курсов налоги


Содержание

Введение

1. Экономическая сущность налога на прибыль организации

1.1 Понятие, сущность и характеристика налога на прибыль организации

1.2 Порядок исчисления налоговой базы налога на прибыль организации

2. Значение налога на прибыль организации в современных условиях

2.1 Анализ поступления налога на прибыль организации в Федеральный бюджет и бюджет Тамбовской области

2.2 Направления реформирования налога на прибыль организации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц, либо налога с корпораций.

В налоговой системе РФ налог на прибыль организации является одним из наиболее значимых. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. И по характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации как экономической категории и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.

Первая глава работы посвящена основным характеристикам налога на прибыль. В ней дается описание плательщиков налога, порядка его исчисления, ставок, порядка и сроков уплаты, порядка исчисления налоговой базы. Таким образом, эта часть носит как теоретический, так и частично методический характер.

Во второй главе мной проведен анализ поступления налога на прибыль в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (на примере Тамбовской области), а также рассмотрены возможные направления реформирования данного налога.

Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджета Российской Федерации.

1. Экономическая сущность налога на прибыль

1.1 Понятие, сущность и характеристика налога на прибыль

Налог на прибыль организации является одним из видов прямых налогов. Он относится к числу федеральных налогов. «Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на прибыль организации, с января 2002 года является часть вторая Налогового Кодекса РФ (раздел 8 «Федеральные налоги» глава 25 «Налог на прибыль организации»). Федеральным Законом от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ были внесены существенные изменения в часть вторую Налогового Кодекса РФ, где большая часть изменений коснулась порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций» [10,с. 143].

Так как этот налог относится к федеральным, то его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Но отдельные вопросы налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

Налог на прибыль представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.

После определения себестоимости и корректировки затрат для целей налогообложения определяется прибыль, являющаяся объектом налогообложения. Это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Объект налогообложения должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики. С ним законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Для различных категорий налогоплательщиков разные доходы признаются объектом налогообложения по налогу на прибыль организации. Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика для целей налогообложения налогом на прибыль представлены в таблице 1.

Таблица 1

Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика

Налогоплательщик

Прибыль для целей налогообложения

Российская организация

Полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ

Иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянные представительства[1]

Полученный через постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ

Иностранная организация

Доход, полученный от источников в Российской Федерации. При этом доходы данных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 Налогового Кодекса РФ

Налоговая база налога на прибыль организации представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Порядок ее исчисления будет рассмотрен в пункте 1.3. данной работы.

Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены статьей 284 Налогового Кодекса РФ.

«Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации» [15,с.156].

В отношении отдельных видов доходов налоговым законодательством установлены специальные налоговые ставки.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в размере 20% — со всех доходов, кроме доходов от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок (для таких доходов установлена ставка в размере 10%), а также кроме доходов по дивидендам и по операциям с отдельными видами долговых обязательств.

Налоговые ставки, применяемые к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов и определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, могут быть установлены в размере 0%, 9%, 15%. Сумма налога, исчисленная по данным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Ставка для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), на период 2004−2012 годов установлена в размере 0%, на период с 2013-2015 годов установлена в размере 18%, при этом, от 18% — 3% зачисляется в федеральный бюджет, а 15% в бюджеты субъектов Российской Федерации.

«Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%» [17, с.208].

Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для всех налогоплательщиков налоговый период по налогу на прибыль организаций устанавливается как календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до конца календарного года. Режим уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли определяется налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике на очередной налоговый период. Существуют три возможных способа их уплаты:

Первый способ — по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала. Применяют все организации, за исключением тех, кто обязан применять второй или выбрал третий способ. Обязанность платить ежемесячные авансы зависит от величины доходов от реализации, которые получает организация. По итогам каждого прошедшего квартала производится расчет средней величины доходов от реализации за предыдущие четыре квартала (идущие подряд, независимо от того, в один налоговый период они попадают или в два) и сравнивается с установленным ограничением в 3000000 рублей. Если средняя величина менее 3000000 рублей, то организация освобождается от уплаты ежемесячных авансовых платежей. При этом для освобождения не требуется разрешения налоговой инспекции, так же их не надо уведомлять об этом. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, должны уплачиваться не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Второй способ — по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей. Организации, обязанные применять этот способ, перечислены в пункте 3 статьи 286 Налогового Кодекса РФ. К ним, в частности относятся организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал. Так же этот способ применяют бюджетные организации, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах и т. д. Сумма квартального авансового платежа по итогам отчетного периода определяется исходя из фактической прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев) с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Третий способ — по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли. Применяют организации, которые изъявили желание платить авансовые платежи этим способом и известили об этом налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. Соответственно, переход на такой вариант уплаты авансовых платежей возможен только с начала налогового периода. В случае перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до конца налогового периода. Сумма авансового платежа за отчетный период определяется исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли в отчетном периоде, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. В бюджет ежемесячно перечисляется разница между суммой авансового платежа, начисленной нарастающим итогом с начала года, и авансовым платежом, начисленным и уплаченным за предыдущий отчетный период. Уплата производится в срок до 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, определенного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. Декларацию обязаны представлять все российские организации, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций, причем даже те, у кого нет обязанности по уплате налога. «Некоммерческие организации, у которых не возникает обязанность уплаты налога на прибыль, могут подавать декларацию по итогам отчетного периода, а по итогам налогового периода подают декларацию в упрощенном виде» [21, ст. 286].

Налогоплательщики предоставляют декларацию в налоговую инспекцию:

 по месту своего нахождения;

       по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

«Однако если обособленные подразделения организации находятся на территории одного субъекта РФ, то налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ можно уплачивать через одно обособленное подразделение (так называемое ответственное обособленное подразделение), которое организация определяет самостоятельно» [1,ст. 288].

1.3 Порядок исчисления налоговой базы налога на прибыль организации

Налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом РФ. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра, период (дату) составления, измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении, наименование хозяйственных операций, подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. «Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством» [10,с.56].

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. «Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю» [24, с. 98].

Налогоплательщики, понесшие убыток в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Также налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Если убытки были более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

— период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

— сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;

— сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;

— прибыль (убыток) от реализации;

— сумму внереализационных доходов;

— сумму внереализационных расходов;

— прибыль (убыток) от внереализационных операций;

— итого налоговая база за отчетный (налоговый) период;

— сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу;

— итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основании данных налогового учёта, если порядок группировки и учёта объектов хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учёте.

2. Значение налога на прибыль организации в современных условиях

2.1  Анализ поступления налога на прибыль организации в федеральный бюджет и бюджет Тамбовской области

Как уже ранее было изложено, налог на прибыль организаций – это федеральный налог, ставка которого установлена в размере 20%, однако в федеральный бюджет поступает лишь 2%,а остальные 18% поступают в бюджеты субъектов РФ. Но роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета (как федерального так и субъектов РФ) в России достаточно существенна, объемы поступления средств от этого налога очень велики.

«В налоговых доходах федерального бюджета поступления налога на прибыль занимают четвертое место после налога на добавленную стоимость (далее – НДС), налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) и единого социального налога (далее — ЕСН). Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ)» [19,с.272].

В последние несколько лет, до 2009 года, структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ изменялась в пользу налога на прибыль. Темпы роста поступлений от налога на прибыль в 2008 году составили 16%, причем в федеральный бюджет поступило 18,7%, а в консолидированный бюджет субъектов РФ – 14,4% налога. Важнейшим фактором роста поступлений от налога на прибыль, безусловно, являлось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, выразившееся в росте сальдированного финансового результата и в снижении количества убыточных предприятий.

Однако, если еще в 2008 году была видна тенденция увеличения поступления налога на прибыль в федеральный бюджет РФ относительно предыдущих лет, то в 2009 году поступления наоборот стали сокращаться. В 2008 году в налоговых доходах федерального бюджета этот налог занимал третье место (19%) после НДПИ (39%) и НДС (24%), а уже в конце 2009 года поступления налога на прибыль в налоговых доходах федерального бюджета заняли четвертое место (6%) после НДС (39%), НДПИ(33%), ЕСН (17%) (см.Рис.1 и Рис.2).

Рис.1. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2008 году[2]

Рис.2 Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2009 году[3]

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей, что в 3,9 раза меньше, чем годом ранее. Если в августе сборы этого налога были на уровне 9,2 млрд. рублей, то в сентябре сократились до 8,8 млрд. рублей. Как поясняет Федеральная налоговая служба России (ФНС), снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.

От Тамбовских налогоплательщиков в 2008 году в федеральный бюджет РФ (включая ЕСН) поступило 4610,2 млн. рублей. Из них НДС – 40,7 %, ЕСН – 38,7 %, акцизы на подакцизную продукцию – 10,2 % и налог на прибыль организации – 9,1 %. В 2009 году налоговые поступления от Тамбовских налогоплательщиков уменьшились на 1,7 % (4533,8 млн. рублей). При этом НДС составил 45,9 % от поступления в федеральный бюджет, ЕСН – 40,4 %, акцизы на подакцизную продукцию – 8,2 % и налог на прибыль организации – 4 %.

Как видно из вышеизложенного – поступления от налога на прибыль организации в федеральный бюджет сократились и в Тамбовской области, что также связано с ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и со снижением ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет.

Роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета Тамбовской области также значительна, он занимает второе место после налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

В 2008 году в областной бюджет от Тамбовских налогоплательщиков поступило 7366,6 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 16 % больше уровня 2007 года. Поступления в бюджет были обеспечены в основном за счет НДФЛ – 43,2 % в общей сумме доходов областного бюджета, налога на прибыль организаций – 31,7 % (2331,6 млн. рублей), налога на имущество организаций – 9,4 %.

В 2009 году в бюджет области поступило 11525,1 млн. рублей, что больше уровня 2008 года на 10,1 %. Поступления в бюджет были обеспечены в основном за счет НДФЛ – 47,2 % в общей сумме доходов бюджета, налога на прибыль организации – 25,7 % (2966,9 млн. рублей), налога на имущество организаций – 7,9 %.

Из этих данных видно, что в областном бюджете Тамбовской области наблюдается небольшой рост поступления налога на прибыль с 2331,6 млн. рублей до 2966,9 млн. рублей. Объяснить это можно тем, что с 1 января 2009 года ставка налога в бюджеты субъектов РФ увеличилась с 17,5 % до 18 %. Однако, если бы не было роста количества убыточных организаций и в целом ухудшения результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в Тамбовской области, то количество поступлений от налога на прибыль в областной бюджет Тамбовской области росло большими темпами.

2.2  Направления реформирования налога на прибыль организации

Исполнение налогоплательщиками правил налогового законодательства по налогу на прибыль является достаточно сложным и громоздким.

Например, кроме налогового периода, когда налогоплательщик сдает годовую налоговую декларацию и соответствующую отчетность, предусмотренную законодательством, он сдает еще налоговые декларации по каждому отчетному периоду и расчеты, связанные с месячными авансовыми платежами. В будущем предполагается значительно упростить положение налогоплательщиков, установив отчетный период по налогу, равным налоговому периоду, то есть календарный год. Не предполагается, конечно, отмена авансовых платежей, необходимых для обеспечения равномерности поступления средств в федеральный и региональный бюджеты, но их расчет будет базироваться на основании финансового результата предыдущего года без ежемесячного и ежеквартального определения налоговой базы. Однако, такой механизм требует разработки отдельных положений, в частности связанных с расчетом авансовых платежей по налогу у организаций, получивших в предыдущем налоговом периоде убыток или имеющих убыток в текущем налоговом периоде.

В федеральном законе «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» описаны направления реформирования налога на прибыль организации в период с 2010 по 2012 года. В реформировании налога на прибыль организации предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп. Также в текущем 2010 году предлагается решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными — с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, — являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

Для повышения эффективности законодательства о налогах и сборах в этой области предполагается внесение следующих изменений.

Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные пунктом 1 статьи 269 Налогового Кодекса РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения «рыночного» уровня процентной ставки для их использования при определении допустимого уровня отнесения процентов во взаимоотношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми. При условии внесения таких изменений необходимо исключить из статьи 269 Налогового Кодекса РФ требование о проверке сопоставимости условий долговых обязательств для принятия решения об отнесении процентов на расходы в налоговых целях, оставив лишь ограничение на предельный уровень принимаемых процентов.

Вопрос об определении рыночного уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг), необходимо решать в связи с тем, что к доходам от таких операций в настоящее время неприменимы положения статьи 40 Налогового Кодекса РФ, т.к. эти правила относятся только к ценам реализации товаров (работ, услуг). В рамках совершенствования норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых целях следует распространить правила определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами.

Во-вторых, с учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практике «недостаточной капитализации». Под практикой «недостаточной» или «тонкой» капитализации понимается замещение финансирования дочерних организаций через участие в капитале, что подразумевает распределение получаемой прибыли с помощью облагаемых налогом дивидендов, финансированием при помощи предоставления заемных средств и последующем распределении прибыли через уплату относимых на расходы процентов.

Ограничения на отнесение процентов по займам, предоставленным взаимозависимыми лицами, с точки зрения противодействия «недостаточной капитализации» следует уточнить с учетом новых правил определения взаимной зависимости лиц. Также предполагается распространить предусмотренные в настоящее время правила, основанные на расчете финансового рычага, на взаимоотношения как с иностранными, так и с российскими лицами.

Возможным вариантом также может являться более простой подход, основанный на применении правила, согласно которому расходы по выплате процентов ограничиваются фиксированной долей налогооблагаемого дохода в пределах действительного размера указанных расходов. При этом под расходами по выплате процентов понимаются расходы по выплате чистых процентов, то есть превышения сумм расходов по уплате процентов, осуществленных в налоговом периоде, над доходами в виде процентов, полученных в налоговом периоде. Этот подход возможно применять без определения взаимной зависимости лиц как условия для ограничения по принятию процентов к расходам.

Также с 2010 года планируется усовершенствовать механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов. Предполагается внести в законодательство о налогах и сборах изменения, направленные на уточнение порядков:

признания расходов, связанных с участием в конкурсе, по результатам которого не заключено лицензионное соглашение на пользование недрами;

ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов;

отнесения на расходы разовых платежей за пользование недрами.

Еще представляется необходимым создать условия для справедливой оценки ценных бумаг, не обращающихся на организованных рынках, для целей налогообложения налогом на прибыль организаций. Следует отказаться от определения рыночной цены ценных бумаг по цене аналогичных бумаг, поскольку применение критерия аналогичности на рынке ценных бумаг невозможно (в силу уникальности каждой ценной бумаги) и создает высокие риски признания такой цены необоснованной. Необходимо рассмотреть вопрос о возможности применения методики, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков, для определения рыночной стоимости ценных бумаг.

Предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток). Ведь различия предусмотренных налоговым и бухгалтерским учетом порядков переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, приводят к тому, что организации, осуществляющие операции в иностранной валюте на условиях предварительной оплаты, фактически, обязаны вести два учета, в которых имущество, обязательства и требования имеют различную стоимостную оценку и порядок переоценки.

Фадеев Д.Е. — главный эксперт Департамента по законодательству ТПП РФ, кандидат юридических наук, написал статью — «Реформа налогового законодательства — достоинства и недостатки», в которой выразил свое мнение о проводимых законодателями налоговых реформах. В этой статье он описал свои взгляды и на то, какое реформирование налога на прибыль организации, по его мнению, необходимо провести.

Во-первых, он считает, что необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о возврате «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль организаций. Он пишет «Мы полагаем, что данная льгота могла бы быть законодательно закреплена в новом виде — посредством введения механизмов ускоренной амортизации для средств инвестируемых предприятиями на расширение и модернизацию собственного производства, на пополнение основных производственных фондов». Также он коснулся вопроса льгот и по другим вопросам: «Глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ не устанавливает льгот по налогообложению прибыли, полученной предприятиями в результате осуществления инновационной деятельности, прибыли банков в результате кредитования ими стартовых инновационных предприятий, а также прибыли, полученной издательствами в результате публикации ими научных материалов. Такое положение дел представляется не верным».

Также он описал и другие, по его мнению, недостатки налога на прибыль организации: « К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и т.д» [30].

Процесс совершенствования налогового законодательства непрерывен и он будет продолжаться и дальше в тех направлениях, несовершенство которых будет проявляться в процессе использования действующего порядка налогообложения прибыли.

Заключение

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала. Кроме того, трудно переоценить роль данного налога как источника дохода бюджета. В России налог на прибыль организаций является одним из основных доходообразующих налогов.

Однако практика показала, что система налогообложения прибыли организаций имеет существенные недостатки, которые необходимо исправить для более эффективного использования государством такого налогового инструмента как налог на прибыль. Процесс совершенствования налогового законодательства непрерывен и он будет продолжаться и дальше в тех направлениях, несовершенство которых будет проявляться в процессе использования действующего порядка налогообложения прибыли.

В данной курсовой работе была раскрыта сущность налога на прибыль, определены объект и субъект налогообложения, описан порядок определения доходов и расходов организации и их признание для целей налогообложения, рассмотрен порядок расчета налоговой базы по данному налогу. Также был произведен анализ поступления налога на прибыль организации в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ на примере Тамбовской области, за последние два года, и была выявлена тенденция снижения поступления данного налога в связи с ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога с 24% до 20%. Также мной были рассмотрены и вопросы направления реформирования налога на прибыль организации.

Я считаю, что одна из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли – это ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов – основное условие выхода страны из кризиса.

Список использованной литературы

1.  Налоговый кодекс Российской Федерации.

2.  Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006г.№53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

3.  ФЗ от 25.05.2009 г. «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

4.  Акинин П.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 496 с.

5.  Анисимова Л. Налог на прибыль организаций: основные проблемы и направления совершенствования. М.: ИЭПП, 2008 – 254с.

6.  Горшенина Н.В. Налог на прибыль: открываем сезон / Горшенина Н.В. // Актуальная бухгалтерия. — 2008. — №3.

7.  Горячев С. Налог на прибыль: 6:1 в пользу налогоплательщиков / Горячев С. // Практическая бухгалтерия. – 2008. — №10.

8.  Григоренко Д.Ю. Обсуждаем сложные вопросы исчисления налога на прибыль / Григоренко Д.Ю. // Российский налоговый курьер. – 2007. — №20.

9.  Дубцова Н. Налог на прибыль: эффект от снижения / Дубцова Н. // Расчет. – 2009. — №2.

10.  Кваша Ю.Ф. Налоговое право, М.: Высшее образование,2008 – 176с.

11.  Кисилевич Т.И. Практикум по налоговым расчетам: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Финансы и статистика», 2005. – С. 312.

12.  Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. – М.: «Финансы и статистика», 2005. – С.752.

13.  Интернет-сайт www.nalog.ru






See also:
Яндекс.Метрика