конспект урока по теме Почва — важнейшая часть экосистемы 3 класс


Конспект урока

Шевченко Елены Викторовны учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 15 имени Пяти Героев Советского Союза

3 класс УМК «Школа 2100»

2 четверть

Тема: «Почва – важнейшая часть экосистемы»

Цель урока:

познакомиться со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы

объяснять причину плодородия почв с учётом новых знаний.

уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к почве.

Задачи:

для формирования познавательных УУД

развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, опытов, текста;

развитие умений классифицировать по признакам и обобщать информацию, выявлять сущность и особенности объектов.

для формирования коммуникативных УУД

развитие умения работать в паре, группе;

развитие умения слушать и понимать других;

развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

для формирования регулятивных УУД

развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

для формирования личностных УУД

развитие умений объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к почве.

Создавать у учащихся положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Тип урока: усвоения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, частично поисковая, исследовательская.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, компьютер, проектор, персональные компьютеры на парте, микроскопы, материал для исследования.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Методические рекомендации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

5

6

1

Организа

ционный

Стадия «Вызов»

(актуализация опорных

знаний)

Настрой на работу.

Организует класс:

-приветствие

-беседа о настроении, с которым дети пришли на урок

Приветствуют учителя, определяют своё настроение по эмоциональному термометру.

Игра «Верите ли вы, что…»

Слайд 2.

Слайд 2. (тема урока)

Слайд 3.

(кластер)

1) Подводит с помощью вопросов к формулированию темы урока.

-Сегодня начнем наш урок с игры «Верите ли вы, что…»

У вас на парте таблица. Вам необходимо заполнить первую строку таблицы. Я буду читать вопросы, а вы, поставите знаки «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

… ветер может разрушить горы?

… опавшие осенью листья вредят почве?

… 1см почвы образуется за 300 лет?

… чем больше в почве перегноя и минеральных веществ, тем она плодороднее?

… растения участвуют в образовании почвы?

… почва и камень родственники?

… почва – наша кормилица?

— В конце урока мы вернемся к таблице и сравним результаты.

2) Определение темы урока.

-Какое слово часто повторялось в моих вопросах?

— Какова тема сегодняшнего урока?

3) Приём «Кластер» (работа в парах)

— Подумайте и скажите, как вы ответите на этот вопрос: « Что такое почва?». Какие слова у вас ассоциируются со словом «почва»?

Заполняют 1 строку таблицы.

Почва.

Дети высказывают предположения. На доске открываются все утверждения детей.

3

Постановка целей урока

Слайд 4. (тема и вопросы, на которые будем искать ответ)

— Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

— Обсудите в паре, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей

— Какую цель поставит каждый для себя? (спросить 2-3 чел)

-Для чего необходимы эти знания?

Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть?

2- 3 человека формулируют цели урока, объясняют, для чего необходимы эти знания.

4

Поиск решения проблемного вопроса.

стадия «Осмысление»

Проведение опытов, наблюдений (работа в паре).

Слайд 5.

— Сегодня мы с вами будем исследователями. Работать будете в паре. О чем нужно помнить, работая в паре?

Координирует действия уч-ся, направляет работу в парах.

Опыт№ 1

Рассмотреть образец почвы. Высказать предположения, из чего состоит почва.

Опыт № 2

Бросить горсточку почвы в стакан с водой. Посмотреть и предположить, что поднимается вверх, что содержится в почве.

Попробовать сформулировать вывод .

Опыт №3

Рассмотреть образец почвы в микроскоп. Предположить из чего состоит почва.

Побуждает к высказыванию своего мнения, обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников.

На основании опытов сделать вывод:

— Из чего состоит почва? (Проверка по слайду 5).

Вспоминают правила работы в паре:

нужно уметь договариваться, выслушивать точку зрения одноклассника…

Развивают навыки анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогии.

развивают умение работать в паре.

Предположения детей:

— песок, глина;

— в почве содержится воздух;

— мелкие камушки.

Физминутка

Работа с учебным текстом ( приём «Инсерт»)

(с.44-45)

(слайд 6)

а) Самостоятельное чтение текста с пометами.

— Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» — уже знал; «+» — новое для меня; «-» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопрос.

б) Проверка понимания прочитанного.

— Что было для вас знакомым из прочитанного?

— Что нового вы узнали для себя из этого текста?

— У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Самостоятельная аналитическая работа.

Дети читают текст и делают на полях пометы.

Дети высказывают свои вопросы и предположения.

5

Первичное закрепление.

игра «Задай вопрос однокласснику»

(слайд 7)

(слайд 8)

— Ваша задача задать вопрос одноклассникам по теме.

Давайте подведём итог.

— Что такое почва?

— Из чего состоит почва?

— Как вы думаете почва – это вещество?

-Прокомментируйте рисунки. Значение слова «плодородие».

— Как образуется почва?

— Кто помогает делать почву плодородной?

— Как называется плодородный слой почвы?

— Какой это слой, по сравнению с другими?

— Найдите название самой плодородной почвы?

Дети объясняют, где на рисунке плодородная почва и смысл слова «плодородие»

6

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 9 (верите ли вы)

Подводит итог занятия, выводит результат на экран

-Какой проблемный вопрос решали на уроке?

— Что нового узнали?

— Кому хочется узнать больше о почве?

— Возвращаемся к нашей таблице. Заполняем 2 строку.

— Сравнить варианты ответов.

— На какой вопрос мы не получили ответа? (вопрос на внимание)

— Можно ли считать плодородие почвы богатством страны?

Дети отвечают на вопросы.

— Что такое почва?

— Какими свойствами она обладает?

Заполняют 2 строку таблицы, сравнивают результаты, делают выводы.

— Плодородие – это богатство страны.

— Самые плодородные почвы – черноземы.

Приём «Синквейн»

— Как нужно относиться к плодородию почвы?

— Что нужно делать, чтобы сберечь плодородие почвы?

— Какие исследовательские умения вы осваивали, изучая почву?

Самооценка своей деятельности (определяют своё настроение эмоциональному термометру)

Домашнее задание: Составить синквейн по теме «Почва»

(напомнить детям правила составления)

Анализируют свою работу в парах.

Рыхлить, чередовать посев различных культур, не уничтожать дождевых червей, не засорять мусором и т.д.

Учились наблюдать, собирать информацию, выслушивать мнения одноклассников, делать выводы






See also:
Яндекс.Метрика