кружок Юный эколог


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 4»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического Заместитель директора по Директор МОУ СОШ №9

объединения учителей УВР__________________ ____________

начальных классов

Протокол №1 от « » августа 2011г Протокол №

от «__»августа 2011г от « » августа 2011 г

Руководитель МО

_________________

Рабочая программа

кружка ««Юный эколог»»

для 1 класса

Составители:

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 4

Мусиенко Н.В.

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 4

Попова И.В.

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость  экологического   воспитания  – следствие вышесказанного.

Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология-это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек- не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека- может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Рабочая программа социального направления  «Юный эколог»  составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования.

2. Цель: осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение

причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Задачи  :

1.Понимание самоценности природы.

2.Осознание себя, как части природы.

3.Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам.

4.Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5.Воспитание активной жизненной позиции.

6.Обучение азам экологической безопасности.

7.Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8.Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

9.Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

3. Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий;

принцип практической направленности.

4.Особенности программы

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. При осуществлении  экологического   воспитания  необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Программа составлена из расчета три часа в неделю.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, рассчитана на младших школьников.

Используются следующие формы: дидактические игры, беседы, инсценировки, путешествия, викторины, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Сроки реализации: 1 год

Возраст детей: 6 –8 лет

Состав группы: постоянный

Занятия: групповые

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

30 мин

1 раз

1 занятиe

33 ч

5. Содержание  программы 

Программа состоит из 4 разделов. В 1 разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривают во взаимосвязи. Раздел «Планета — наш дом, а мы хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.

Часть 1 . «Мир вокруг нас» 4 ч

Цель: Формирование системы представлений об окружающем мире

Задачи:1. Расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.

Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам.

Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, радость от общения с природой.

Часть 2. «Живая природа» 18 ч

Цель: Формирование осознание ребенком себя человеком, как части природного мира.

Задачи:1 Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах.

2.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

Часть 3 «Неживая природа» 5 ч

Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.

Задачи:1. Учить детей ориентироваться в мире физических явлений

2. Систематизировать знания детей о таких явлениях как свет, воздух, вода, почва, температура.

Часть 4. «Планета — наш дом. Мы хозяева в нем» 6 ч

Цель: Обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера.

Задачи: Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.

5. Методическое обеспечение

При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок юного эколога», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

Некоторые занятия полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций.

Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес и бережное отношение к природе своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

Тематическое планирование материала

Даты проведения

Содержание

Кол-во

часов

Цели

Планируемый результат

план

план

Мир вокруг нас

4

Формирование и открытие кружка «Юный эколог». Распределение ролей. Введение символики, правил

1

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

Экскурсия по территории школы и близлежащим окрестностям.

1

Знакомство с помещениями школы и правилами поведения в них. Моделирование и оценивание различных ситуаций поведения.

Знать:

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Где мы живем .Что нас окружает Как вести себя в природе

1

Изучать правила поведения в природе. Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к ней

Знать:

название нашей планеты;

– родной страны и ее столицы;

– региона, где живут учащиеся.

Уметь:

– называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира;

– давать устное описание объектов окружающего мира

Знать правила поведения в природе

Беседа «Мы — друзья природы»Конкурс поделок «Здравствуй, осень».

1

Развивать аккуратность при выполнении практических работ, желание сделать красивое и правильное изделие, воспитывать коммуникативные умения.

Живая природа

18

Какие бывают растения? Деревья и кустарники Цветы и травы

1

Учить различать деревья и кустарники, развивать экологическую культуру учить работать со справочниками

Знать:надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги.Уметь работать с бумагой

Растения.

1

Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать предметы, определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения в группы.

Дикорастущие и культурные растения Лекарственные растения. Выпуск стенгазеты «Лекарственные растения».

1

Воспитывать бережное отношение к растениям; культуру поведения на природе, на уроке-экскурсии; интерес к наблюдениям за растениями.

– чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы;

– 2–3 названия цветов

Уметь:

– определять растения;

– называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие)

Комнатные растения Занятие «Уход за комнатными растениями».

1

Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях ,в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры.

Знать названия 2-3 ядовитых растений, понимать. Что любые растения нуждаются в охране

Исчезающие растения. Охрана растений. Беседа: «Что такое Красная книга».

1

Дать детям представление о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений и животных; учить обращаться с природой бережно, развивать умение рассуждать

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Занятие «Для праздничной елки».

1

Формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.

Знать о вреде вырубки елей к новогодним праздникам, уметь отражать свою позицию в листовке

Грибы съедобные и несъедобные

1

Характеризовать и описывать грибы, выявлять условия для их роста и развития, аргументировано доказывать, что грибы относятся к живым организмам.

Знать названия 2-3 экзотических фруктов, уметь находить их на рисунке, рассказывать об одном из них по плану

КВН «Что мы знаем о растениях» -Составление правил поведения в природе, изготовление экологических знаков.

1

Воспитывать бережное отношение к растениям; культуру поведения на природе, на уроке-экскурсии; интерес к наблюдениям за растениями.

Знать название нашего края, уметь рассказывать по плану, выражать свои мысли и чувства в рисунке

Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!»

1

Дать детям представление о людях, создающих книгу, — писателе и художнике — иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, обложка с текстом и иллюстрациями), объяснить, что книгу можно сделать самим

Знать 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Уметь:

– объяснять экологические знаки;

Какие бывают животные?Дикие и домашние животные.

1

Расширить знания о диких и домашних животных, развивать мышление, речь

Знать порядок изготовления книги, уметь изготовить правильное, аккуратное изделие

Принципы и правила содержания домашних животных. Поговорим о кошках и собаках

1

Уточнить представление о кошке, как домашнем животном

Формировать у детей представления о том, что собака — умное домашнее животное, пред хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому ее используют на разных службах — для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для разыскивания правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.

Знать и выполнять правила поведения в лесу

описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

Экскурсия в ЭБЦ Занятие – игра: «В мире животных».

1

Познакомить с, Экологическим центром, условиями проживания зверей в неволе, развивать экологическую культуру

наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика