личностные УУД в УМК Перспектива для 1 класса


Формирование личностных УУД  в УМК «Перспектива»

Принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на формирование личности обучающихся. Современному учителю необходимо видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать это развитие;относиться к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, проявлять собственную активность; уметь опираться на познавательные интересы каждого ребенка в учении, содействовать их обретению и развитию. Личностные универсальные учебные действия являются одними из самых сложных для формирования в учебном процессе. Учителя часто пытаются  оценить личность ребенка, сказать, как надо делать, или запретить что-то. Но всегда ли это понятно ученику?  Приведем пример: «Скажите, драться, это хорошо или плохо?» Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Конечно, все зависит от ситуации. Вспомним стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», в котором на конкретных примерах ребенку демонстрируется, что одно и то же действие в разных ситуациях оценивается по-разному.  В процессе обучения учитель редко говорит с детьми на уроке о чувствах и эмоциях, которые испытывают дети (да и сам учитель) в разных ситуациях и о способах их проявления, принятых в обществе. Это очень важно, т.к. ребенок не всегда понимает, почему его  поведение ругают или одобряют. Этот прием позволяет учителю говорить о поступках, в которых проявляются личностные качества ученика.

Основной целью УМК «Перспектива» является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Одной из основных задач УМК «Перспектива» является

личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;

Особое место уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину.

Ориентацию на достижение в процессе обучения результата, определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами, которые отражают идеологию УМК Перспектива»

«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я» (формированию Я-концепции), которая позволяет:

формировать гражданскую идентичность — чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;

создать условия для самоопределения, смыслообразования;

научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;

побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:

развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;

формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).

«Я общаюсь, значит, я учусь»: уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;

информационная культура- получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.

формировать установки на здоровый образ жизни;

формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Заявленные тезисы авторы УМК «Перспектива» раскрывают через следующие тематические направления: «Моя семья — мой мир», «Моя страна — мое Отечество», «Моя планета — Земля», «Мир общения», что позволяет показать ребенку целостную картину мира.

Формулировка задач УМК «Перспектива» предполагает, что теоретические знания, получаемые ребенком, должны стать одним из средств формирования личности. Данный подход реализуется во всех учебниках УМК «Перспектива», но каждый предмет обладает своей спецификой.

Например, включение в содержание предмета «Окружающий мир» таких понятий, как «культура» и «человек», а также работа учителя с данными понятиями позволяет формировать систему ценностей ребенка.

Учебники «Обучение грамоте»,«Русский язык», «Литературное чтение» построены на коммуникативной основе, такой подход позволяет изучать родной язык как средство общения, наблюдать за изменениями значения слов, учиться правилам коммуникации и в то же время осваивать систему правил языка. Чтение и дальнейшее изучение литературных произведений позволяет осмыслить нравственно-этические понятия и общепринятые нормы, а также знакомит с культурно-историческими ценностями, что относится непосредственно к формированию личностных универсальных учебных действий.

Одной из идей, положенных в основу построения курса «Математики» является осмысление значения математики в жизни человека: «Обучаем ребенка не математике, а математикой». Ведь для ребенка важно понять, в какой ситуации ему пригодятся знания, полученные на уроке. При изучении курса математики «Учусь учиться» учащиеся учатся выполнять личностные универсальные учебные действия:

самоопределение ;

– смыслообразование ;

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания ;

– осознание ответственности за общее дело ;

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям ;

– самооценка на основе критерия успешности ;

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности .

Наглядное представление дает сводная таблица из «Технологических карт» 1 полугодия 1 класса.

Обучение грамоте

Тема

Общая цель изучения темы

Личностные УУД

Мир

общения

Осознание процесса, форм и способов вербального и невербального общения

Осознание восприятия человека человеком в процессе общения.

Слово. Знак

Знакомство с понятиями «слово», «знак», «знак-символ».

Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром.

Звуки

Систематизация знаний о звуках и их характеристиках. Введение знаково-символической системы. Звук-символ

Осознание значимости мира звуков для человека.

Слово и слог

Познакомить с понятием «слог», способом его образования, способом деления слов на слоги и постановки ударения.

Осознание значимости правильного произношения слов.

Гласные звуки и буквы

Познакомить с гласными звуками, их особенностями и буквами, их обозначающими

Осознание связей между гласными звуками и буквами.

Обучение письму

Подготовка руки к письму

Учить школьников ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; обводить по контуру и штриховать фигуры; писать элементы печатных и письменных букв.

Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

Письмо букв, слогов, слов, предложений

Учить школьников писать буквы, слоги, слова, предложения и выполнять правильно соединения букв.

Осознание и оценивание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Математика

Сравнение и счёт предметов

Познакомить учащихся со способами сравнения предметов: по форме, величине, цвету, учить детей ориентироваться в пространстве, научить прямому и обратному счёту в пределах 10.

Осознание себя и предметов в пространстве (Где я? Какой я?).

Множества

Учить объединять предметы в группы по сходным признакам и выделять из группы отдельные предметы, различать геометри-ческие фигуры: точки, линии прямые, кривые.

Осознание математических составляющих окружающего мира.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.

Учить способам образования чисел, писать цифры, сравнивать числа и раскладывать по составу, считать в прямом и обратном порядке, называть и обозначать действия сложения и вычитания.

Осознание «количественности» мира.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание

Учить способам сравнения, сложения и вычитания чисел, видеть математическую суть задачи, измерять длину отрезка.

Осознание математических составляющих окружающего мира.

Окружающий мир

Мы и наш мир

Формировать представление о человеке и мире, который его окружает.

Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Наш класс

Формировать представление о школе и классе, как части целого мира, и отношениях в нем.

Формирование личного (эмоционального) отношения к школе, классу, другим ученикам.

Наш дом и семья

Формировать представление о доме и семье, как мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди.

Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям.

Технология

Деятельность человека и его рабочее место

Познакомить учащихся с разнообразной деятельностью человека и организацией рабочего места.

Формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности; осознание значимости организации рабочего места.

Деятельность человека на Земле

Познакомить детей с видами деятельности человека, материалами, инструментами; способами их использования; правилами безопасности.

Формирование позитивного отношения к труду.

«Окружающий мир»( А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая) занимает особое место среди предметов начальной школы. Его условно можно назвать «всегда с тобой» или «всегда рядом», поскольку познание детьми окружающего мира и себя в нем не ограничивается рамками урока. Оно началось с рождения и продолжается постоянно, но не осознается ребенком. Учебный курс дает возможность ученику осознать происходящее

Ведущей идеей становится объединение мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт. Включение в содержание курса компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для формирования личности ребенка, помогает понять и принять гуманистические ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия. Культурологическая составляющая курса позволяет активно использовать в учебнике литературные произведения, фольклор, художественное и музыкальное наследие.

Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром которого является сам ребенок. Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы и культуры. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ученик, открывает для себя многогранные связи человека и природы, закономерные связи живой и неживой природы, связи всего живого на Земле. Более глубоко по сравнению с жизненным опытом ребенка познается мир ближнего социального окружения: роль школы, самоценность семьи, семейных традиций и культурного наследия народа как составляющих духовное богатство человека.

  В учебнике «Окружающий мир. 1 класс» делается акцент на формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру. Например, при изучении темы «Мир города и села» значительное внимание уделяется формированию личного позитивного эмоционального отношения к месту, в котором родился и живет ученик, к малой родине.

Учебник «Окружающий мир. 1 класс», часть 2, стр. 4-5,  «Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь №2», стр. 26.   В учебнике вводится понятие «земляки», а далее при изучении темы учебника «Мы помним наших земляков» ребенок выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.  

Учебник «Окружающий мир. 1 класс», часть 2, стр. 4-5,  «Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь №2», стр. 26.  В учебнике и рабочей тетради введены задания и материалы для города и сельской местности.

«Литературное чтение» в УМК «Перспектива» — это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в доступной для них эмоционально-образной форме. У детей появляется возможность не только осмыслить эти важные для жизни морально-этические понятия, но и вместе с героями литературных произведений пережить все разнообразие их чувств, приобщиться к духовно-нравственным ценностям автора художественного произведения. В современном обществе, где критерии нравственности ослаблены и размыты, роль художественной литературы и искусства с подлинно духовно-нравственными ценностями, воспитывающими в человеке человека, значительно возрастает.

В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» ставится задача развивать фантазию и воображение; давать нравственную оценку поступкам и речам героев; учиться чувствовать настроение, выраженное в стихотворении. Помимо учебника используется творческая тетрадь, которая также позволяет развивать фантазию и воображение.

Обучение школьников  анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами»  читателя, позволяет целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания.

Учебник «Литературное чтение 1 класс», ч. 2 с. 46. Прочитайте стихотворение А. Барто «Сонечка». Можно ли назвать Сонечку другом? Почему? Как вы назовете одноклассников Сонечки? Обоснуйте свой ответ.

Какие слова помогают нам понять характер девочки?

Какие поступки помогают дружбе?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Чьи слова вы прочтете с жалобной, плаксивой интонацией?

Вам понравилась Сонечка? Хотели бы вы дружить с ней? Что можно посоветовать Сонечке?

В учебнике по обучению грамоте и чтению «Азбука» часть 2, стр. 56-57 и в учебниках «Русский язык» в плане формирования личностных УУД ставится задача осознания мира звуков для человека, используются литературные произведения, позволяющие формировать нравственно-этические нормы, осмыслить значимость отношений между людьми,  их правила и нормы. Для осмысления правил общения  важно задавать вопрос: «Как можно поступить в этой ситуации? Почему?» Данные вопросы помогут осмыслить причины побудившие героя произведения к поступку (мотивы), и  дать оценку его действиям.

«Технология» авторами Н.И. Роговцевой, Н.В.Богдановой, Н.В. Добромысловой ставится основная задача- создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.).

Данная технология деятельностного метода обучения использует общий механизм мотивирования ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности – то, что и как надо делать («надо»);

2) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

Здесь же определяются общие цели учебной деятельности, функции участников и способы взаимодействия: организуются процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

Достижение личностных результатов образования в курсе «Математика» направлено на

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

С этой целью тексты заданий в учебниках погружают ученика в мир российской действительности (имена персонажей текстовых задач, описанные в них ситуации и т.д.), несут в себе гуманистический потенциал созидания, добра, справедливости.

В разнообразных заданиях вычислительного и исследовательского характера учащиеся одновременно с освоением знаний по математике выполняют дешифровку текстов и на доступном для них уровне знакомятся с историей развития математического знания на Руси (1 класс, ч. 2, с. 42, № 1: алфавитная славянская и русская нумерации; 1 класс, ч. 3, с. 1, № 2: со старинными русскими задачами (1 класс, ч. 3: с. 53, № 10;

Значительное число заданий знакомит учащихся с великими российскими деятелями науки и культуры разных национальностей − поэтами и писателями, художниками, композиторами, учеными, путешественниками

Эти задания могут стать поводом для разворачивания внеурочной проектной работы учащихся, направленной на их более глубокое знакомство с национальными и этнокультурными особенностями своего края, своего народа, для включения в контекст обучения особенностей и опыта жителей разных регионов в городской и сельской местности. Таким образом, у учащихся развивается интерес к истории России и, в частности, к истории своего региона, воспитывается чувство гордости за свою страну;

формируются у учащихся демократические ценностные ориентации и адекватные им личностные качества: понимание возможности разных точек зрения, способность к их согласованию на основе выработанных критериев, умение точно выражать свои мысли, аргументировать свою позицию, следовать согласованным правилам и др.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Механизмом формирования целостного представления о мире (природе − обществе − самом себе) в курсе математики «Учусь учиться» является дидактический принцип целостности, в соответствии с которым в данном курсе раскрывается происхождение математических понятий, их связь с реальными проблемами окружающего мира, место и роль математики в системе знаний. Этому способствует, прежде всего, включение учащихся на всех уроках в самостоятельную учебную деятельность по конструированию новых понятий и способов действия, что позволяет каждому ребенку в собственном опыте пройти путь рождения математических знаний, осознать их необходимость и значимость, связь с жизнью и практикой.

С этой целью регулярно включаются задачи прикладной направленности, как к житейским ситуациям, так и к решению задач, возникающих в других областях знания, например, в биологии, географии, истории, физике, лингвистике (1 класс, ч. 1: с. 10−11, № 1−2, 4; с. 52−53, № 1, 3; 1 класс, ч. 2: с. 54−55, № 2−4; с. 58−59, № 2−4; 1 класс, ч. 3: с. 78−79, № 3−4; с. 92, № 17−19, 21; с. 93, № 22−24;

При этом у учащихся формируется представление о разнообразии природы, народов, культур, религий. Например, они знакомятся со способами нумерации чисел и измерения величин, которыми пользовались в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме; с календарями разных времен и народов − египетским, григорианским, юлианским; со старинными задачами из «Папируса Ахмеса» (Египет, 1850 г. до н.э.), из «Арифметики» среднеазиатского математика Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (IX век н.э.), задачей армянского ученого Анания Ширакацци VII век н.э.), староиндийской задачей математика Сриддхары (XI век н.э.), с древними греческими и римскими божествами, с деятелями науки, культуры и искусства разных стран мира, с названиями рек и океанов, птиц и животных, звезд и созвездий (Эти первоначальные сведения, с которыми учащиеся встречаются в заданиях по математике и не связаны непосредственно с математическим знанием, , но они могут стать началом организации внеурочной проектной работы учащихся (как индивидуальной, так и групповой), расширяющей круг их представлений о культурных достижениях народов разных стран мира.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Формирование у учащихся уважительного отношения к иному мнению в курсе обеспечивается использованием при изучении любой темы курса своих способов решения возникшей проблемы, выдвижением своих гипотез. При этом учащиеся не знают заранее, кто из них прав, поэтому у них вырабатывается навык уважительного отношения к каждой версии, как возможному верному варианту. Этот навык закрепляется в групповой работе, которая строится на основе норм коммуникативного взаимодействия и предполагает освоение позиций «автора» и «понимающего».

В заданиях учебника, связанных с обращением к культурным достижениям других народов, позиция уважительного отношения к иному мнению и иной культуре поддерживается самими формулировками заданий, например:

«Расшифруй имя знаменитого писателя …»;

«Расшифруй высказывание великого математика …»;

«Сопоставь числам соответствующие буквы, и ты узнаешь имя выдающегося полководца…»;

«Расшифруй фамилию известного путешественника, расположив ответы примеров в порядке убывания. Чем он знаменит, и в каком веке он жил?».

«Расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь одну из народностей, населявших Древнюю Месопотамию. Какую систему письменности они изобрели?»

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Овладение учащимся навыками адаптации в современном изменяющемся и развивающемся мире определяется уровнем сформированности у него умения учиться, то есть способности к самоизменению и саморазвитию на основе метода рефлексивной самоорганизации. Умение ребенка воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения, знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт многократного успешного их применения на уроках математики создает условия для формирования у учащихся умения учиться, и на этой основе – способности осуществлять верный выбор стратегии поведения и преодоления возникших трудностей, требующих изменения себя и окружающей действительности.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Для развития у учащихся мотивов учебной деятельности и принятия социальной роли обучающихся используется методологически обоснованный механизм «надо» − «хочу» − «могу». У ученика последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (то есть того, «что мне надо делать» как ученику). Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны − обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).

Созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которое подобрано так, чтобы поддерживать у учащихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогически приемы:

1. Включение в учебное содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд, вызывает интерес, : разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования, расшифровка слов, построение изображений после вычислений .

Например, в задании № 7, с. 63 учебника «Математика, 1 класс», ч. 2 дети не просто решают вычислительные примеры на сложение и вычитание в пределах 6, а наряжают при этом елочки разноцветными шарами. В № 4, с. 87 ч. 3, осваивая сложение и вычитание двузначных чисел, они вовлекаются в соревнование двух велогонщиков, одновременно имеют возможность познакомиться с увлекательной развивающей игрой. Подобные игровые задания включены практически в каждый урок курса математики и создают у младших школьников положительный эмоциональный настрой, который помогает им сохранять произвольность внимания и управлять своими волевыми усилиями, предупреждая развитие утомления.

2.Разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке.

Для снятия утомления и поддержания работоспособности детей в каждый урок включаются задания, при выполнении которых они имеют возможность переключиться с одного вида деятельности на другой.

В задании № 4 на с.42 ч.2 учащиеся применяют правила сравнения чисел для решения текстовой задачи. Одновременно они повторяют правила решения задач на разностное сравнение, составляют графическую модель задачи и отрабатывают вычислительные навыки. При этом сюжет задачи описывает всегда интересную для детей этого возраста ситуацию соревнований.

Тема соревнований продолжается в задании № 5, которое позволяет организовать командные турниры (между парами, группами, между мальчиками и девочками и т.д.), в процессе которых, с одной стороны, закрепляется знание правил сложения и вычитания,

Задание № 9 − творческого характера, так как метод его решения детям не известен, поэтому они должны его сами сконструировать и обосновать, опираясь на изученные ранее свойства сложения (переместительное и сочетательное). Таким образом, содержание курса предоставляет учителю возможности для того, чтобы разнообразить виды учебной деятельности детей и вовлекать их в образовательный процесс по математике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

3. Учет гендерных особенностей психологического развития детей.

Для поддержки психологической комфортности восприятия детьми учебного материала в зависимости от их гендерной принадлежности в содержании заданий и иллюстративном материале учебника в равной степени отражаются интересы как мальчиков, так и девочек.

4. Оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.

В курсе математики «Учусь учиться» для 1 классов реализуется многофункциональная целевая направленность заданий, позволяющая при сравнительно небольшом их количестве тренировать достаточно большую группу способностей, что снижает нагрузку на детей и существенно экономит учебное время.

Например, при выполнении детьми восьми заданий из урока 27 в учебнике «Математика, 1 класс», ч. 1, у учащихся тренируются способности:

1) к классификации по качественному признаку;

2) к соотнесению рисунка с буквенной записью взаимосвязей между частью и целым;

3) к соотнесению буквенной записи с числовой;

4) к оперированию буквенной и числовой записями для выражения взаимосвязей между частью и целым;

5) к последовательному выполнению действий, заданных на математическом языке;

6) к соотнесению множества и его количественного признака;

7) к выявлению сходства и различия в двух процессах;

8) к восстановлению некоторого процесса по его схеме и его фиксированию на математическом языке;

9) к определению существенного признака в разнообразных пространственных телах;

10) к соотнесению изображения пространственного тела с предметами окружающей обстановки;

11) к классификации пространственных тел по форме; 12) к сопоставлению формы и цвета.

Одновременно в процессе выполнения заданий этого урока:

1) формируется умение выделять в предметах окружающей обстановки, распознавать на рисунке и называть предметы формы параллелепипеда, куба, пирамиды;

2) закрепляется знание взаимосвязей между частью и целым, умение выражать их в речи; 3) закрепляется умение использовать в речи названия компонентов действий сложения и вычитания;

4) закрепляется знание состава чисел 4 и 5;

5) тренируются навыки счета в пределах пяти;

6) закрепляется умение пользоваться числовым отрезком для присчитывания и отсчитывания единиц;

6) учащиеся знакомятся с использованием больших стрелок для обозначения на числовом отрезке присчитывания и отсчитывания нескольких единиц.

Использование перечисленных приемов способствует развитию у учащихся мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения, не снижая уровня математической подготовки и развития их способностей учащихся.

По мере освоения учащимися нормы учебной деятельности, понимания и принятия ими на личностно значимом уровне социальной роли «ученика» внешние мотивы сменяются внутренними, и тем самым создаются условия для формирования у учащихся устойчивой учебно-познавательной мотивации и готовности к саморазвитию.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В курсе математики «Учусь учиться» формируется система норм выполнения учебных действий по математике, которые зафиксированы в форме эталонов в пособии «Построй свою математику». Эталоны строят сами учащиеся в ходе собственной учебной деятельности, поэтому они представляют собой их общую согласованную позицию о правилах, нормах выполнения математических преобразований. Поэтому эталоны можно рассматривать как систему построенных учащимися критериев, своеобразный «свод математических законов», которыми они пользуются для обоснования правильности своей позиции, выявления причин отклонения своих действий от установленных ими же самими норм, а также для коррекции, контроля и оценки выполненных учебных действий по математике.

Структурированность математического знания помогает сформировать у учащихся опыт правового поведения, подчинения своих действий общепринятым нормам, что прокладывает путь к этому же типу поведения в жизненной практике и любой трудовой деятельности. Овладение инструментарием критериальной оценки выполняемых учебных действий по математике позволяет учащемуся на каждом уроке при самоконтроле и рефлексии собственных учебных действий на основе эталонов вырабатывать ответственное отношение к выполнению и самооценке не только математических действий, но и любых действий на основе нравственных и социальных норм.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Формирование у учащихся эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами предмета математики основано на результатах исследований эстетической привлекательности математических объектов, из которых следует, что эстетические чувства у ученика при изучении математики возникают через восприятие гармонии, как чувственной (например, через идею симметрии), так и интеллектуальной (например, стройности и убедительности математических рассуждений), и такие характеристики математического знания, как неожиданно простое и наглядное решение сложной задачи, универсальность математического языка, выражение с его помощью взаимосвязи внешне различных явлений, упорядоченность и структурированность математических объектов, их внутреннее единство.

Идея упорядоченности, структурированности математических объектов, их внутренней взаимосвязи и гармонии раскрывается через:

    систему заданий на поиск закономерностей (1 класс, прописи, ч. 1−3; 1 класс, ч. 1: с. 3, № 4−5; с. 5, № 6; с. 11, № 5; с. 15, № 9; с. 19, № 9; с. 21, № 6−7; с. 32, № 5; с. 35, № 7; с. 47, № 7; с. 49, № 6; с. 61, № 9; 1 класс, ч. 2: с. 5, № 7; с. 7, № 5; с. 13, № 5; с. 20, № 1; с. 22, № 1, 3; с. 23, № 6; с. 24, № 1, 3; с. 27, № 8; с. 31, № 5, 7; с. 35, № 6−7; 1 класс, ч. 3: с. 31, № 4; с. 40, № 2; с. 45, № 8; с. 47, № 6; с. 56, № 1; с. 59, № 10; с. 71, № 8; с. 77, № 10; с. 81, № 7; с. 83, № 10; с. 90, № 7;

    выявление взаимосвязей между сложением и вычитанием, умножением и делением, а также аналогии этих взаимосвязей (1 класс, ч. 1: с. 20, № 4; с. 23, № 5; с. 26, № 5; с. 27, № 6; с. 28, № 4; с. 30, № 4−5; с. 31, № 2; с. 32, № 3; с. 33, № 4; с. 34, № 1; с. 42, № 1; с. 45, № 6; с. 46, № 2; с. 55, № 4; с. 57, № 6; 1 класс, ч. 2: с. 1, № 5; с. 2, № 1; с. 3, № 4; с. 3, № 6; с. 13, № 3; с. 26, № 3; с. 34, № 1; с. 38, № 2; с. 52, № 2; с. 62, № 1; 1 класс, ч. 3: с. 12, № 2−4; с. 42, № 2; с. 74, № 4; с. 90, № 5; 2 класс, ч. 1: с. 26, № 4; с. 32, № 5; с. 39, № 11

    графическое моделирование нумерации и действий с натуральными числами, и на этой основе раскрытие их аналогии с десятичной системой мер (1 класс, ч. 1: с. 21, № 6; с. 33, № 2; с. 48, № 1−2; с. 52, № 1; с. 54, № 1; с. 55, № 5; 1 класс, ч. 2: с. 5, № 4; с. 7, № 4; с. 13, № 4; с. 18, № 1; с. 25, № 6; 1 класс, ч. 3: с. 22, № 2; с. 26, № 1; с. 32, № 3; с. 34−35, № 1, 3−4, 6; с. 47, № 5; с. 48, № 1−2; с. 54, № 1−2; с. 56, № 1; с. 58, № 2; с. 60, № 3−4; с. 62, № 1−2; с. 64, № 3; с. 68, № 1−2; с. 70, № 1; с. 76, № 1−2; с. 82, № 1−2;

    структурирование изучаемых числовых множеств с помощью числового отрезка, луча (1 класс, ч. 1: с. 36, № 1−3; с. 38, № 1−2; с. 41, № 6; с. 42−43, № 4−6; с. 45, № 5; с. 47, № 4−5; с. 49, № 4; с. 51, № 3; с. 57, № 7; с. 63, № 5; 1 класс, ч. 2: с. 2, № 2; с. 5, № 5; с. 11, № 5; с. 17, № 5; с. 22, № 3; с. 24, № 3; с. 26, № 5; с. 31, № 5; 1 класс, ч. 3: с. 26, № 4; с. 39, № 4; с. 43, № 7; с. 57, № 7; с. 61, № 8;

    моделирование и структурирование текстовых задач, выявление заложенных в них взаимосвязей (графические модели: 1 класс, ч. 2: с. 44, № 1−4; с. 46, № 1−2; с. 48, № 1−3; с. 50, № 1−3; с. 52−53, № 2−4; с. 54, № 2−3; с. 56, № 1−3; с. 58−59, № 1−4; с. 60, № 1−3; с. 62, № 2−3 и далее; таблицы и формулы

    упрощение вычислений с помощью использования свойств арифметических действий (1 класс, ч. 2: с. 22, № 2; с. 24, № 2; с. 27, № 7; с. 31, № 6; 1 класс, ч. 3: с. 5, № 6; с. 29, № 7; с. 31, № 4; с. 63, № 8; с. 78, № 2; с. 79, № 6; с. 87, № 5; с. 90, № 7;

    формирование представлений о различных видах симметрии (1 класс, ч. 2: с. 17, № 7; с. 43, № 7; 1 класс, ч. 3: с. 63, № 9; 2 класс, ч. 1: с. 3, № 12; с. 63, № 10;

8. Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Особенностью решения данных задач в курсе математики является то, что систематическое включение учащихся в учебную деятельность на основе деятельностного метода обучения придает процессу более глубокий и личностный характер.

Проблемные ситуации нравственно-этического характера, которые неизбежно возникают у учащихся в совместной учебной деятельности по созданию системы математических знаний, являются своеобразными моделями реальных жизненных проблем, связанных с нормами поведения и нравственности, отношений друг с другом. Таким образом учитель получает возможность в связи с поставленными в их совместной деятельности, а потому актуальными и личностно значимыми для них ситуациями, организовать осознание и принятие личной ценности категорий порядочности и правдивости, терпимости и великодушия, вежливости и уважения, помочь им выработать доброжелательность и отзывчивость, культурные способы общения и нравственного поведения.

В содержание заданий учебника заложены представления о дружбе, доброте, трудолюбии, смелости и отваге и других ценностных качествах человека, которые опосредованно оказывают эмоциональное воздействие на детей и способствуют выработке морально-этических норм и правил.

В результате выполнения математического задания, дети расшифровывают слово «ДОБРОТА», и у учителя появляется возможность выслушать их мнения, понять, кому из детей нужна моральная поддержка и помощь, личным примером поведения подвести их к собственному выводу о том, как важна в жизни доброжелательность и отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

С этой целью предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми, создание проектов, что позволяет сформировать у учащихся не только первичный опыт выхода из спорных ситуаций, но и знание общего способа действий в ситуации конфликта, а также опыт успешного и осознанного применения этого способа, в результате которого требуемые умения вырабатываются системно и надежно.

Так, на уроках открытия нового знания учащиеся в ходе построения нового способа действий по математике всегда сталкиваются с ситуацией разных мнений. При этом они усваивают, что самый короткий путь согласования позиций заключается в том, чтобы, во-первых, зафиксировать, в чем состоит разногласие, во-вторых, проанализировать ситуацию и понять причину разногласия и, наконец, найти и реализовать способ устранения этой причины.

Этот способ они сначала используют под руководством учителя, не осознавая его, затем обобщают свой опыт, и после этого сознательно применяют правила, выработанные в своей учебной деятельности. В процессе работы в парах и группах они тренируются в самостоятельном применении усвоенных правил разрешения конфликтных ситуаций.

Учебное содержание по математике, сформулированное в виде четких и однозначных правил и алгоритмов, облегчает освоение способов разрешения проблемных ситуаций и служит своеобразным «мостиком», который помогает учащимся переносить изученные способы действий в жизненную практику.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в курсе предусмотрены разделы и темы, содержание которых предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом; обеспечивается возможность для каждого учащегося включаться в процесс создания новых способов действия на каждом уроке открытия нового знания; систематически предлагаются задания творческого характера, где им требуется проявить активность, создать что-то новое, например:

    проанализировать ситуацию и сделать самостоятельный вывод (1 класс, ч. 2: с. 32, № 1; с. 54, № 1; с. 56, № 1; с. 58, № 1; 1 класс, ч. 3: с. 14, № 1; с. 66, № 1; с. 76, № 2; с. 82, № 2;

    придумать задачу или пример на новый способ действий (1 класс, ч. 2: с. 59, № 4; с. 60, № 1–2; с. 63, № 5; 1 класс, ч. 3: с. 18, № 3; с. 44, № 1; с. 70, № 1; с. 71, № 5;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика