мастер класс Рифма


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. П.Н.Бережнова

сижняя Покровка Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

Мастер класс на тему:
«Знакомство с рифмой»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов Горишняя Н.А.

2013 год

I. Самоопределение к деятельности

Мы группа – это значит вместе,Группа – все за одного.Здесь всё по совести и чести,Здесь не обидят никого.Группа нас объединяет Не испугаемся преград,Здесь каждый свое дело знает,Работает на результат.А если возникают споры,Они решаются тотчас,И никакие разговорыНе отвлекут от дела нас.В своей группе нам уютноМы оказались в ней не вдруг,Когда кому-то станет трудно,Свое плечо подставит друг.

Девиз нашего урока:

«Вместе не трудно,вместе не тесно,вместе легкои всегда интересно!»

— Здравствуйте, ребята! Вы прослушали стихотворение, подумайте что нам необходимо сейчас сделать? (образовать группы)

II. Распределение учащихся в группы.

— Одним из методов формирования коммуникативных способностей у учащихся является групповая работа. И вот сегодня мы с вами поработаем в группах. Желающих прошу подойти ко мне, желательно 9 человек. В первую очередь необходимо поделиться. Сама выбираю организаторов – 3 человека. Им раздаю начало пословиц, остальные берут продолжение этих пословиц. Необходимо собрать пословицу воедино. В результате такой работы получаем три группы по 3 человека.

Примеры пословиц:

1) Встречают /по одёжке,/

Провожают по уму.

2) Одна / нога тут,/

Другая там./

3) Лучше горькая / правда,/

Чем сладкая ложь.

— Итак, мы образовали независимые группы. А теперь распределим роли.

III. Распределение ролей (Роли распределяют самостоятельно).

Обратите внимание на слайд:

«Организатор» — распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

«Писарь» — записывает решение.

«Спикер» — защита решения, ответ от имени группы.

— Как вам должно быть известно, работать мы должны по определённым правилам, которые разработали на предыдущих уроках.

— Прочитайте, пожалуйста, эти правила. От каждой группы спикер зачитывает вслух по одному правилу.

На слайде:

1. Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

2. Своевременно выполнять задание, следить за временем, доводить начатое дело до конца.

3. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок).

4. Уметь защищать общее дело и свою работу в частности.

IV.Актуализация знаний.

— Сегодня мы отправимся путешествовать по стране Волшебница Речи. И в нашем путешествии нам поможет солнышко. Оно своим лучиком будет показывать нам дорогу и согреет в трудную минуту.

Речевая разминка.

— А теперь представьте, что мы оказались в поле.

В поле гуляет ветерок (1 группа произносят тихо ввв…)

Ветер усиливается, и вот гудит сильный ветер. (2 группа усиливает громкость произношения ввв…)

Ветер затихает, всё тише, тише и затих. (3 группа тише произносят ввв… и замолкают)

— Но вот мы уже в лесу. Здесь мы слышим эхо.

Давайте поиграем в лесное эхо.

1 группа: Жа-жа-жа – есть иголки у …(ежа).

2 группа: Са-са-са – уходи скорей …(лиса).

3 группа: Су-су-су – хорошо у нас в …(лесу).

V. Работа по теме урока.

— Пришло время определить тему нашего урока.

— Составьте из букв слова. Кто из вас сделает это быстрее? Буквы нужно выбрать из алфавита в соответствии с их номерами: 1, 10, 14, 18, 22. (Работа ведётся в каждой группе, д.б. задействованы все).

Из полученных букв А, И, М, Р, Ф – составить слова.

— Какие слова у вас получились? (Фирма, рифма)

— Чтобы узнать какое из этих слов нам выбрать, нам поможет стихотворение:

«Ветер по морю гуляЕТ

И кораблик подгоняЕТ;

Он бежит себе в волнАХ

На раздутых парусАХ.

— Как вы думаете ребята, почему чтение и слушание стихов отличается большей красотой и благозвучием, и стихи легче заучивать наизусть? (Они складные).

— Что же нам в этом помогает «рифма» или «фирма»? (рифма)

— Так что же такое рифма? Чтобы ответить точно на вопрос, мы с вами выполним задания.

VI. Работа над данной темой. Работа в группах.

1) — У каждой группы на столе карточка №1 с заданием.

Посмотрите на эти странные слова, все они без «головы».

— Мы внимательно посмотрим, быстро головы найдём и слова прочтём (Ра, ки, зы)

1 группа: Ра- кора, гора, пора

2 группа: Ки – очки, руки, щёки

3 группа: Зы – козы, розы, вазы.

— Каждая группа зачитывает получившиеся слова.

— Чем похожи слова каждой строчки? Как можно назвать их одним словом? (рифмы) Чем похожи эти слова? Какое можете дать определение?

Работа в группах. Формулируют понятие рифма.

На слайде: «Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк». (Рифма- созвучие концов стихотворных слов).

— Вы молодцы! Справились с заданием.

2) Следующее задание на внимание. Закончите двустишие. Рифмующиеся слова подчеркните. По окончании зачитывается получившийся результат.

1 группа: 1) Михаил играл в футбол

И забил в ворота ___________.

2) Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли ________.

2 группа: 1) В нашем доме на окошке

Сидят серенькие ____________.

2) Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали ______.

3 группа:1) На столе у малыша

Три цветных __________.

2) Выбирай себе любой –

Красный, жёлтый, _________.

— Вы так прекрасно усвоили рифму, что я предлагаю вам попробовать себя в

роли поэтов и сочинить четверостишия по началу и данным рифмам.

Все вы знаете, что месяц февраль очень богат знаменательными событиями и праздниками:

— 2 февраля наша страна отмечала 70-ую годовщину разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

— 14 февраля – День Влюблённых.

— 23 февраля – День Защитников Отечества.

Наши стихи мы посвятим этим датам.

Группы выбирают конверты с заданиями.

— Вам предлагаются стихи, где нужно поменять местами слова так, чтобы стихотворение имело смысл и читалось складно, т.е. в рифму. Затем соедините слова – рифмы стрелкой.

— Подумайте, о чём это стихотворение, какова его главная мысль.

1 группа:

1. История немало…богат

Потомкам …было

Ведь человек тем и …дат

Что помнит всё, что …сохранила.

2. Мы помним Курск и …град

И битву под …Сталинград

Как сквозь огонь, свинцовый …герои

К победе шли …Москвою.

2 группа:

Солнечные …мячики

Пляшут на… мне,Скачут, словно… зайчики,Гладят щёку …стене.За окошком снова вдалекеВижу …яМальчика …рукеС зеркальцем в .знакомогоЗначит, эти …мальчикуОт него … ответ?Я рукою …зайчикиПомашу в …привет.

3 группа.

Праздник есть у нас… мужчин один.Этот праздник – день… одинДень защитников,… парад.В этот день пройдет …солдат!Мы увидим …шагом,Пушки, танки,.. флагом.Мы пройдем военным… вертолётыПод большим красивым …самолёты

Прочитаем… колени,Сядем к папе на… поздравленье.Много в армии… один,А такой, как он –… мужчин!

— О чём ваши стихи? Зачитайте их.

— Какова главная тема стихотворений? (Память поколений, любовь ко всем людям, любовь к Родине – навсегда должны остаться в наших сердцах.)

— На ваших столах лежат сердечки. Давайте мы соберём с вами цветок любви, дружбы, мира. От каждой группы представитель приклеивает своё сердце и своё стихотворение.

Получаем цветок «С любовью в сердце».

VII. Рефлексия.

— Чему же мы сегодня научились?

— О чем узнали? Что такое рифма?

— Где может использоваться рифма? А нужно ли нам в жизни применять рифмы? (Каждая группа обсуждает ответ, отвечает).

Стихотворение учителя

Делу время, а потехе час.

Прозвенит звонок с урока нам сейчас.

Рифма нам поможет подвести итог.

Думаю, напрасно не прошёл урок.

Может на уроке мало остроты,

Но судить об этом можете лишь вы.

А слова рифмуются, строчки все звучны,

Дети группируются, просто молодцы!

— Благодарю всех за плодотворную и творческую работу. Большое всем спасибо!






See also:
Яндекс.Метрика