода кейс стади было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала.

Методика case-study – это методика ситуационного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики (например, функционирование какого-либо предприятия) и требующая от студента поиска некоторого целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации. В соответствии с этой методикой кейс включает описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (указанием цели анализа), справочную и дополнительную информацию (в том числе на аудио-, видео- и электронных носителях), методические материалы. Примеры ситуаций обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем в деятельности, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Методика case-study позволяет формировать следующие компетенции:

Аналитические. К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

Практические. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

Творческие. Одной логикой, как правило, case-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

Коммуникативные. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Социальные. В ходе обсуждения case-вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».

Подводя итог, метод case-studies предполагает:

подготовленный в письменном виде пример кейса из практики деятельности;

самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами;

совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;

следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ – организация учебного процесса, при которой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основании учебного плана. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т.д.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. сollectivus –собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, определенной структурой. А.С.Макаренко выделены признаки, этапы и принципы развития коллектива.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) – основополагающий элемент коммунарской методики, разработанной И.П.Ивановым. Этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное планирование дела посредством «мозгового штурма», творческое коллективное выполение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель, основоположник педагогики как науки. Основные труды: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Разработал возрастную периодизацию (детство – до 6 лет, отрочество – до 12 лет, юность – до 18 лет, возмужалость – до 24 лет), дал научное и теоретическое обоснование педагогических принципов (природосообразности, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала), разработал научные основы классно-урочной системы, создал первые в мировой практике учебники для первоначального обучения «Открытая дверь всех языков», «Чувственный мир в картинках».

КОММУНИКАТИВНАЯ компетентность как особое умение в гуманитарной области знания — Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А.). В коммуникативную компетентность (по Кабардову), соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения).

КОМПЕНСАЦИЯ — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социальнотрудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения и др.

Компетентность коммуникативная Способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. См. Образовательная компетентность.

Компетентность информационная Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. См. образовательная компетентность.

Компетентность в сфере личностного самоопределения Способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.

Компетентность образовательная Способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.

Компетентность социально-трудовая Способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.

КОМПЕТЕНЦИЯ – круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ выпускника — Совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации.

КОНСПЕКТ занятия – разновидность развернутого плана, снабженного:

конспективным изложением содержания учебного материала;

решением задач;

формулировками вопросов обучающимся;

методическими схемами: указанием методов, приемов и схем работы с ними.

В конспекте обязательно все компоненты занятия раскрываются через деятельность педагога и обучающихся.

КОРРЕКЦИЯ — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

КРИТЕРИИ оценки качества образования – показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования: адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандартов; условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандартам; ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе – его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандартов; реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандартов, так и на уровне его ресурсного обеспечения.

ЛИЧНОСТНЫЕ универсальные учебные действия — Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты образовательной деятельности — Система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

ЛИЦО с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939) – советский педагог, автор работ «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и др. Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников в колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского. Является основоположников теории и методики формирования детского коллектива.

МАСТЕР – класс – демонстрация высокого класса мастерства с целью передачи другим. Данная форма обучения требует подготовки как мастера, так и аудитории. Участники мастер-класса должны быть подготовлены к теоретико-методическому анализу представляемого опыта и не должны иметь значительных разрывов в объеме, уровне и качестве имеющегося у участников опыта. Перед мастером, готовящимся к мастер-классу, стоит реальная практическая задача — поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Например, при помощи письменных теоретико-методических разработок, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее, еще до начала совместной работы, либо при помощи разнообразных методических иллюстраций в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, в виде эскизных видеозарисовок или принципиально важных фрагментов уроков, факультативов, бесед и др.

МАСТЕРСКАЯ — одна из форм организации учебного процесса, основное назначение которой освоение определенного ремесла или технологии изготовления. Мастерская является одной из наилучших форм передачи практических умений (переноса опыта).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты образовательной деятельности — Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

МЕТОДИСТ образовательного учреждения – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входят: разработка предложений по эффективности образовательного процесса и методической работы; систематизация методических и составление информационных материалов; разработка методов прогнозирования и планирования подготовки специалистов и учебных планов по конкретным специальностям.

МЕТОДИЧЕСКАЯ записка – пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато.

МЕТОДИЧЕСКОЕ описание – простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ памятка – вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка – описание методов, способов, приемов педагогической деятельности. Методическая разработка занятия – конспект, дополненный описанием:

процесса его подготовки;

оснований для постановки целей и задач занятия;

оснований для выбора методов и средств обучения;

оснований для выбора методов и средств контроля;

ожидаемых результатов.

Методическая разработка занятия представляет собой описание полного набора действий педагога, раскрывающих всю технологию проектирования занятия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации – комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития.

МЕТОДИЧЕСКАЯ тема – конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования.

МЕТОДЫ воспитания – способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций обучающегося, его сознания и приемов поведения.

МЕТОДИКА обучения – сочетание методов обучения.

МЕТОДЫ обучения – совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и педагога в процессе обучения.

МЕТОДИКА дифференцированного обучения – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности.

МЕТОДИКА индивидуального обучения – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой педагог для каждого обучающегося составляет индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

МЕТОДИКА проблемного обучения – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой педагог не дает обучающимся готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему, и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего обучающиеся сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

МЕТОДИКА проектной деятельности – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой обучающиеся сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проектов.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – общественно обусловленные способы целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания, ведущего типа деятельности, содержания и закономерностей воспитания, конкретных задач и условий их реализации, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, индивидуальных особенностей воспитателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся. В методах обучения заложены цели обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ (или адаптированная) образовательная программа – программа, измененная с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования.

МОНИТОРИНГ – определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы; контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью.

МОНИТОРИНГ качества образования – систематическая процедура сбора данных по ведущим образовательным аспектам на национальном, региональном, местном, индивидуально-учрежденческом уровнях.

МОРАЛЬНО – нравственное воспитание обучающихся — Освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.

НАЗНАЧЕНИЕ федеральных государственных образовательных стандартов — Создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой; быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

НАТУРЦЕНТРИЗМ — научная концепция (система взглядов) на воспитание, в которой целью воспитания является раскрытие задатков, заложенных природой. Основной принцип – дифференциация обучения и воспитания.

НАЦИОНАЛЬНОЕ единство — Высокая степень самоиндентификации граждан одной страны с существующей системой ценностей и идеалов.

НОРМАТИВНОЕ сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ — Интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение.

ОБРАЗОВАНИЕ – специальная сфера социальной жизни, созидающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры.

ОБРАЗОВАНИЕ – 1) как ценность — мотивированное и стимулированное отношения разных видов сообществ и отдельного человека к уровню собственного образования, его качеству; 2) как система — взаимосвязанное множество образовательных (государственных и негосударственных) учреждений, различающихся по уровню и профилю, но обладающих в своей совокупности такими инвариантными качествами как гибкость, динамичность, вариативность, преемственность, целостность; 3) как процесс — технологизированное продвижение от целей к результату посредством личностно-социального взаимодействия педагогов и учащихся, что предполагает персонифицированное, эмоционально-мотивационное совершенствование личности и деятельности педагога: 4) как результат — уровень функциональной грамотности (грамотности, доведенной до общественно и личностно необходимого максимума), профессиональной компетентности специалистов разного профиля и общекультурного уровня разных категорий населения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ среда — Совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ программа – документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ – обязательный уровень образования, принятый и закрепленный законодательными актами на данной территории в данное время.

ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный и специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков (ЗУНов), формирование мировоззрения, развития потенциальных возможностей и опыта творческой деятельности обучаемых в определенной предметной области.

ОДАРЁННОСТЬ – качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика