конспект урока Почему идет дождь и дует ветер


Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: расширять знания о дожде и ветре, знании этих явлений для жизни растений, животных и человека; объяснять причины возникновения ветра и дождя; развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни понимание активной роли человека в природе; Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать виды дождя.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 1 класс А.А. Плешаков, оборудование для опытов, карточки со словами, компьютер, цветные карандаши.

Ход урока

1.Орг. момент. Заливистый школьный звонок

Позвал нас на урок

Будьте внимательны,

А ещё старательны.

2.Актуализация знаний. Игра « Доскажи словечко»

*Солнце – это огромный пылающий … (шар).

*Солнце – это ближайшая к Земле… (звезда).

*Солнце создаёт нам … (день).

*По размерам Солнце… (больше) Земли.

*Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …(далеко от Земли)

*Звезды – это огромные пылающие … (шары).

*Они кажутся нам маленькими… (точками), потому что находятся …( далеко от Земли).

*Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по … (размеру).

* Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в …(в созвездия).

3.Самоопределение к деятельности.

— О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле. ( Дождь)

-А почему идёт дождь? (Ответы детей.)

Носится, свищет,

Мечется, рыщет,

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)

— Что вы знаете о ветре? (Ответы детей.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. ( О дожде и ветре)

-Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идёт дождь и дует ветер?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4.Работа по теме урока.

-Послушайте стихотворение Г. Новицкой про дождик, которое называется «Дождик».

Ученик 1. Мокнет ёжик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Ученик 2. Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы,

Мокнут лавочки, ограды.

Ученик3. Лишь лягушки очень рады:

В лужах скачут, песни пляшут,

И зелёным флагом машут…

— Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или весёлое? (Грустное.) Почему?( Дождь льёт день и ночь. Мокнут птенчики, электрички, мамы, папы. Весёлое, потому что лягушки рады )

А всегда дождь вызывает грустное настроение? ( Дети рассказывают о том какую пользу приносит дождь, весенний летний-поливает траву, освежает воздух в жару, осенью — грибная пора.)

Ученик 4. Кружит тучка надо мной.

Дождь весёлый, дождь грибной.

А грибы меня смешат:

От дождя под зонт спешат.

-Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь? (Из тучи)

— А как дождик попадает в тучу? ( Не знаем)

-Три дня назад мы с вами налили воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.

(Вода испарилась)

-Тоже происходит на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, океанов, но и с суши.

-Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

-Давайте посмотрим об этом мультфильм «Круговорот воды в природе» (интернет ресурсы)

(На доску прикрепляется карточка со словом облако)

-Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.

(На доску прикрепляется карточка со словом туча)

-Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.

(На доску прикрепляется карточка со словом дождь)

-Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.

Работа в парах: опыт №1

Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

Учитель поясняет все действия, ребята выполняют работу.

-Ребята, представьте, что у вас в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

-Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…

(Дети отвечают хором – дождь)

— Вот так появляется дождь.

Работа в группах:

-Прочитайте первое задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)

-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87

Почему так назвали дожди? (Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст)

-Прочитайте второе задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)

-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87

-Что же такое туча? (Тёмное густое облако)

-Из чего состоят тучи? (Их тяжёлых капель воды)

— Почему они падают? (Капельки тяжёлые и не могут долго держаться на небе. Они падают и образуют дождь.)

5. Физкультминутка.

(На компьютере Ячменева М.А. «Злая тучка»)

6.Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?

-Что такое ветер? (Это движущийся воздух.)

Работа в группах:

-Прочитайте третье задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)

-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87

— Ребята, а мы можем сами получить ветер?

Опыт №2

Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер)

-Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух)

Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

Опыт №3

На подоконник положить воздушный шарик, учитель открывает окно на несколько секунд. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик с окна.

-Прочитайте четвёртое задание на с. 36 учебника. (Учитель выслушивает ответы нескольких учеников)

-Проверим себя, правильно ответили на вопрос. Прочитайте текст на с. 87

Вывод: просмотр на компьютере (приложение)

— Ребята, а вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит ветер.

(Обрывает провода, срывает крыши с домов…)

Выполнение заданий в рабочей тетради

№1(с.23-24) работа в парах

№2 (с.24)

Творческая работа

— Сочините сказку по рисунку на с.37 учебника.

7.Рефлексия

-Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.37, в рамке

-Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)

8.Итог: — Вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?

— Что интересного вы сегодня узнали, услышали?

— Какие открытия вы для себя сделали?

Литература:

1.Учебник «Мир вокруг нас» 1 класс А.А. Плешаков.2012г.

2.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир Т.Н.Максимова.2012г.

3.Интернет ресурсы. Физкультминутка Ячменева «Злая тучка»

4.Интернет ресурсы. Мультфильм «Приключение капельки. Или Круговорот воды в природе»

5.Сборник стихов Г.Новицкой

6. КуликовА.Н.,Гурлянд С.Г. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?» М.: Багира,1995г.






See also:
Яндекс.Метрика